Подписывайтесь на «АН»:

Telegram

Дзен

Новости

Также мы в соцсетях:

ВКонтакте

Одноклассники

Twitter

Аргументы Недели. Челябинск → Общество 13+

Налогов может стать меньше? Не факт

, 15:02

Налогов может стать меньше? Не факт
На фото Андрей Коршунов

Правительство РФ одобрило законопроект, снижающий наказание за налоговые преступления. Проект федерального закона «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации», внесен в государственную Думу 22 февраля 2023 года. Прокомментировать данную инициативу мы попросили челябинского адвоката, председателя адвокатской коллегии «Экономическая» Андрея Коршунова.

Андрей Геннадьевич, в недавнем послании Федеральному собранию президент вновь обозначил тему свободы предпринимательства и поддержки деловых инициатив, направленных на пользу стране. Он предложил вернуться к вопросу пересмотра ряда норм уголовного законодательства в части экономических составов…

— Напомню, что в марте 2022 года президент подписал закон, согласно которому по налоговым преступлениям уголовное дело теперь можно возбудить только после завершения налоговой проверки. Ранее дела по налоговым составам заводились и до того, как была выявлена недоимка.

Медленно, но верно

Очевидно, что все эти меры, принимаются в рамках большой работы по снижению административного давления на бизнес. Работа идет, но поправки, которые мы обсуждаем сегодня, бизнес-сообщество ждет уже больше года. Иногда даже хочется спросить, у уважаемых чиновников, от которых все это зависит, почему те меры, о которых говорит президент, очень правильные меры, которые все поддерживают, так долго воплощаются в жизнь?

Это замечательно. Но давайте вернемся к законопроекту...

Он был разработан опять же в рамках исполнения поручения президента данного правительству, Верховному суду, Генпрокуратуре и Следственному комитету еще в апреле 2022 года.

Все это задумывалось как поддержка бизнеса, и, как указано в пояснительной записке к законопроекту, «в целях снижения негативных последствий для российской экономики в современных условиях».

И реализация этого поручения, действительно, несколько затянулась из-за разногласий между ведомствами.

Профильные ведомства очевидно опасались, что предлагаемые изменения сделают практически невозможным привлечение неплательщиков к уголовной ответственности в ситуациях, когда суммы налоговых доначислений являются значительными…

Ну, это тоже немаловажно.

Дело в том, что выездные налоговые проверки в большинстве случаев проводят с таким расчетом, чтобы максимально приблизиться к предельно допустимой трехлетней глубине проверки. И почти всегда, проверка идет, гораздо дольше, чем это написано в налоговом кодексе. Из своего опыта сопровождения налоговых проверок могу сказать, что были проверки, которые длились и два, и два с половиной года. После этого налоговому органу еще нужно сформулировать решение, и оно должно было вступить в силу. В общем, в особо сложных и запутанных случаях на все это легко может уйти лет пять.

Контроль или зарегулированность

И это тоже можно понять. Непростое это дело.

Согласен. Именно поэтому в ведомствах трезво оценивали риск того, что в сложных и запутанных случаях новые сроки давности привлечения к уголовной ответственности истекут раньше, чем преступление будет расследовано.

В качестве альтернативного варианта Минфин и Следственный комитет предлагали повысить минимальный размер неуплаченных налогов, за который сейчас предусмотрена максимальная санкция, с 45 до 100 миллионов рублей.

Тоже интересная идея, но в итоге, как обычно, получилось то, что получилось.

— Коротко напомню вам, что есть в Уголовном Кодексе сейчас: в Кодексе есть налоговые предпринимательские статьи. Они предусматривают ответственность за преступления, связанные с уклонением от уплаты налогов. Это 199, 199.1, 199.2 и 199.4. Почитайте на досуге, они любопытные.

Первые две сейчас предусматривают в качестве самого строго наказания лишение свободы на срок до шести лет, 199.2 — на срок до семи лет, а 199.4 — до четырех лет.

Теперь же, предлагается снизить суровость наказания по статье 199, 199.1 и 199.2 — до пяти лет, а по статье 199.4 — до трех лет.

— Замечательно. И что это нам дает? 

Возможно, вы в курсе, что в Уголовном Кодексе конкретные сроки давности привлечения к уголовной ответственности определяются, исходя из категорий тяжести преступлений. Сейчас налоговые преступления относятся к тяжким. А будут, возможно, преступлениями средней тяжести. Это по первым трем статьям, про которые мы говорим. К тому же, деяние по статье 199. будет преступлением небольшой тяжести.

А это значит, что по этим статьям изменятся сроки давности привлечения к уголовной ответственности. Они уменьшатся. По статье 199, 199.1 и 199.2 — с десяти до шести лет. Напомню, что мы говорим про самые тяжелые случаи — про особо крупный размер налоговых прегрешений. А по статье 199.4 — до двух лет.

Зачем же, все это

Это повлечет значительные изменения в законодательстве, и работе надзорных и правоохранительных органов…

Все верно. Это только в Уголовном Кодексе. А с Уголовно-процессуальным Кодексом не так все ясно. В порядок производства по уголовным делам, согласно пояснительной записке, вводится правило, согласно которому уголовное дело не может быть возбуждено, а возбужденное уголовное дело по преступлениям, связанным с уклонением от уплаты налогов и иных обязательных платежей, подлежит прекращению, в случае уплаты в полном объеме недоимки, пеней и штрафов.

Серьезная либерализация…

Но, в проекте закона, в части касающейся внесения изменений в Уголовно-процессуальный Кодекс, имеется ссылка на статью 76.1 УК РФ, в которой говорится о том, что такая льгота может быть положена только лицу, впервые совершившему налоговое преступление. Об этом же говорится и в статьях 199, 199.1 УК РФ. Это все уже есть сегодня. Еще до принятия законопроекта.

— И что это может значить? Попытку оставить все как есть?

Поэтому-то у некоторых юристов уже возник вопрос: а что же здесь нового? Это чисто техническое приведение Уголовно-процессуального кодекса в соответствие с УК РФ и уголовные дела будут прекращаться только для тех, кто согрешил впервые? Или все-таки, на снисхождение Фемиды могут рассчитывать и те, кто уже был уличен в уклонении от налогов? Будем надеяться, что при рассмотрении законопроекта парламентом ясность все же появится.

Новации в закон существенно улучшат и оздоровят ситуацию в бизнес-сообществе?

Вынужден заметить, что предложения по повышению минимального размера неуплаченных налогов, за который предусмотрена ответственность, в текст законопроекта не вошли. Сейчас, если предприниматель уклонялся от налогов в крупном размере, то есть за три года на 15 миллионов рублей, он рискует стать фигурантом уголовного дела. В общем-то, при нынешних ценах это уже и не такой крупный размер. Увеличение суммы недоимки для крупного размера позволило бы предпринимателям вздохнуть более свободно. Отмечу, что речь не идет о том, что бюджет останется в таком случае без поступлений. В налоговом кодексе есть инструменты, позволяющие получить эти деньги без использования уголовного преследования.

Согласитесь, что в любом случае снижение остроты уголовной репрессии в отношении предпринимательского сообщества следует только приветствовать.

На мой взгляд, у налоговых органов сегодня есть все инструменты, не связанные с уголовным преследованием, позволяющие добиваться от предпринимателей их обязанностей по наполнению бюджета. Обществу не нужен предприниматель, сидящий в тюрьме. Его роль все же создавать что-то полезное и платить налоги.

Сокращение сроков давности привлечения к уголовной ответственности будет стимулировать налоговые органы не затягивать проверки и, хочется надеяться, сократит случаи использования «уголовной дубины» для выбивания недоимок.

Кстати, как вы верно заметили, что в Налоговом Кодексе было бы неплохо кое-что подправить. Например, более четко регламентировать проведение мероприятий налогового контроля. Для юристов, практикующих в налоговой сфере уже давно не секрет, что проверки могут длиться сколь угодно долго…

Продолжительность допросов, которая налоговым кодексом не урегулирована, может определяться исключительно пониманием гуманности налоговым инспектором. То же самое можно сказать и в отношении осмотров, истребования документов и ряда иных действий. И хоть судебная практика нередко утверждает, что все эти мелкие нарушения не затрагивают прав того, кого контролируют, все выявленные неурегулированные нарушения сильно раздражают предпринимателей и мешают им работать. А значит, и тех благ, которые они произведут для населения, будет несколько меньше.

Подписывайтесь на Аргументы недели: Новости | Дзен | Telegram