Почему «народный капитализм» не восстановит историческую справедливость, но может обогатить самого олигарха.
В «Норникеле» запущена программа выпуска цифровых финансовых активов, стоимость которых привязана к акциям компании. Этот проект еще осенью анонсировал крупнейший совладелец и президент «Норникеля» Владимир Потанин.
Объясняя причину этого решения, г-н Потанин говорил о желании «восстановить историческую справедливость», в результате чего 15% акций опять вернутся к людям, в том числе, к работникам «Норникеля». По словам бизнесмена, это решение поможет снизить напряжение между бедными и богатыми, между наемными работниками и собственниками.
Цели сами по себе очень благородные. Правда, к бизнесу никакого отношения не имеют. Поэтому основной вопрос заключается в том, как технически может быть реализована эта инициатива, и что же в конечном счете за ней стоит. Как говорится, cui prodest?
Потанин говорил, что программа позволит увеличить долю физлиц в капитале компании с текущих 10% до 25%, и частично это будет реализовано за счет наделения сотрудников акциями компании в цифровой форме.
В краткой инструкции, которая размещена на сайте «Норникеля», говорится, что сотрудники получат цифровые финансовые активы (ЦФА). Стоимость токена будет равна стоимости 1 акции «Норникеля» (по состоянию на 6 апреля 15 370 руб.). Каждому сотруднику в зависимости от стажа достанется от 2 до 10 ЦФА.
Опорным банком программы мотивации будет принадлежащий Потанину Росбанк. Для того, чтобы вступить в программу, сотрудникам необходимо завести в нем специальный счет, который будет привязан к зарплатному. Следовательно, те участники программы, которые получают зарплату через другой банк, будут вынуждены перевести свои зарплатные счета в Росбанк, чтобы стать участником программы мотивации. Кроме того, исходя из размеров программы (потенциально увеличение доли физлиц с 10% до 25%) – через банк Потанина только в рамках программы будут проходить сотни миллиардов рублей. По состоянию на 5 апреля, 15% акций «Норникеля» стоили 345 млрд руб. С учетом того, что деньги на программу «дает» сам Норникель, получается, что из Норникеля в интересах структур Потанина под видом мотивационной программы будут выведены те же самые сотни миллиардов рублей.
В девяностые Владимир Потанин был одним из соавторов "налоговых аукционов", по итогам которых сам стал владельцем пакетов акций крупных компаний страны, включая "Норникель".
Эмитентом ЦФА станет ООО «Цифровые активы», которое как указано в памятке для сотрудников Норникеля, учреждено «профессиональными участниками финансового рынка и обладающее финансовой устойчивостью и современными технологиями». По данным ЕГРЮЛ, 40% этого ООО принадлежит Росбанку. Компания зарегистрирована весной 2021 г., выручки за 2021-2022 не имела, в ее штате по состоянию на 2022 г. находился лишь генеральный директор Максим Трофимов, бывший сотрудник «Интерроса». Он являлся учредителем еще 5 организаций, ни одна из которых не имеет отношения к финансам или цифровым активам. Их основным видом деятельности были общепит и доставка продуктов питания, издательство, разработка программного обеспечения, право.
Торговаться ЦФА будут на принадлежащей «Интерросу» блокчейн-платформе «Атомайз». Доступ сотрудникам туда откроется через год.
Владельцы токенов не смогут голосовать этими акциями.
На ЦФА будут начисляться дивиденды. Правда, их размер предсказать невозможно. Но из выступлений Потанина ясно, что выплаты будут серьезно урезаны. Через 5 лет после запуска программа будет закрыта, а все ЦФА будут выкуплены у сотрудников.
В этой связи, возникает два логичных вопроса, на которые пока нет ответов, кроме романтичных домыслов. Первый – а кто будет фактически распоряжаться (голосовать на собраниях акционеров и т.д.) реальными 15% акций компании? Второй, не менее важный для любого миноритария, который покупает акции за свои деньги, а не получил их за копейки в ходе «залоговых аукционов» – а какая может быть мотивация у сотрудников участвовать в такой программе с учетом неясной перспективы выплаты дивидендов в течение следующих лет, и неясной перспективы распоряжаться некими «цифровыми активами», а не реальными акциями, которые несложно купить самостоятельно на бирже?
Вот такой «народный капитализм» предлагает реализовать г-н Потанин. Однако, выглядит это так, как будто бизнесмен хочет с минимальными затратами (а возможно, вообще без них) через участие в проекте аффилированных с ним структур получить в управление 15% акций, чтобы стать фактически контролирующим акционером в «Норникеле».
Но навряд ли такой маневр соответствует интересам всех акционеров «Норникеля», и уж точно его точно нельзя назвать «восстановлением исторической справедливости».