Аргументы Недели Иркутск → Общество № 8 (854) 1–6 марта 2023 г. 13+

Несколько историй со скорбным финалом в ветеринарных клиниках Иркутска

, 09:06

Несколько историй со скорбным финалом в ветеринарных клиниках Иркутска

Из шокирующих собственных воспоминай. Котяре моему как-то поставили в общем-то не такой уж редкий диагноз — мочекаменная болезнь. Каюсь, кормила неправильно и вот… Но от предложения ветврача, причем после трех недель бесполезной терапии, волосы дыбом встали: давайте, дескать, пластику сделаем, отчикаем коту мужской орган, будет как кошечка, зато никаких проблем с мочеиспусканием (пардон за детали) по узкому каналу. Один нюанс еще обозначили — периодически надрез надо будет обновлять, срастается. Может, я чего недопоняла, но от таких котолекарей бежала без оглядки. Причем, в другой клинике, Барсюткину проблему решили за пять дней. До сих пор благодарно мурчит по вечерам на подушке… Печально, что случаи ветеринарного непрофессионализма не единичны, если не сказать больше — зашкаливают.

Любимчика мейн-куна, белоснежного Кокоса, недавно проводил на радугу хозяин кота, которого лечили в ветеринарной клинике «Доктор Вет».

«У кота было воспаление на носу, — рассказывает иркутянин Иннокентий. — Прописали антибиотик, противовоспалительное средство и капли в глаза. Сделали ПЦР-исследование, сообщили, что лечение подходит. Поинтересовались, как будет удобнее — давать таблетки или инъекции назначить? Животному скормить пилюли не так-то легко. Мы выбрали уколы. Врачи сами набрали в шприцы лекарства в нужной дозировке и передали нам — на 15 дней. Курс в общей сложности должен был длиться 30 дней.

Но через 7 дней инъекций мы заметили у кота воспаление на задних лапах. Привезли его в ту же клинику. На осмотре выявили абсцесс и сказали, что нужно оперировать. По плану нашего Кокоса на 2-3 дня нужно было оставить в клинике, чтобы доктора наблюдали, обрабатывали рану после хирургического вмешательства. Предварительно сдали общий анализ крови, сделали биохимию. Доктора заверили, что все показатели в норме и операция не опасная. На следующий день нам сообщили: всё в норме, воспаление вычистили, но да, необходимо обрабатывать.

Тревожные новости появились через 3 дня. Мы уже собирались забирать кота, но позвонил врач и заявил, что срочно нужно переливание. В анализах крови один из показателей был близок к критическому.

Я стал расспрашивать подробнее. У меня образования ветеринарного нет. Не мог понять, что произошло. Как я выяснил в открытых источниках, у котов, оказывается, 20 вариаций групп крови, и у них часто есть инфекции, которые долго никак не проявляются. Анализ переливаемой крови на инфекции и на группу крови оперативно до переливания клиника сделать не может. В целом из диалога с врачом я понял, что только упомянутый показатель близок к критичному, и у него самого в практике был случай, когда за пару дней в похожем случае все пришло в норму. Основываясь на этом, решили не спешить с рискованной процедурой и подождать еще 2 дня. Врач успокоил прогнозом: ничего необратимого за такой срок не произойдёт. Если динамика будет негативной, то тогда сделают переливание крови от другого кота.

Через два дня нашему коту стало намного хуже. Он уже не поднимал голову, не реагировал ни на что. Я сам срочно привёз второго кота, переливание осуществили. К вечеру позвонила врач, проинформировала, что пациенту лучше. Я заехал посмотреть, но, к сожалению, увидел ту же картину, что и днем. Сотрудники ветклиники, постоянно повторяя, внушали: как раз перед вашим приходом он чувствовал себя бодрее, вставал, ел…

На следующее утро, позвонив в «Доктор Вет», я услышал, что кот умер ночью.

Теперь меня не покидает ощущение того, что я сам отдал почти 40 тысяч рублей за то, чтобы убили моего кота. Мог ли я подумать, что визит в клинику почти со здоровым Кокосом, обернется тем, что в итоге я увёз домой только прах.

