В компании Wildberries решили, что владельцы и сотрудники пунктов выдачи заказов – это люди, на которых можно перебросить всю ответственность и оштрафовать за ошибки менеджеров, грузчиков, водителей, а также покупателей, которые якобы подменяют качественный брендовый товар на поддельный во время примерки. Кроме того, маркетплейс штрафует и за чуть пониженный рейтинг. Сейчас на рейтинге уже не заработать – если он держится в 5 звезд, то владелец ПВЗ получает по 200 рублей в день, а если падает до 4,9 звезд, то платит 2 000 рублей в день.
Михаил, владелец 3-х пунктов выдачи в Сочи:
«Сотрудничаю с 2019 года. Условия изменились кардинально. Начнём с рейтинга. У каждого пункта есть рейтинг, который составляется из учета оценок получателей. Но дело в том, что 90% отрицательных оценок – это либо оценки на товар, либо без комментария. Партнеры долгое время просят возможность оспорить оценки, не относящиеся к работе пункта, но получают полный игнор. В итоге мы платим штрафы, при этом держа очень хороший сервис обслуживания. За прошлую неделю с меня удержали 50 тысяч руб. только за брак и подмену, которых не было. Причем начинали мы работать с тарифа 5% с суммы выдачи пункта, с начала этого года уже два раза снизили до 3,25%, а затем до 3,1%.»
В конечном итоге получается не очень красиво. Так, сперва склад отправляет товар на ПВЗ, который, в свою очередь, его принимает. Клиент же приходит за своей покупкой и видит брак, после чего имеет полное право отказаться от некачественного товара. Но кто теперь отвечает за это и платит нереально огромные штрафы? Правильно. ПВЗ.
Девушка, попросившая назвать себя «Улан-Удэ» также рассказала нам свою историю:
«Вот коробка приехала вскрытая (фото прилагается). И как нам доказать, что там все товары? Никак. Называется, платите удержание. Я думаю, они просто сделают вид, что услышали всех нас, а сами продолжат штрафовать. Вот, к примеру, как это принять за 1,5 часа (фото прилагается)? Мы это принимали в 6 утра. И нам прилетел штраф в 35 тысяч руб. за то, что мы не успели.
Я лично в декабре месяце приезжала на работу в 5 утра, а уезжала в час ночи. Проходимость клиентов в день – 400 человек. А если ты закрылся на 15 минут и пошел в туалет или перекусить, то все – жди единицы и комментарии. Раньше было лучше! И товары были лучше!»
В маркетплейсе Wildberries поступили очень умно – у них в оферте говорится, что они могут вносить изменения, как и когда захотят. На этом основании компания вносит все изменения, приносящие им немаленькие деньги. Например, за «Удержание за подмену товара» удерживается 100% стоимости товара с ПВЗ. Причем сам маркетплейс не раскрывает информацию о том, что стало с тем товаром, за который удержали деньги. Кто знает, может представители Wildberries решили убить сразу двух зайцев – и товаром попользоваться, и деньги с ПВЗ поиметь? Пострадавшим партнёрам Wildberries остается только догадываться, что происходит с бракованными товарами, на которые им нельзя даже взглянуть.
Партнеры компании Wildberries — владельцы ПВЗ больше не хотят молчать и нести несправедливые убытки, полученные из-за новой системы штрафов, поэтому с 15 марта они все дружно объявили забастовку. Они требуют убрать все долги по браку и подменам, получить возможность оспаривать долги и удержания. Штрафы за брак и подмену владельцы ПВЗ также просят вернуть на прежний уровень – в 25%. Эти несчастные люди не побоялись и дополнительных взысканий, ведь согласно пункту 8.15 оферты компании, забастовка и распространение негативной информации о Wildberries также грозит партнерам штрафами в 100 тыс. рублей за каждый случай.
Если требования будут выполнены, все будут готовы вернуться к работе. Некоторые партнеры Wildberries уже выставили объявления о продаже ПВЗ. В основном это пункты выдачи в Москве, МО и Краснодаре.
Святослав, владелец ПВЗ:
«До 2022 года политика компании была нормальной – все работали, зарабатывали и были довольны. Но то, что происходит где-то с 6 января 2022 года по нынешний 2023 год, уму непостижимо. Они нас просто уничтожают. Все мы кто открывали ПВЗ, селлеры, кто ведёт с ними торговлю, все мы в долгах. На данный момент у меня ПВЗ, с доходов которого я не мог за эту неделю набрать не то что на зарплату, у меня не хватает даже на аренду. Они постоянно выставляют вот эти удержания 100% за товары, которые не были подменены. У меня есть видеозаписи, на которых видно, что не было подмены, и всё равно они удерживают и не дают нам это оспаривать. Соответственно, они оставляют нас без денег. Это их вид заработка.
За год работы, в феврале, я получил жалкую прибыть в размере 11000 руб. с копейками. До этого была надежда, что что-то поменяется. Вложил около 1000000. Из-за изменений в оферте успел продать 1 ПВЗ, второй похоже буду просто закрывать на неделе. Так как вкладывать больше не хочу. Сейчас за 2 дня у меня Wildberries украл почти 9000 руб. Заработок – 430 руб. А зарплату я плачу 1200 руб. за смену и 1400 руб. в день за аренду. Вот такой бизнес».