Аргументы Недели → Общество 13+

Как бы не вляпаться

, 10:06

Как бы не вляпаться

Скажем сразу: разговор пойдет о двух миллиардах бюджетных денег столицы Кубани на обеспечение школьного питания. Куда они пойдут, как будут использованы, а главное, кто будет «черпать» из полноводного финансового ручья.

Прежде чем написать и опубликовать эту статью, мы длительное время, не один месяц — это точнее, наблюдали, изучали и пришли к неутешительному выводу: в глубокой тайне от общественности, не вынося на публичное обсуждение, власти Краснодара готовят решение, кардинально меняющее положение дел в этой сфере. Решение, по убеждению многих, ведущее не только к удорожанию стоимости питания, но и к ухудшению качества пищи.

Вопросы качественного школьного питания в стране многократно становились предметом публичных выступлений, газеты и интернет-сайты пестрели жалобами и недовольством мамочек, чем кормят их детей. А дети не вылизывали тарелки с едой, а частенько оставляли нетронутой школьную пищу. Проблемы вышли на государственный уровень, стали предметом принятия решений президентом страны.

Как бы не вляпаться

Но давайте по порядку. Детским питанием должны заниматься люди, которые в большей степени профессионалы, чем на других объектах общепита: это основа качества. Нужен опыт организации питания: абы кого поставить на должность — детскому здоровью навредить! Руководитель предприятия школьного питания, пройдя терния и набив шишки, должен знать, какие продукты закупать, по какой цене и где высокое качество. Чтобы были налажены бесперебойные связи с поставщиками и организован постоянный и заинтересованный контроль за качеством пищи для школьников. Конечно же, в первую очередь со стороны родителей. «Надо качество питания проверять. Надо допустить в конце концов родителей до контроля», — указал Владимир Путин.

И в Краснодаре за годы естественного отбора осталось несколько коммерческих организаций, обеспечивающих качественное питание за приемлемую цену. Да, далось это нелегким трудом, каждодневным и напряженным, с отсеиванием нерадивых поставщиков, подготовкой необходимых кадров, которым удавалось платить достойную зарплату. Было время, родители сами оплачивали школьное питание, это были шаткие суммы, негарантированные. Затем государство взяло на себя значительную часть расходов, теперь федералы с муниципалитетами обеспечивают бесплатным горячим питанием всех учащихся начальных классов. Это и есть те самые целенаправленно выделяемые бюджетами два миллиарда рублей, за которыми началась охота. Охота втихую, без публичной пальбы, межкабинетная, по вертикалям и горизонталям власти.

Кто-то очень смышленый (достоверность полученных сведений об интересантах подтвердить не можем) смекнул: а почему бы все эти миллиарды не взять в одни сильные руки?

Но на пути к созданию монополиста, который обеспечивал бы горячим питанием сто процентов обучающихся начальных классов, встал... президент Путин. Цитируем Владимира Владимировича: «Необходимо создание комплексов детского питания — „от поля до тарелки”, при этом при соблюдении действующих норм законодательства о контрактной системе. Бизнес будет уверенно вкладывать средства в развитие таких комплексов».

Но, как говорится, если нельзя, но очень хочется, то... можно. Попытки бóльшую часть финансов направить в одну структуру, а именно в свой МУП «Комбинат школьного питания №1», были, но напрямую запретить другим фирмам участвовать в торгах нельзя. Настойчивые и безупречные пробивались.

И вот родилась «гениальная» мысль: на базе муниципального комбината организовать АНО — автономную некоммерческую организацию, наделив ее правом «обеспечивать ежедневным бесплатным питанием сто процентов обучающихся начальных классов муниципальных учреждений города Краснодара». Выделенный текст — из переписки администрации Краснодара с Федеральной антимонопольной службой. Налицо неприкрытая попытка монополизировать школьное питание. Чем грозит господство монополии? Экономисты единодушно предсказывают: цены обязательно взлетят, а качество — рухнет. Балансировку цен и качества обеспечивает только здоровая конкуренция — это азы экономики!

Вот вам один из многочисленных примеров завышенных расходов. Муповскому комбинату одна из фирм готова была поставить овощи за шестнадцать миллионов рублей. Однако КШП №1 этот же объем овощей купил у «Пати Лэнд»... за 21 миллион. Быть может, потому, что «своя фирма», а чтобы побеждали «свои», были введены новые правила определения победителей торгов. Уже не кто за меньшую цену, но с тем же качеством возьмется за обеспечение, а кто больше договоров с поставщиками заключит. Заключил, скажем, с пятью поставщиками на десятки и сотни миллионов, а конкурент с двадцатью, но по полмиллиона с каждым, победил... кто двадцать договоров принес. Несуразность, ерунда какая-то, нелепость. А может, умысел? Пять миллионов рублей разницы — сумма приличная! И это только по одной позиции!

Эта закупка была, когда генеральным директором стал Андрей Худобин, бывший охранник, затем прораб, потом — сотрудник силовой структуры. Вот уж «кадровый подбор»: всё равно, чем управлять — мастерком или сканвордами на проходной. А теперь можно и общепит доверить. Свой парень, должно быть! Сейчас его передвинули в заместители, поставив генеральным директором Михаила Шевченко. Тоже далеко не специалист по овощам и мясу, а бывший прокурор Калининского района, затем куда-то вниз по карьерной лестнице, но всплыл в общепите. Затем руководит комиссией краевого Центра по организации питания учреждений соцзащиты, рассматривающей и оценивающей заявки участников торгов. Тенденция, однако, у мудрого «прокурора» в торгах участвуют и выигрывают поставку товара всё те же фирмы, что и последний год выигрывали в МУПе. Представляется, что конкурсная документация составлена таким образом, что выиграть может только своя фирма (будто специально под «Пати Лэнд» и еще 5-6 других написано). Совпадение? Нет, хорошо отработанная схема, для четкой работы которой произведены соответствующие назначения с подбиранием скатившихся с карьерной лестницы кадров. Ладно бы придорожное кафе доверили, но школьное питание, дети... Нельзя так, уважаемые руководители столицы Кубани! Дети — это святое!

Дальше — больше. Продвижение идеи монополизации шло тихой сапой и сейчас достигло решающего момента, бюрократические процедуры, необходимая подготовка проведены — вводят АНО! Которое вообще без торгов будет действовать! Обеспечивая более ста краснодарских школ!

Наша редакция уверена: нас ожидают десятки миллионов убытков. Они предсказуемы — к гадалке не ходи. Но кто их будет считать? Ведь деньги народные в черные дыры полетят, а не личные. Почему и откуда пессимизм? Во-первых, никто в стране не переходит в этой сфере на АНО, ни лидеры — Москва и Питер, ни другие города и веси. В стране нет такого, чтобы все школы и садики (садики — следующий этап «анонить») обслуживала одна организация.

И только на Кубани уже есть печальный опыт. В АНО «Стандарты социального питания» Сочи за прошлый год «школьное питание» принесло 22,7 миллиона убытков, в АНО «Комбинат социального питания» г. Туапсе — 1,4 миллиона убытков. И в Сочи, и в Туапсе АНО организовано еще в 2012 году, под шум волны Олимпиады, тогда можно было всё. У них даже ОКВЭД основной деятельности как у коммерческой структуры: 59.29 — «Деятельность в общественном питании». Вот такая, выходит, у чиновников автономная «некоммерческая» организация. В школьном питании АНО создавать нельзя! И точка! Тот же Краснодарский КШП №1 — 22 миллиона убытков за 2022 год. Что будет с введением АНО в Краснодаре? Можно предположить, что убытки дойдут до 50 миллионов. Это зачем бюджету города при его дефиците в пять миллиардов?!

Четыре года назад правительство России решило ликвидировать МУПы, приняли Федеральный закон №435-ФЗ, ссылаясь на то, что это «стиральные машинки» местных чиновников, так они нашли лазейку и создают вразрез с законодательством другие «ручные» организации. Не подмену ли этим МУПам — «стиральным машинкам» — в виде АНО стараются нам втихаря впихнуть? Так сказать, «стиральные машинки» по-новому...

То, что городское руководство понимает, на какую скользкую тропу ступает, говорит многолетняя переписка с краевыми и федеральными структурами. Еще при Евланове хотели создать АНО, но тогда здравый смысл восторжествовал и дальше решения думы не пошло. Городские чиновники хотят обзавестись бумажкой прикрытия, дабы потом прокурору или следователю ее предъявить: нам разрешили. Но чиновники рангом выше — тертые калачи, на себя ответственность не берут. Еще в прошлом году заместитель министра экономики края Светлана Салтанова дала однозначный ответ: «Создание преимуществ бюджетным учреждениям, являющимся хозяйствующими субъектами, по отношению к другим хозяйствующим субъектам является нарушением закона „О защите конкуренции”». И продолжила: «Таким образом, по мнению министерства, реорганизация МУП „КШП №1” с последующим наделением муниципальным заданием по обеспечению бесплатным горячим питанием ста процентов обучающихся начальных классов может быть расценена в качестве нарушений норм закона о конкуренции». И это не все последствия волюнтаристских решений. АНО сможет платить работникам зарплату не больше 12—15 тысяч. Сейчас у предпринимателей в этой сфере работники получают в районе тридцати тысяч ежемесячно. Значит, в АНО пойдут неквалифицированные кадры, гастарбайтеры за тарелку супа, для которых оборудуют вагончики, что ли, возле школ?

Анализ сегодняшней ситуации показывает, что идет монополизация школьного питания. Выгодная кому угодно (коррупционная составляющая прямо бьет в глаза), но только не детям: качество питания резко ухудшится, цены возрастут, убытки бюджета будут в десятки миллионов. Мы обращаемся к власти Краснодарского края: вам известно о данной затее и как вы ее оцениваете? И конечно, в курсе ли закулисного движения в сторону монополизации школьного питания руководство Кубани?

Агентство журналистских расследований

Свидетельство Роскомнадзора о регистрации СМИ — регистрационный номер ИА №23-01767 от 07.10.2019

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram