Аргументы Недели → Общество № 18 (864) 11-16 мая 2023 13+

Блогер Елена Блиновская потратила 120 млн рублей, отмечая на Алтае своё 40-летие

, 18:43

Блогер Елена Блиновская потратила 120 млн рублей, отмечая на Алтае своё 40-летие

Многих россиян шокировал сюжет криминальных новостей, в котором популярная блогерша Елена Блиновская даёт показания по обвинению в неуплате налогов на почти миллиард рублей. Всех интересует одно: откуда у неё столько денег? Неужели их можно заработать, выкладывая в Интернет ролики со своими историями и размышлениями?

Метод Блиновской

41-летнюю Блиновскую задержали 27 апреля, когда она пыталась на арендованном автомобиле выехать из России через Беларусь, откуда взяла авиабилет в дальнее зарубежье. Ей предъявили обвинение в неуплате налогов на 918 млн рублей, возбуждено уголовное дело по статье об «отмывании денег в особо крупном размере». Подозреваемая отправлена под домашний арест. По версии следствия, Блиновская получала доходы на расчётные счета 18 организаций и трёх индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощённую систему налогообложения. А «упрощёнку» ведь придумали для индивидуальных предпринимателей с доходом не более 4 млн рублей: платишь 6–7% – и всё. Если бы блогерша весь свой приход замкнула на одно юрлицо, налоговая ставка была бы совсем другой.

Блиновская родилась в райцентре Опарино в Кировской области, но на экономиста выучилась в Ярославле. После этого работала секретарём в рекламном агентстве, где познакомилась с будущим мужем – предпринимателем Алексеем Блиновским. Её первым бизнесом, который она продала после рождения первого ребёнка (всего у Елены четверо детей), стала контора по организации свадеб. Став матерью, Блиновская начала вести блог, в котором рассказывала, как грамотно воспитывать малышей и всё успевать. Число подписчиков росло, и к началу 2020-х перевалило за 5 миллионов.

Но подлинной её находкой стали «марафоны желаний». Здесь Блиновская учила подписчиц (90% её аудитории составляют женщины) формулировать свои цели и желания. Ничего особо сложного: не следует использовать частицу «не» или хоть немного сомневаться, что мечта осуществима. Участники «марафонов» должны загадать минимум 10 желаний и после этого выполнять «домашние задания» от Блиновской. Например, провести дома уборку, чтобы «избавиться от всего лишнего», написать письмо своим желаниям или пройти психологические тесты. «Нужно уметь правильно мечтать и просить, и тогда Вселенная услышит», – говорила гуру.

«Марафон» длился месяц, первая неделя давалась бесплатно. В 2021 г. самый дешёвый тариф составлял 2 тыс. рублей и не предполагал обратной связи по домашним заданиям. За 4 тыс. рублей с участником работали помощники Блиновской, а за 200 тыс. можно было лично пообщаться с прекраснейшей. Например, наставница (сама она просила называть её «феей») отправляла подписчицам и совет индивидуального свойства – только для них. За первые три года, как сообщали медиа, в марафонах поучаствовало около 150 тыс. человек.

Если кто-то подумал, что Елена Блиновская мошенница, втюхивающая доверчивым гражданам какой-то фуфел, который они и сами могут прочитать в бесчисленных книгах о том, «как изменить свою жизнь», то ничего подобного. Не известно ни об одном подписчике, который бы после общения с «феей» счёл себя ограбленным. Или что у него вытянули всё состояние хитрыми прихватами на манер сайентологов или лжедокторов, которые находят у граждан несуществующие болезни и «лечат» их за кучу денег. Никакого принуждения к покупке её услуг в бизнесе Блиновской не найти, а стоят они именно столько, сколько заявлено в самом начале.

Просто стильная женщина смогла создать себе имидж человека, способного навести порядок в хаосе чужой головы. Она и успешная бизнесвумен, и многодетная мать, и победительница конкурса красоты для замужних женщин, и ведущая телешоу «Дом исполнения желаний». В её действиях вроде бы и хмурого стяжательства не видно: например, Блиновская регулярно разыгрывала среди подписчиков миллион рублей с условием, что победитель потратит выигрыш исключительно на самого себя. Люди же нанимают тренера, идя в тренажёрный зал, хотя вполне могут сами изучить упражнения и секреты их выполнения. Так почему не нанять «тренера по мыслям»? Тем более что цена вполне подъёмная.

За последний до задержания Блиновской марафон народ заплатил по 11 тыс. рублей. После чего «фея» попросила обозначить сумму, с которой участникам не жалко расстаться. Спустя сутки блогерша попросила эту сумму ей перекинуть – для понимания, что необходимо отвечать за свои слова. За час с небольшим на её счета ушло 12 млн рублей. Но Блиновская с сожалением назвала этот поток «жадным», ибо предыдущий созыв «марафонцев» не пожалел для неё 36 миллионов.

Своё 40-летие «фея» отметила на Алтае, потратив на него, как сообщали СМИ, 120 млн рублей. Вели мероприятие Ксения Собчак и Иван Ургант, на сцене зажигали Филипп Киркоров и группа «Звери». Позже в интервью юбилярша рассказала, что попросила подписчиков отправить ей в подарок «хоть один рубль». И разом собрала 2, 5 млн – мелочь, а приятно. Можно было бы ещё долго рассказывать о принадлежащей Блиновской недвижимости и премиальных автомобилях. Или как она получила от государственного Фонда кино 25 млн рублей на съёмки художественного фильма «Марафон желаний». Но важнее другое.

Во-первых, за последние 10–15 лет в стороне от контролируемых государством институтов вроде телевидения выросла целая грядка властителей дум, имён которых не пользующийся Интернетом человек может за всю жизнь ни разу не услышать. Во-вторых, государство стало ревниво относиться к их существованию и финансовой свободе, не раз обещая навести порядок с этим «инфоцыганством». В марте 2023 г. Следственный комитет завёл несколько уголовных дел на крупных блогеров за уклонение от уплаты налогов. Под следствием оказались Валерия Чекалина (300 млн рублей неуплаты) и Александра Митрошина (120 млн). Вселенная не случайно подсказала Елене Блиновской, рвавшей когти из страны, что и над ней сгущаются тучи.

Рынок искренности

Во всём мире видео уже сейчас чаще смотрят по запросу в Интернете, чем по ТВ. В России у блогеров-миллионщиков (у которых более 1 млн подписчиков) прямо сейчас аудитория больше, чем у популярных телеведущих. Их контент «юзает» главным образом молодёжь, чьи вкусы и привычки в будущем сделают разрыв ещё шире.

Мода пошла с середины 2010-х. Кто-то разоблачал фокусы, кто-то учил быть красивым и стильным. Казалось бы, научить старшеклассниц модному маникюру – тема малоперспективная. Но вот бьюти-блогер Катя Клэп приехала в Екатеринбург, заранее написав у себя: дескать, ребята, тогда-то буду в такой-то кафешке. И невзначай заблокировала центральную улицу, по которой шествовали толпы поклонников, словно к ним приехал Элвис.

«Чихание – маленький оргазм», «Как сделать оберег для руки своими руками», «Урок, как из трусов сшить модную фешен-кофту» – такими видео прославилась 38-летняя Наталья Краснова. Артём Хохоликов позирует перед подписчиками в женских лифчиках и создаёт опросы: «Насколько вы любитe eсть? Нaпиши числo от 0 до 10».

90-летняя Валентина Кулешова из Краснодара привлекает аудиторию воспоминаниями о войне, похоронах Сталина и жизни в СССР. В её блоге «Заметки бабушки Вали» можно также найти советы по правильному воспитанию правнуков и выращиванию на даче мегапомидоров «Кронпринц». Дошкольница Катя Твардовская и её братик Максим набирали по 60–80 млн просмотров, всего лишь собирая конструктор и укачивая кукол. А их родители «поднимали» примерно 200 тыс. долларов в месяц на рекламе.

Эксперты говорят, что кризис ТВ – это кризис искренности. В 1990-е «пипл хавал» всё подряд: попсу, фанеру, экстрасенсов, НЛО, постановочные скандалы в студии. А нынешнее поколение куда более разборчивое. Оно ценит в видеоблогерах, что они говорят как соседи и друзья. «Миллионщик» ТилльНяшка объясняет: «Блогера воспринимают не как персонажа из фильма, а как своего человека. Когда приходишь на мероприятие, подписчики могут подбежать к нему, обнять его, некоторые целуют. И такое чувство, что ты – их родной».

В Великобритании каждый третий ребёнок в возрасте от 6 до 17 лет хочет работать видеоблогером. Врачами хотят стать втрое реже. В России подобных исследований не проводилось, но и без статистики понятно, что занятие это выглядит весьма привлекательно. Ведь кастингов нет, барьеров для входа почти не существует, как и чопорных «правил поведения». А значит, и пенсионеры, и первоклашки имеют шанс найти свою аудиторию и «рубить бабло». Специалисты признают, что очень трудно предсказать, чей контент «выстрелит».

Другое дело, что и в Голливуде далеко не каждый актёр выходит на солидные гонорары. Большинству лицедеев едва хватает денег на съёмную квартиру в Лос-Анджелесе, а популярности Роберта де Ниро они ждут всю жизнь. Между блогерами на Западе такая же пропасть. По данным исследования Оффенбургского университета прикладных наук, только 3% популярных YouTube-каналов приносят их создателям более 16 800 долларов в год, под которыми в США понимают прожиточный минимум. Это значит, что оставшиеся 97% блогеров творчеством в Сети прокормиться не могут.

Кроме того, труд блогера не заканчивается съёмкой и заливкой видео. Уйма времени уходит на взаимодействие с аудиторией: например, чтобы «быть родным», нужно отвечать на комменты и письма тысяч людей. Чтобы давать миллионам советы, как делать маникюр, нужно самому переработать горы специфической информации. Полным ходом идёт профессионализация блогов, для которых уже недостаточно просто снять себя любимого на телефон. Популярные блогеры превращаются в медиапроекты, над которыми работают профессиональные продюсеры, операторы, звукорежиссёры.

Так или иначе рынок повсеместно подстраивается под спрос. В летней школе видеоблогеров в Крыму профессиональные «технари» и блогеры-подростки учат не только «правильно пользоваться камерой, настраивать свет, записывать звук, монтировать», но и «разрабатывать концепцию собственного канала, продвигать и монетизировать видео». В Екатеринбурге юных лидеров мнений готовят с 9 лет, а в Новосибирске предлагают обучение в школе пенсионеров-блогеров. Правда, всё это сильно напоминает спрос на юристов в 1990-е годы, которых уже через 15 лет случился сильный переизбыток.

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram