Подписывайтесь на «АН»:

Telegram

Дзен

Новости

Также мы в соцсетях:

ВКонтакте

Одноклассники

Twitter

Аргументы Недели → Общество 13+

«В это очень приятно верить»: как взяточник создал альтернативную реальность для воронежского губернатора

, 14:35

«В это очень приятно верить»: как взяточник создал альтернативную реальность для воронежского губернатора
Дмитрий Нечаев

В полпредстве президента в Центральном федеральном округе изучают необычный феномен, который проявился в одном из крупнейших регионов, граничащих с зоной СВО – Воронежской области. Похоже, у тамошнего губернатора Александра Гусева появился собственный Григорий Распутин. Это доктор политических наук Дмитрий Нечаев, который смог создать для не склонного к публичности губернатора альтернативную реальность. В которой присутствует желающая сместить Гусева с должности политическая “фронда” во главе с депутатом Госдумы и его собственным замом, а также “верная команда”, идеологом которой является сам попадавший в СИЗО за взяточничество Нечаев. В полпредстве, с одной стороны, обеспокоены, что глава ключевого региона “руководствуется в своих действиях альтернативной реальностью”, с другой – ищут способы применения воронежского “ноу-хау” в других регионах страны.

По словам нашего источника, близкого к полпредству в ЦФО, “феномен Нечаева” там начали рассматривать после серии консультаций с представителями местных элит, ознакомившись собранной полпредством информацией «федеральных ведомств» и пообщавшись с самим Гусевым.

“Самым тревожным сигналом”, по их словам, стала информация о том, что именно Дмитрию Нечаеву губернатор собирается доверить распределение многомиллионного бюджета на СМИ, который будет сформирован для выборов главы региона. Они состоятся 11 сентября.

“Картина сложилась парадоксальная. Выглядит так, что воронежский губернатор искренне верит, что прямо на его этаже его собственные подчиненные плетут интриги, чтобы свалить его с поста. Координирует эту деятельность якобы его зам по внутренней политике (Сергей Соколов – прим. ред.), а неофициальным лидером этой “Фронды” является один из самых невнятных депутатов Госдумы — Андрей Марков”, – рассказывает наш собеседник.

Противостоит этим козням, по его словам, “верная команда” главы региона, в которую входят давно ему знакомые выходцы из мэрии Воронежа (Гусев был градоначальником с 2013 по 2018 годы), а идеологом этой борьбы выступает, собственно, политолог Нечаев.

“У многих наших подопечных губернаторов есть подобные фобии – таковы издержки нынешнего устройства региональной власти, да и вообще такое свойственно многим людям. Но в Воронеже Нечаев добился того, что в эти мифы, похоже, искренне поверил и губернатор, и его окружение. Важные управленческие решения в регионе принимаются с оглядкой на «Фронду», поиском, вычленением и ликвидацией которой увлечен губернатор с приближенными соратниками”, – объясняет он.

Личность Дмитрия Нечаева и правда феноменальна. Бывший комсомолец, он начал свою карьеру во властных кабинетах ещё в конце 90-х, в команде экс-губернатора и экс-мэра Воронежа Александра Ковалёва. Как пишут местные СМИ, прославиться тогда у него получилось только со знаком “минус”. Нечаев тогда стал известен «фекальной войной» с критиковавшими Ковалёва журналистами и энергетиками. В 2002-2003 годах у центрального входа в офис компании “Воронежэнерго”, “воевавшей” тогда с мэрией из-за тарифов на электричество, неизвестные дважды выливали содержимое ассенизаторской машины. Та же участь однажды постигла принадлежащую областной администрации газету “Воронежский курьер”, прямо обвинившую мэрию в организации “фекального терроризма”. Вероятно, Нечаев тогда не был сильно искушен в создании новых информационных сущностей и был уличен в комментариях для СМИ, где агрессивно настаивал, что энергетики “сами себя облили дерьмом”, в то время как мэр Ковалев ссылался на неких “народных мстителей”.

Нечаев считается одним из могильщиков политической карьеры тогдашнего шефа. В августе 2003 года оперативники ФСБ поймали его на получении взятки в 4 тысячи долларов. Нечаев провел в СИЗО Ельца соседней Липецкой области несколько месяцев, а в конце 2004 года суд прекратил его дело “за деятельным раскаянием”, то есть по нереабилитирующей причине. За это время свою должность уже со скандалом покинул Александр Ковалёв.

Считается, что некоторое время Нечаев вёл себя тихо и даже устроился преподавать на журфак местного университета, откуда, по сообщениям региональных СМИ, повалили жалобы студенток, возмущенных якобы грязными домогательствами со стороны этого профессора, и с ним вуз через какое-то время расстался.

Самые ярые противники обвиняют Нечаева в попытке «обложить данью» воронежских бизнесменов и чиновников: через франшизу газеты “Экономика и жизнь Черноземья”, где он не забывал сводить личные счёты и с чекистами, посадившими его в СИЗО. Все эти годы он регулярно время от времени был полезен местным чиновникам – Нечаев ветеран участия в локальных информационных войнах перед выборами или во время сотрясавших Воронеж в “нулевые” конфликтов между органами власти.

В конце концов, после прихода к власти в Воронежской области в 2009 году бывшего министра сельского хозяйства РФ Алексея Гордеева профессор Нечаев, вроде бы, успокоился. Он получил кафедру в местном филиале РАНХиГС и небольшую должность в аппарате городской думы. Говорят, что бывший спикер этого представительного органа Александр Шипулин в приватных беседах объяснял, что “дал ему зарплатёнку”, чтобы Нечаевым можно было управлять: “Так он приносит меньше вреда”.

Ситуация резко поменялась после того, как губернатором внезапно для самого себя в 2018-м стал Александр Гусев.

“Нечаев либо интуитивно, либо реально логически очень чётко просчитал те черты характера Гусева, на которых он может сыграть: тягу к «кабинетной» работе, стремление сравнивать свою деятельность с итогами предшественников, а также восприимчивость к публичной критике. Оставалось только правильно на них нажать”, – рассказывает человек, знавший обоих еще по работе на муниципальном уровне.

Бывший директор воронежского завода “Синтезкаучук” Александр Гусев действительно никогда не слыл открытым для людей руководителем. Рассказывают, что, ещё будучи замом Алексея Гордеева по промышленности (в 2010-2013 годах) он всячески избегал общения с журналистами, а во время совещаний, по словам очевидцев, если разговор уходил чуть в сторону от заявленной темы, начинал «жестить» и требовал вернуться к предмету собрания.

Став губернатором, Гусев попытался опереться на тех, кого давно знал. Так в правительстве области оказалась целая плеяда его подчиненных по мэрии. Они заняли должности в кадровых подразделениях, аппарате и секретариате.

Самым близким к нему и самым “специфическим” оказался как раз глава губернаторского секретариата Игорь Лотков, работавший с ним еще со времен каучукового завода. Пришли в правительство области и главные лоббисты, окружившие заботой Гусева еще в мэрии – в первую очередь, местные строители.

Доподлинно точно неизвестно, через кого Нечаев начал регулярно контактировать с губернатором Гусевым – через своего “думского” начальника, нынешнего спикера гордумы и застройщика Владимира Ходырева или через главсекретаря Лоткова. Но, как утверждают очевидцы, вскоре Нечаев стал одним из частых посетителей кабинета губернатора. Гусев, между тем, и не думал забывать, как к нему относились чиновники его предшественника.

“Гордеевские к нему относились откровенно высокомерно, а мэрию воспринимали как филиал правительства области. Поэтому Гусеву приходили команды – от хозяйственных до кадровых, и от него требовалось их просто выполнять. Его мнение никого не интересовало. Гордеевские же кадры, во главе с Марковым и Соколовым, фактически сделали его губернатором. Такое унизительное отношение Гусев не забыл”, – рассказал собеседник в его окружении.

Тут рассказы профессора Нечаева о “Фронде” (так называли антиправительственные смуты во Франции 400 лет назад) с подтверждениями из учебников по политологии легли на благодатную почву, благо среди “гордеевских” было много людей, про которых Гусеву в это легко было поверить.

По всей видимости, так родилась концепция “Фронды”, очень простенькая, но “упакованная” профессором политологии Нечаевым в наукообразную форму.

Фабула такова – замгубернатора Марков хотел стать губернатором сам, чтобы оккупировать вместе со своей свитой область, но Гусев его обошёл в борьбе за власть и теперь депутат Госдумы Марков из Москвы «бомбит Воронеж» через сеть своих СМИ и телеграм-каналов с мечтами о реванше.

Вполне здравое стремление Гусева превзойти в достижениях Гордеева тоже пришлось весьма ко двору для научного объяснения возникновения «Фронды». В первые годы после ухода Гордеева из Воронежской области жители регулярно называли его действующим губернатором, а вспомнить кто такой Гусев с ходу могли далеко не все. Кроме того, социологи всегда ставили Гордеева выше Гусева по управленческим качествам. Сам же Гусев несколько раз говорил в своём кругу, что “в истории области было два хороших управленца” – он и Гордеев. Но предшественник, всё же, послабее его самого, ведь Гусеву приходится “исправлять его ошибки”.

Эту картину легко дополнил Нечаев. В его творчестве Гусев стал “губернатором-дельфином”, то есть “сторонником плавных и постепенных изменений”, а также “мудрым политиком с развитой интуицией”.

“Такое впечатление, что случилась классическая история: обмануть его нетрудно, он сам обманываться рад. Нечаев разложил перед ним пасьянс, из которого выходила что в области идёт политическая борьба, в которой Гусев – титан, а профессор Нечаев вместе с командой из мэрии его верные помощники. Сам губернатор – гений-управленец, а кто не согласен или посмел усомниться – те враги, фронда и завистники. Не искушенный в политике выходец с завода Гусев в это с удовольствием поверил”, – предполагает наш собеседник, близкий к полпредству.

По всей видимости, поверил настолько, что исходя из этой картины начали приниматься кадровые решения. Например, после многомесячной яростной критики в медиаресурсах Нечаева, отправился в отставку начальник управления региональной политики Александр Холод. Ключевой человек в политическом управлении и ближайший подчиненный замгубернатора по политике Соколова. Его место не занято до сих пор. Схожая участь, после “подкреплённых аргументами” Нечаева подозрений в сотрудничестве с «Фрондой», постигла несколько работников госпредприятий и руководителей попроще.

По нашей информации, чиновники полпредства с интересом следят за ситуацией и пока не решили точно, что с ней делать. Положение несколько усугубляет цейтнот. Осенью 2023 года в Воронежской области должны состояться выборы губернатора, о намерении пойти на которые Гусев уже объявил публично.

“С одной стороны – интересно куда этот эксперимент заведёт. Мы получаем информацию из альтернативных команде Гусева источников. И если что-то пойдёт совсем вкривь и вкось из-за местного Нечаева-Распутина, мы, конечно, губернатора поправим. Нас он пока слушается беспрекословно”, – говорит собеседник в самом полпредстве.

Тем не менее, опасения в Москве всё же существуют: “Есть мнение, что нужно последить за экспериментом еще какое-то время, чтобы понять можно ли внедрить таких “шептунов” другим губернаторам, а может быть, не только им. Но потеря связи с реальностью, тем более в приграничном регионе, может привести к внезапным катастрофическим последствиям – перекроет какой-нибудь важный проект или канал снабжения, заподозрив в нём “Фронду”.

Решений о том, что делать с этой историей пока нет – но в современную историю региональной политики воронежский профессор Дмитрий Нечаев уже попал как феномен.

Подписывайтесь на Аргументы недели: Новости | Дзен | Telegram