Аргументы Недели → Общество 13+

Как Zenden борется с обвинениями налоговой службы

, 15:21

Как Zenden борется с обвинениями налоговой службы
Фото: Ксения Ленская

Компания Zenden с 2016 года пытается отстоять своё честное имя. Федеральная налоговая служба обвинила организацию в «дроблении» бизнеса. На днях состоялось очередное заседание, но обо всём по порядку.

Предыстория

Обувная компания 000 «Дом одежды» на протяжении 25 лет успешно продает товары под брендом Zenden. Она также сотрудничает с другими компаниями и ИП по франшизе. Всего таких предпринимателей, тесно взаимодействующих с организацией, было 315.

В 2016-м ИФНС решила провести выездную проверку, чтобы исследовать деятельность «Дома одежды» за 2013-2015 годы. Представители компании заявили: подобных мероприятий они не боялись и полностью предоставляли как первичные документы, так и электронные базы учета, находящиеся на серверах, ведь бизнес ведётся честно. Зарплаты сотрудники получали «белые», а все договоры заключались с соблюдением всех правовых норм. Более того, ранее проведённые выездные налоговые проверки подтверждали законность работы с франчайзи. Однако в этот раз налоговики здесь увидели нарушение. По их мнению, «Дом одежды» специально «раздробила» бизнес, чтобы уйти от налоговых выплат. Инспекция посчитала, что 22 индивидуальных предпринимателя находились под контролем основателя и президента компании Zenden Андрея Павлова. В качестве аргументов зависимости налоговики привели то, что «Дом одежды» и ИП имели один и тот же сайт, рекламу, а также дисконтные карты. Представители общества сообщили, что предприниматели самостоятельно руководили своими магазинами, отчитывались перед налоговой и другими проверками. Аналогичные заявления были непосредственно и от самих ИП. У общества и ИП не было общих систем учета и совместных расходов. Тем не менее в 2019 году налоговики доначислили компании более 875 млн рублей. В эту сумму вошли налог на прибыль, НДС, НДФЛ и пени.

«Дом одежды» с этим не согласилась и решила добиваться справедливости. Сначала компания направила досудебную жалобу в УФНС по Владимирской области, однако положительных результатов не получила. Потом она обратилась в ФНС. Там в помощи отказали, заявив, что срок подачи жалоб уже истек. Дело разрешил Первый арбитражный апелляционный суд Владимирской области, который признал выводы налоговиков недоказанными. Он сообщил, что факт дробления бизнеса полностью отсутствует. Однако на этом история не закончилась. Дело из кассации вернули на новое рассмотрение.  

Как утверждают представители ООО «Дом одежды», состоялось несколько заседаний, где они столкнулись с подтасовками и фальсификаций со стороны налоговиков. Это подтверждают и сами сотрудники налоговой – в ходе одной из проверок сотрудник МИФНС заявил, что предоставил суду ложные сведения, на основании которых суд принял решение об отмене обеспечительных мер, что позволило МИФНС списать со счетов компании практически один миллиард рублей.   

Кроме этого, необоснованно было возбуждено уголовное дело, в результате чего шло грубое давление на уже бывшего директора компании. Женщину со множеством хронических заболеваний незаконно задержали на несколько суток и поместили в ИВС. Выпустить человека помог бизнес-омбудсмен Борис Титов.

Представители Zenden уверены: все это делается для того, чтобы ФНС получила возможность доначислять налоги любой франчайзинговой сети, которая сотрудничает с ИП, использующими льготные системы налогообложения. Если не отстоять свои права, то в такой ситуации может оказаться любое предприятие.

Очередное заседание суда

18 апреля этого года в Нижнем Новгороде в Арбитражном суде Волго-Вятского округа состоялось очередное заседание. Представители ООО «Дом одежды» направили кассационную жалобу на решение арбитражного суда. По их словам, судами первой и апелляционной инстанций были нарушены нормы материального и процессуального права, а выводы судом противоречат фактическим обстоятельствам и имеющимся доказательствам.

Юрист Олег Давыдов, представляющий интересы общества, заявил, что выводы сотрудников налоговых органов и судов основываются на недостоверных данных базы 1С. Более того, факт её изъятия, передачи и наличия у ИФНС, а также анализа содержимого так никто и не установил. Суд апелляционной инстанции указал, что 21 мая 2018 во время оперативно-розыскного мероприятия в ООО «Дом одежды» был изъят жесткий диск SAMSUNG с определенным номером. Однако в протоколе отсутствуют сведения об его изъятии, в том числе ничего не говорится о базе «1С: Предприятие «Центр розница ZENDEN» (управление торговлей)». Каким образом она появилась у налоговых органов, неизвестно. Следствием такая база также не обнаружена и в доказательствах по уголовному делу отсутствует.

Представители налоговой службы утверждают, что они ее получили в результате оперативно-розыскных мероприятий. Однако в деле содержится чуть иная информация. В материалах указаны доказательства передачи трех жестких дисков в вышестоящий орган – управление УФНС по Владимирской области. Примечательно то, что проверку проводило другое учреждение – 13 МИФНС по Владимирской области, которая эти диски не получала. Какие базы налоговый орган исследовал, также неизвестно. При этом юрист отметил, изъятие происходило после окончания выездной налоговой проверки, которое состоялось в марте 2018-го. Само изъятие происходило позже – спустя 2 месяца.

Представители Zenden неоднократно обращались в налоговый и следственные органы с просьбой дать копии этих баз данных. Однако каждый раз получали отказ.

Налоговый орган в качестве доказательств в дело представил два диска – 395 и 422, в которых находятся excel-таблицы с данными из базы 1С, якобы изъятой у общества. Однако, как установил суд апелляционной инстанции при непосредственном исследовании этих доказательств в судебном заседании, на этих объектах содержатся сведения, противоречащие друг другу. Диск № 395 был представлен ИФНС в суд 16 марта 2022 года. Налоговики после этого времени ни разу не упомянули о том, что произошла техническая ошибка при копировании файлов, поэтому этот объект не подлежит рассмотрению. Однако они стали утверждать об этом, когда официально подтвердилась информация о фальсификации содержимого носителя, говорит юрист. Что касается диска № 422, то в суд его предоставили только 2 сентября 2022 года, в день вынесения решения суда первой инстанции на «первом круге» рассмотрения. Налоговые органы утверждали, что в этом диске содержится достоверная информация. Однако диск появился в суде через 4 месяца после того, как он был изъят следователем К.А. Ожоговым в УФНС по Владимирской области. Что записала налоговая на диск № 422 и каким образом данные, находящиеся у следователя, появились у налоговой, тоже непонятно.  

Летом 2021 года специалист Ю.М. Монахов провел компьютерно-техническую судебную экспертизу изъятого жесткого диска. По результатам проверки он сообщил, что в жесткий диск вносили свыше миллиона изменений в период с 2018 по 2020 годы (в это время это вещественное доказательство находилось в УФНС и у следователя). Множество файлов удаляли или же заменяли другими. Получается, что информация, хранящаяся на этом диске является ложной. Налоговая служба в материале указала, что эксперт не увидел изменений в базе 1С. Однако в уголовном деле указана иная база 1С под названием «CR». Её ИФНС также не исследовала, расчет налоговых обязательств на её основании не производился.

Кроме этого, во время нынешнего заседания представитель ответчика заявил, что в ходе проверки налоговая инспекция восстановила учет как «Дома одежды», так и индивидуальных предпринимателей. «На самом деле ничего такого не было, – объясняет юрист Олег Давыдов. – в рамках уголовного дела была назначена экспертиза в экспертом учреждении Минюста, по ее итогам было установлено, что невозможно совершить расчет доначисления налогов, так как у налоговой отсутствовали необходимые первичные документы, сведения за значительные временные периоды работы ИП полностью отсутствовали. Налоговая заявляет, что это удалось сделать на основании данных бухгалтерской, налоговой отчетности «Дом одежды» и ИП. Но у предпринимателей этого не могло быть в принципе, так как они применяли ЕНВД. Этот льготный режим, который уже не применяется, не предусматривал составление отчетности, как и ведения самого бухгалтерского учета. Поэтому такие показания налоговой противоречат нормативным актам, логике событий и имеющимся в деле доказательствам».

Тем не менее несмотря на предоставленные факты кассационную жалобу «Дома одежды» суд не удовлетворил. Финансовый директор ООО «Дом одежды» Павел Чальцев заявил, что такое решение суда было вполне ожидаемым: «Если анализировать в целом ситуации, когда судьи меняли своё решение на 180 градусов на предыдущих заседаниях, можно прийти к мысли, что присутствует некое административное давление. Не могу с уверенностью утверждать, но предположение такое есть. Откуда такие выводы? Если посмотреть мотивировочную часть, например, апелляции первого круга, то можно заметить, что судья четко расписывал позиции обеих сторон. Он недвусмысленно дал понять, что правда на нашей стороне. Однако, когда дело решили рассмотреть повторно, судья поменял своё мнение. Причем в новой мотивировке он полностью скопировал ходатайство налоговой, а нашу позицию расписал до одного абзаца, указав лишь то, что, по мнению компании, не доказана подконтрольность. А у нас несколько томов с доказательствами о фальсификации. Однако в новой мотивировочной части это уже не отражено».

Что будет дальше

Несмотря на решение суда, компания намерена продолжать добиваться справедливости. Павел Чальцев заявил, что организация будет действовать по нескольким направлениям. «Обжалуем решение в Верховном суде, потом оспорим требование налоговой по сроку давности. Также потребуем пересмотреть арбитражное дело. Уже сейчас в рамках уголовного дела 19 предпринимателей из 22 следователь признал неподконтрольными. Наша задача – привести такие аргументы, после которых ни у кого больше не останется вопросов. Ничего замалчивать не будем. Правду о фальсификациях со стороны МИФНС и их покровителях должны услышать все», – подытожил Чальцев.

Как Zenden борется с обвинениями налоговой службы

А. Павлов

«Руководитель ФНС России Даниил Егоров однажды сказал: «В итоге в основу налогов ляжет наше современное понятие справедливости». Ключевое слово здесь – «понятие». Итог заседания дал понять, что нынешняя налоговая политика строится вокруг этого термина, а не закона и Конституции, – комментирует основатель и президент компании Zenden Андрей Павлов. – Я прекрасно понимаю экономику ритейла и наших торговых сетей. Если проанализировать начисления, которые нам предоставил налоговый орган, можно с уверенностью сказать, что сумма высосана из пальца. Она состоит из завышения выручки предпринимателей и из занижения накладных расходов. В бизнесе накладные расходы розничной сети составляют примерно 25-30%. По документам налоговых органов ряд предпринимателей имеет накладные расходы 1-3% оборота. Это как? Тут два варианта: либо предприниматели платили наличными и эти данные не были учтены, либо налоговая служба не взяла эти расходы. Но мы тут причем? Налоговики сообщили, что за 2013-2015 годы наша выручка составила 18 млрд рублей, а у ИП – 8 млрд. При этом наша рентабельность составляла 7,4%, а по мнению налоговиков у 22 ИП рентабельность 15%! Я писал обращение Даниилу Егорову с просьбой показать, какой сектор смог получить такую запредельную рентабельность продаж, но ответа нет. Уверен, что наш бизнес выстоит. Мы уже многое пережили за эти 8 лет, а это означает, что у нас есть большой потенциал».

 

Ксения ЛЕНСКАЯ

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram