Неугомонный путешественник Фёдор Конюхов установил очередной рекорд. Вместе с компаньоном Иваном Меняйло 71‑летний Конюхов преодолел 2540 километров на пути из Мурманской области в Красноярский край на тепловом воздушном шаре, на 170 км обновив рекорд 30-летней давности японского пилота Мичио Канда. А заодно и собственный рекорд по длительности перелёта – на 6 часов. Все уже настолько привыкли к достижениям Конюхова, что эта новость затерялась в медийной ленте. При этом многие россияне продолжают сетовать на отсутствие в их жизни хороших новостей.
Полёт нормальный
24 марта Конюхов и президент Федерации воздухоплавательного спорта Меняйло взлетели из Кировска (Мурманская область) на самом большом в истории России воздушном шаре с объёмом оболочки 12 тыс. кубометров. Послушать путешественников, так ничего особенного не произошло: «Шар вёл себя хорошо, никаких проблем. Горелки, мороз, кислород, погода – мы пролетали над плато Путорана – ночь, темно, турбулентность, низкая видимость. Однако по самому шару никаких замечаний нет», – коротко рассказал Конюхов после приземления в аэропорту Хатанги.
Изначально трансконтинентальный перелёт аэростата должен был проходить через Вологодскую и Саратовскую области, но воздушные потоки сменились, и пришлось забирать сильно севернее – на Воркуту и Салехард, над акваториями Баренцева и Карского морей. Получается, большую часть пути воздухоплаватели преодолели за полярным кругом, в «коридоре» 67–72 градусов северной широты, чего раньше никто не делал. И всё это в открытой кабине на высоте 3–5 км при скорости за 100 км/ч. Попробовал бы кто-нибудь для сравнения постоять часок зимой на крыше обычной московской многоэтажки. А тут люди 60 часов не спали. И одному из них восьмой десяток.
Благополучно финишировав в Красноярском крае, Конюхов и Меняйло не строили из себя Гагарина. Сами при помощи добровольцев сложили огромный шар – получился «рюкзачок» весом в полтонны. Потом сфотографировались со всеми желающими, хотя на снимках видно, что оба почти спят. А на следующее утро Фёдор Конюхов пришёл в хатангскую школу №1 на поднятие флага, которое проходит здесь по понедельникам. Оказалось, общаться с её учениками – давняя традиция путешественника. Свой рекордный перелёт он посвятил 20‑летию всероссийского движения «Детям России – образование, здоровье и духовность» (ДРОЗД). Это если кто-то вдруг в очередной раз поинтересуется, зачем он опять ищет приключений себе на голову.
Капитан Фантастика
Казалось бы, Конюхов всем давно всё доказал. Ещё в 1993 г. он стал первым из россиян, которому удалось выполнить программу «Большой шлем»: покорить Эверест, мыс Горн, Северный и Южный полюсы. С тех пор он совершил пять одиночных кругосветных плаваний, 17 раз пересёк Атлантику и побывал на семи главных вершинах мира. Казалось бы, уже пора подумать о кресле-качалке. Однако в 2019 г. Конюхов стал первым в мире человеком, переплывшим южную часть Тихого океана из Новой Зеландии до Чили на вёсельной лодке – на 27 тыс. км ушло 154 дня.
Выходец из архангельских поморов, Фёдор Конюхов первым получил звание «профессионального путешественника» ещё в Советском Союзе. В 15 лет пересёк Азовское море на вёсельной лодке, получил образование судоводителя и судового механика в Ленинградском арктическом училище. В свою первую настоящую экспедицию Фёдор отправился в 1977‑м: прошёл по маршруту Витуса Беринга под парусом из Архангельска в Тихий океан. В 1990‑м Конюхов решил, что готов отправляться на Северный полюс один: 72 дня шёл на лыжах только в одну сторону. После этого Южный полюс был уже лёгкой прогулкой – 59 дней туда-обратно.
Для непосвящённого человека всё это не так уж сложно: иди себе да иди. Тем более сам Конюхов словно убаюкивает: «Идти к Южному полюсу легче и спокойнее, чем к Северному: нет торосов, открытых ледяных разломов, постоянной опасности попасть в полынью. Зато гораздо холоднее – постоянный ветер в лицо, не видно солнца. Температура достигала минус 53 градусов». При этом Конюхов входил в группу «Арктика», которая поставила перед собой задачу первыми в мире достигнуть Северного полюса без поддержки с Большой земли. Чтобы утащить с собой радиостанцию и палатки, продуктов на 50 дней взяли в обрез. Один из членов экспедиции умер от голода, а Фёдор выковыривал изо льда водоросли, ел использованную заварку и снег.
Конюхов научился управляться со свободным аэростатом, ездить на собачьей упряжке и брать вершины в альпинистском снаряжении. И опять-таки гладко было на бумаге! Во время кругосветного путешествия на воздушном шаре Фёдор практически не спал 11 дней и 8 часов. Ведь нужно следить за приборами, иначе вздремнёшь на часок и проснёшься уже в лучшем мире. Готовясь к полёту, Конюхов оттачивал старинную монашескую технику бодрствования: брал двумя пальцами ложку, чуть задремал – ложка с грохотом падала на металлический лист.
Взойти на Эверест, Эльбрус и Килиманджаро вовсе не было написано у него на роду, а его отец не мог создать под мечты сына команду «Формулы-1». Наоборот, папа 15-летнего Фёдора разрубил в щепки 7-метровую лодку, которую тот выстроил в сарае, собираясь «перегрести» Азовское море: «Больше никаких приключений!» Посудину, на которой упрямый юноша пересёк-таки морскую пучину, он украл. А когда Конюхова не взяли в экспедицию Дмитрия Шпаро на Северный полюс, он схватил теодолит и вбежал в комнату с явным желанием приложить им по спинам отборочной комиссии, как коромыслом. И его взяли «за храбрость и упорство».
За время путешествий Конюхов написал больше трёх тысяч картин (его приняли в Союз художников СССР ещё в 1983 г., он стал тогда самым молодым его членом) и выпустил два десятка книг. В них он рассказывает истории о своих приключениях. Например, однажды Конюхов заразился тропической инфекцией и бросил якорь на Филиппинах. Пока Фёдор лечился, местные пираты угнали его яхту. В полицию одиночка не пошёл: сам украл у пиратов судно, на котором отыскал и вернул свою посудину.
Охота к перемене мест
Со стороны его метания по свету могут показаться бессмысленными. Но Конюхов так не считает: его книги называются «И увидел я новое небо и новую землю», «Мой путь к истине». Цитата: «Будучи зрелым человеком, понял, что в мире нет одиночества. Ведь в океане рядом с тобой плавают киты или дельфины, в небе парят птицы, а на пути к полюсу встречаются медведи и тюлени. А ещё я точно знаю, что рядом всегда присутствуют Бог и святые, которым ты молишься. В огромном океане, кроме них, тебе никто не в силах помочь». В 2010 г. путешественник стал иподиаконом и объявил о своём решении прекратить путешествия. Но не продержался и двух лет.
Ничего удивительного в приоритетах Конюхова нет. Ведь многие люди жить не могут без путешествий в новые страны. А некоторым необходимо просто куда-то ехать за рулём, чтобы за окном мелькали пейзажи, а километры асфальта наматывались на спидометр. Конюхов в этой страсти просто чемпион мира, которому перегрести Каспийское море на лодке проще, чем многим из нас съездить из Москвы во Владимир. Он делает это скорее для себя, чем ради паблисити или денег.
Проекты Конюхова не слишком дорогие: одиночный переход к Северному полюсу – 280 тыс. долларов, к Южному – 140 тыс., кругосветка – 300 тысяч. Он мог бы зарабатывать много больше, торгуя лицом: снимаясь в рекламе, поддерживая политиков или просто продавая ужины с самим собой. Но один из самых уважаемых на Западе россиян никогда не опускался до уровня эмиссара «зелёных» вроде шведской школьницы Греты Тунберг.
Что ему не наплевать на окружающий мир, видно из его «точечных» забот, в которых нет признаков поставленной на поток кампанейщины. Например, в 2019 г. путешественник обратился к президенту с открытым письмом в защиту океанских животных: дескать, во время его первого кругосветного плавания в 1991 г. в его дневниках каждый день есть записи о том, что к яхте подходили киты и дельфины. А нынче за 154 дня он всего несколько раз видел китов – и в этом есть вина нашей страны: «В Приморском крае, рядом с Находкой, в бухте Средняя в вольерах содержатся десятки белух и косаток для последующей продажи в зарубежные океанариумы. Отлов косаток и белух осуществляется только в нашей стране, в остальных странах мира он запрещён. Ко мне обращаются жители России, Австралии, Новой Зеландии, Чили с просьбой остановить этот варварский бизнес, существующий в нашей стране». Путин уже несколько раз поднимал тему дальневосточной «китовой тюрьмы».
Отношения с российским государством у Конюхова непростые. Однажды во Владивостоке у него из-за какой-то ерунды забрали «водительские права» на управление яхтой. В итоге он ушёл в кругосветку из Сиднея под флагом Австралии, а на финише его встречал австралийский премьер Боб Хоук. Однако от предложения стать гражданином Зелёного континента Фёдор вежливо отказался: «В этом нет необходимости, поскольку все мы граждане одной планеты». И по просьбе российских депутатов заменил на Южном полюсе советский флаг на российский триколор.
Несколько лет назад он собирался отправиться к месту гибели адмирала Степана Макарова в Жёлтом море (как известно, флотоводец подорвался на мине на броненосце «Петропавловск» во время Русско-японской войны). Но в патриотических кругах его не слишком поддержали. Ведь нет гарантии, что удастся выделить останки Макарова среди других погибших русских моряков, которые «патриотам», похоже, не сильно нужны. Хотя научно-поисковая экспедиция Тихоокеанского флота несколько лет (2008–2011 гг.) устанавливала точное место гибели броненосца, лежащего на глубине 36 метров. А японцы ещё в 1913 г. подняли останки 6 членов экипажа – прах контр-адмирала Михаила Моласа отправили в Петербург, а простых моряков, оказавшихся невостребованными родиной, похоронили с воинскими почестями.
Казалось бы, почему не попробовать всё-таки найти Макарова, пока Конюхов жив и здоров. Ведь его профессия и кредо по жизни называются «супергерой широкого профиля». И в сегодняшней России он такой один.