Подписывайтесь на «АН»:

Telegram

Дзен

Новости

Также мы в соцсетях:

ВКонтакте

Одноклассники

Twitter

Аргументы Недели → Общество № 16 (862) от 26 апреля 2023 г. 13+

Легальное мошенничество

, 19:50

Легальное мошенничество

Обман доверившихся – один из самых страшных грехов в христианском учении. Великий Данте поместил обманувших доверие в предпоследний круг ада, даже ниже убийц и насильников. Ниже – только предатели и сам Люцифер. Но как быть, если обман оказывается совершенно легальным и не может быть наказан по закону? А ведь с ним может столкнуться каждый, кто посетит обычный супермаркет и зайдёт в отдел с консервированной продукцией!

«Стандартная» фальсификация

О масштабных фальсификациях при производстве консервов стало известно не вчера. Первые данные появились в печати года четыре назад. А с недавнего времени публикации стали массовыми. Казалось бы, такая волна публичного возмущения должна была обратить на себя внимание компетентных органов и привести к радикальному изменению в ситуации. Но этого не происходит! Потребитель, как и прежде, рискует приобрести банку дорогих консервов, внутри которой находится совсем не то, что обозначено на упаковке. И будет это совершенно законно.

Размеры проблемы таковы, что заставляют перевести дело из разряда «отдельных случаев» в разряд системы, подрывающей продовольственную безопасность государства. Попробуем разобраться, как мы «дошли до жизни такой» и есть ли в наличии у государства инструменты для пресечения этого безобразия. Специалисты отмечают, что это касается многих видов пищевой продукции. Например, колбасы или пельменей. Но, чтобы не перегружать читателя информацией, сосредоточимся на рыбных консервах. Просто поверьте, что, читая на упаковке колбасы или пельменей сведения о премиальном составе, вы не имеете никакой гарантии того, что в них содержится именно то, что написано. Всё дело в двух буквах – ТУ.

ТУ – это «технические условия», то есть вид стандарта организации, утверждённый изготовителем продукции или исполнителем работы, услуги. То есть ТУ не «спускаются» изготовителям продукции из государственных органов, а разрабатываются самим производителем, после чего регистрируются в Росстандарте. Всё делается на абсолютно добровольной основе. Более того, это договорные коммерческие отношения. То есть за такую услугу производитель платит деньги, и региональные подразделения Росстандарта, утверждающие ТУ, кровно заинтересованы в расширении клиентуры, чтобы заработать побольше. Законом разработка ТУ не регламентируется, кроме основополагающих моментов, согласно которым ТУ не должны противоречить другим национальным документам по стандартизации и техническим регламентам. При утверждении ТУ Росстандарт их на соответствие регламентным требованиям Таможенного союза не проверяет, ссылаясь на то, что не имеет таких полномочий. По сути, получается, что работа Росстандарта ограничивается тем, чтобы «шлёпнуть печать» на ту бумагу, что им принесут на подпись.

Фальшивая рыба

В итоге ряд ТУ на рыбные консервы противоречат действующим техрегламентам Таможенного союза. Так, техусловия на рыбные консервы, например, производителей ООО «Фортуна Крым», «Меркурий-Н» (Новосибирск), ООО «Сок-Фиш» (Новосибирская область) допускают, что при изготовлении консервов с одним наименованием, например «Сайра», может быть использовано сырьё из другой рыбы. То есть, следите за руками, – производители консервов приносят на утверждение документ, согласно которому консервы под названием «Сайра» могут содержать в себе мясо сельди или сардины. Это ТУ утверждается. И теперь в банке с надписью «Сайра» на абсолютно легальном основании лежит селёдка, которая обходится вдвое-втрое дешевле, но продаётся под видом дорогой сайры. И всё законно!

Масштабы подделок впечатляют. Например, управлением Россельхознадзора по Новосибирской области в ходе мониторинга производственных транзакций в системе «Меркурий» выявлена компания, которая ввела в оборот более 6 млн банок фальсифицированных рыбных консервов!

Так, уполномоченными лицами ООО «СОК-ФИШ» с августа 2021 г. по июль 2022 г. оформлены документы на производство более 1, 1 тыс. тонн консервированной рыбной продукции с указанием недостоверных сведений об использованном сырье.

Предприятие изготавливало консервированную сайру и скумбрию, использовав в качестве сырья сардины и сельдь. При производстве консервированной печени трески в документах указывались сельдь и горбуша, а в транзакциях на производство консервированной горбуши – сельдь. Продукция направлялась ООО «СОК-ФИШ» для реализации в оптово-розничные компании.

Розничные сети, особенно крупные ретейлеры, уже страдали из-за таких подмен, поэтому начали подходить к закупке продукции более тщательно. Лишнее внимание контрольных органов им совсем ни к чему, да и репутацию надо оберегать. Но производители нашли новую лазейку. Уже известны случаи, когда такие ловчилы выигрывали госконтракты на снабжение социальных учреждений, во многом как раз потому, что могли предложить более низкую цену. Выдавая селёдку за сайру, можно легко играть с ценой. Таким образом, сайро-селёдка отправлялась в воинские части, санатории, тюрьмы, больницы, школы, детские сады. По иронии судьбы около 1, 2 тонны фальсификата от ООО «Фортуна Крым» с января по октябрь 2022 г. успешно скормили слушателям филиала Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя в городе Твери.

Каким же образом можно вскрыть такую подмену? Неужели проверяющие органы должны брать пробы из каждой партии произведённых консервов, делать лабораторный анализ? Это просто нереально!

Недремлющее око «Меркурия»

На самом деле в наш цифровой век всё реально и даже не очень сложно. Дело в том, что Россельхознадзор ещё 15 лет назад начал внедрять специальную информационную систему ФГИС «Меркурий», и уже несколько лет она работает на полную катушку. С помощью этой системы фиксируются абсолютно все процессы, происходящие с животноводческой продукцией, которой является и пойманная рыба, на всех этапах её прохождения до конечного потребителя. Грубо говоря, войдя в «Меркурий», вы точно узнаете, где была поймана рыбка, лежащая в вашей банке, кем, кому продана, кем обработана и закатана и даже на какой машине доставлена в магазин. И, уж поверьте, ни на одном этапе она из селёдки мановением волшебной палочки в сардину превратиться не может. И если на консервный завод поступила партия сельди, а на выходе получилась партия консервов под названием «Сайра», то сделать из этого удивительного факта правильный вывод труда не составит.

Это происходит с помощью электронных ВСД, или ветеринарных сопроводительных документов. У каждого ВСД есть уникальный идентификатор – UUID. Уникальные идентификаторы есть и у всех участников оборота подконтрольной продукции, а значит, известно, кто, когда и где проводил с ней операции.

«Меркурий» является составным модулем целой экосистемы информационных ресурсов под названием «ВетИС». А для самой системы «ВетИС», кажется, тёмных уголков вообще не существует.

Было бы наивным считать, что только три вышеуказанные фирмы занимаются такими неблаговидными делами, как подмена дорогого продукта на дешёвый без указания на этикетке. За 2021 и 2022 годы Россельхознадзором, вооружённым «Меркурием», выявлено 710 «хозяйствующих субъектов, участвующих в легализации товаров неустановленного происхождения, которыми в общей сложности легализовано 228 тыс. тонн подконтрольных товаров, из них более 12 тыс. тонн – это рыбная продукция, введённая в оборот 175 хозяйствующими субъектами». По некоторым данным, до 40% рыбных консервов на российском рынке может быть фальсификатом. Антирейтинг «производителей рыбных консервов» России, по мнению контрольного органа, возглавили ООО «Рыбный остров», ООО «Меркурий Н», ООО «Фортуна Крым», ООО «Логистическая компания А», ООО «Владимирский консервный завод» (он же «Владкон»), ООО «Русский рыбный мир», ООО «Стеклянный рыбный мир», ООО «Ряжская рыбоперерабатывающая компания», ООО «Морские традиции».

Кто виноват?

Возникает резонный вопрос. Если существует такая мегасистема, как «Меркурий», через которую не проскочит даже мышиный хвост, то как получается, что через неё просачиваются десятки и даже сотни тонн такой, с позволения сказать, рыбы?

И вот тут мы подходим к самому интересному. К выяснению главного на Руси вопроса – кто виноват?

Высказывалось мнение, что раз «Меркурий» – детище Россельхознадзора, то РСХН и должен следить за соблюдением всех требований. Но есть некоторые загвоздки.

Россельхознадзор не имеет полномочий контролировать маркировку консервов.

Росстандарт фактически всего лишь «ставит печать», контролирующими функциями он не обременён да и, судя по всему, не спешит ими обременяться.

Полномочиями контролировать маркировку и качество продукции в целом обладает Роспотребнадзор. Эта организация к тому же имеет непосредственный доступ в электронные системы Россельхознадзора. Но почему-то не рвётся им пользоваться. Редакция «АН» отправила официальные запросы в Роспотребнадзор и Росстандарт с просьбой прокомментировать ситуацию. На момент сдачи статьи ответы оттуда ещё не были получены. Мы обещаем проинформировать читателей о реакции со стороны этих уважаемых организаций.

Что делать?

Так что же, «нету методов против Кости Сапрыкина»? Начальник Управления государственного ветеринарного надзора Россельхознадзора Татьяна Балагула так не считает.

По закону, согласно Техническому регламенту Таможенного союза (ТР ТС) 022/2011, ТР ЕАЭС 046/2016, ГОСТу 51740‑2016 и 29 ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов», консервы, изготовленные с нарушением требований маркировки, а это в том числе и подмена сырья, признаются опасными для потребителя. Другими словами, если на этикетке в качестве названия крупным текстом указана «Сайра», то в банке должна быть только сайра. Допускается делать рыбный микс, но тогда в названии одинаковым шрифтом должны быть упомянуты все зоологические виды, попавшие в банку. И той рыбы, которой выпала честь быть указанной в составе первой, должно быть не менее 50%.

«Таким образом, ТУ на данные консервы не могут подтверждать, на наш взгляд, качество и безопасность произведённой по ним продукции и допускают введение в заблуждение потребителей относительно их прав на достоверную информацию о пищевой продукции», – прокомментировала Татьяна Балагула.

То есть формальные поводы взять фальсификаторов за нужное место всё же имеются. Но для этого Россельхознадзору требуется получить соответствующие полномочия, раз уж остальным до этого дела нет.

Руководитель Россельхознадзора Сергей Данкверт согласен, что контроль за качеством продукции надо передать Минсельхозу.

Есть и другие методы. О них рассказал советник руководителя РСХН Николай Власов. «Пищевая продукция должна сопровождаться ТУ или СТО (стандарт организации). Это внутренний документ производителя, в котором он может писать всё что угодно. Это легальный инструмент обмана потребителя. Пресечь подобные злоупотребления на самом деле очень легко. Нужно просто вернуть ГОСТы, обязательные для исполнения, в которых должны быть прописаны минимальные требования к продукции. А добровольные ТУ и СТО должны быть отменены или оставлены исключительно как внутренний документ предприятия, обладающий статусом технологической инструкции, не имеющей характера правового документа. Всё это можно сделать за полгода, и ещё год на окончательную техническую отладку системы».

Обязательные ГОСТы не ноу-хау, это всё десятилетиями работало в Советском Союзе. Почему бы не воспользоваться проверенными временем методами? Стоит ли дожидаться жареного петуха, когда банальный обман может обернуться массовыми отравлениями?

Подписывайтесь на Аргументы недели: Новости | Дзен | Telegram