В среднем женщин в России примерно на 10 млн человек больше, чем мужчин. Соотношение между полами сегодня следующее: около 54% населения — это женщины, а примерно 46% — мужчины. Такая пропорция сохраняется на протяжении уже 15 лет, да и в прошлом изменения были незначительными. О том, как сегодня живут и любят друг друга мужчины и женщины, в нашей гостиной поговорили профессор Российской академии естествознания Александр Власов, психолог-сексолог Яраслава Слива и журналист Владимир Филичкин.
Яраслава Слива: Здравствуйте, Владимир Васильевич. Здравствуйте, Александр Юрьевич. Очень приятно оказаться в вашей мужественной компании.
Я предлагаю поговорить про родителей и детей, про взрослых и детей, раз у нас сегодня такая возможность…
И предлагаю тезис — что хочет ребенок? Думаю, что любой ребенок хочет получить все быстро, просто и бесплатно. У нас в обществе сейчас такой тренд существует, он показывает, что люди у нас вырастают физически, но не взрослеют психически. Поэтому сейчас уже говорят, что, по данным ЗАГСов, до 80% браков распадаются. Ну как?..
Владимир Филичкин: Сколько-сколько?
Я.С.: До 80%, по данным ЗАГСов. Там учтены и повторные — второй, третий, четвертый браки.
В.Ф.: А остальные браки не распадаются только потому, что в стране существуют серьезные проблемы с жильем.
Я.С.: Скорее потому, что они даже не заключаются. Мы же не говорим еще о тех союзах, которые не доходят до оформления брака. То есть люди явно не умеют строить стабильные отношения, дети растут в неполных семьях, возникают различные психические нарушения, которые в социуме уже становятся нормой.
В.Ф.: В стране, где детей традиционно воспитывают на произведениях Достоевского, Некрасова, Белинского, Толстого, Фадеева, — о какой культуре и воспитании половых отношений можно говорить?
Я.С.: Ну, там Куприн только чуть-чуть проскользнул. Но и то это, конечно, достаточно далеко от современных реалий. Согласна, нет у нас сексуального воспитания, просвещения в области отношений…
Журналист Владимир Филичкин
В.Ф.: У Вас нет?
Я.С.: У нас в стране.
В.Ф.: Нет, но вот я культурно воспитан в сексуальном плане.
Я.С.: А где это Вас так воспитывали?
В.Ф.: Фильм такой есть — «ДМБ». Там интеллигент, солдат-интеллигент пользовался большой популярностью у женщин хотя бы потому, что во время секса он не стучал их при приближении оргазма кулаками по спине.
Я.С.: И вот это максимум, на что может рассчитывать наша женщина. А потом мы спрашиваем: почему же женщины уходят? А вообще…
В.Ф.: Куда? Куда она может уйти?
Я.С.: Из семьи. Из семьи она уходит.
В.Ф.: Ну куда она может уйти?
Александр Власов: Ну вот в отношении 80%: я тут затрудняюсь что-то прокомментировать, мне кажется, это завышенные цифры.
Я.С.: По данным статистики, 60%, но говорят, что вроде движется к 80%.
А.В.: И огромное число таких разводов, на мой взгляд, связано не столько даже с отсутствием какого-то компромисса или взаимопонимания, гармонии в сексуальной сфере, сколько с бытовой неустроенностью, с одной стороны, потому что у огромного числа людей эта бытовая неустроенность, которая в самой разной форме может проявляться — и в отсутствии нормальных жилищных условий, и в отсутствии достойной зарплаты, которая позволяла бы удовлетворять хотя бы минимальные потребности. Ну и это первичные вещи, на мой взгляд, которые уже порождают множество последствий, в том числе и пьянство, и массу других порочных социальных явлений, и наркоманию, и, отчасти, антисоциальное поведение. Вот мне кажется, есть смысл рассматривать эту проблему в комплексе, не только и, может быть, даже не столько в аспекте воспитания культуры на правильных примерах, с использованием правильных информационных источников, сколько в целом исходя из понимания социального благополучия общества.
В.Ф.: Именно реальной жизни. И у меня такое ощущение, что цифры разводов чудовищные говорят исключительно о том, что сам по себе институт брака отжил свой век, и, очевидно, в дальнейшем это как-то все будет трансформироваться. Человек в 18 лет находит себе единственную и неповторимую на всю оставшуюся жизнь, а по мере того, как он взрослеет, умнеет, до него начинает доходить, что выбор-то у него был под влиянием полового созревания, половых гормонов и он связался совсем не с тем человеком. И вообще, что это за манера — выбирать себе спутника на всю оставшуюся жизнь…
А.В.: Я боюсь Вас огорчить, но авторство этой идеи принадлежит не Вам. Оно было примерно в такой же редакции сформулировано большевиками еще в 17-м году, в виде понятия «свободных отношений», не обремененных никакими официальными документами в виде свидетельства о браке.
В.Ф.: А Вы знаете, что первая запись о браке в книге регистрации в Петрограде при новой власти была заключена между матросом Павлом Дыбенко и генеральской дочкой Коллонтай? Кстати, они же оформили и первую запись о разводе.
Я.С.: А сколько времени они прожили?
В.Ф.: Историческая наука об этом умалчивает, но недолго…
Я.С.: Я вот хочу Александру Юрьевичу немножко пооппонировать, можно? Про бытовую неустроенность, которая якобы является сейчас причиной развода. Но говорить в наше время о бытовой неустроенности, когда люди раньше жили в гораздо худших условиях…
В.Ф.: В ярангах.
Я.С.: В ярангах не ярангах, но я, например, выросла в однокомнатной квартире, причем папа у меня был профессор. А до этого люди жили в деревнях, без света и водопровода. У меня мама там родилась, у них света в деревне отродясь не было, и многие супруги прожили там всю жизнь. И на колонку за водой ходили, и бытовая неустроенность не являлась для них причиной для разрушения брака. Я считаю, что мы сейчас куда лучше устроены. Другое дело, Вы сказали очень интересную вещь про минимальные потребности. Вот эти минимальные потребности, которые существуют сейчас, во-первых, они внушенные, да, то есть сейчас минимальная потребность — это айфон… Автомобиль какой-нибудь зарубежный, мы сейчас на «шестерках» уже не ездим и на «девятках» тоже. Квартира — уже не какая-нибудь, а чтоб у всех по комнате. То есть сейчас минимальные потребности очень изменились…
В.Ф.: Яраслава, это сравнение некорректно…
Продолжение следует.