Вспоминаю, как администратор клиники, скорее всего осознавая, что кот не выживет, начала упорно требовать оплатить все процедуры, с оговоркой, что всё у них по предоплате. В клинике я общался с 5 докторами, и все говорили разные вещи. В последний день, пока кот еще был жив, вину старались переложить на меня. Якобы не нужно было уколы («их вообще в крайнем случае выписываем»), переливание необходимо было делать раньше и тому подобное… Черт побери! Да я же не ветеринар. Я на вас должен был положиться. Кто тут профессионал?!»

Такая история со скорбным финалом. Финалом этого конкретного случая. А впереди, подозреваем, еще десятки, сотни неспасенных питомцев и потоки слез тех, кто их любил.

Мы заглянули в отзывы об упомянутой клинике в сети. Объективности ради, заметим, что много позитивных, на пять звезд. Реальные или заказная реклама? Сложно отличить.

Само учреждение себя хвалит: «На страже здоровья Ваших питомцев с 2016 года! Оказываем большой спектр ветеринарных услуг, наши врачи постоянно проходят курсы повышения квалификации и посещают международные конференции. Мы одни из немногих клиник, где есть экзотолог и принимают экзотических животных!»

Но в интернете попадаются и предостерегающие комментарии. «Мы потеряли нашего верного Друга из-за абсолютного непрофессионализма докторов. Привели собаку на плановую, стандартную операцию. А отдали нам ее умирать домой. Есть все заключения экспертиз, выигранное судебное дело, Но нет нашего друга!!!! И мы хотим предупредить адекватных хозяев своих питомцев о том, чем вы рискуете, обращаясь в это учреждение».

«Типичная клиника вымогателей. За 2 дня лечения кота от классического цистита отдал 12 тысяч рублей. Людей и то дешевле лечат… Неадекватные цены, результат +/-1. Делайте выводы сами, стоит ли связываться с ветклиникой в рассрочку, или в ИПОТЕКУ! Перепродажа препаратов с огромной накруткой! Теразозин 5 мг 20 таблеток в аптеке стоит порядка 300 рублей. Коту продали 2 мг таблетку за 55 руб. Первая цель клиники, по-моему, — заработать на вас как можно больше денег, а уж потом, «возможно» вылечить ваше животное!»

«Обратилась с котенком с подозрением на чумку, ясно было все без анализов. Но сделали тест на панлейкопению — положительный. Воткнули уколы — витамины, противорвотное, иммуномодуляторы, втюхали паштет и отправили, сказав подойти на следующий день с самого утра на капельницы… Подошла на следующий день, капельницу так и не поставили, все те же уколы. Сказали, если так и будет вялый, приходите, точно капельницы будем ставить. При чумке время идет на ЧАСЫ. Чего тут смотреть и ждать? Очевидно, ребятам не хотелось возиться с котенком, а мне следовало самой настоять на активном лечении и капельницах, но из-за неопытности, растерянности ничего не сделала. Да, шансы у котят с чумкой не велики, но все же есть. Котенок умер у меня на глазах, не дождавшись два часа до приема и потенциальных капельниц. Как пишут многие — деньги дерут».

«Врач УЗИ не заметил свободной жидкости в брюшной полости, из-за этого сегодня скончался мой кот. Три дня лечили от отравления, а оказывается именно за эти три дня развился перитонит в брюшной полости! Я говорю спасибо только доктору Светлане, которая действительно болеет за маленьких пациентов!»

Да, не будем всех поголовно считать рвачами, а не врачами. Есть действительно компетентные и сердобольные. Но, похоже, что и шарлатанов в этой сфере хватает.

Опытные ветеринары признают, что поставить верный диагноз животному крайне сложно. Затруднительно собрать анамнез. Кот или пес не расскажет, что, где, как давно болит, а хозяин не всегда может заметить тревожные симптомы. С этим сложно не согласиться. Непростое это дело, айболитово. Потому, наверное, требования к ветеринарным врачам и клиникам должны быть не слабее, чем к докторам человеческим (о нашей медицине — отдельный разговор).

Вот только, оказывается, лицензирование деятельности ветлечебниц давно, с 2007 года, упразднено. На это не раз (особенно активно ещё в 2021 году) обращал внимание глава Комитета Госдумы по экологии и охране окружающей среды Владимир Бурматов. Парламентарий заявил: ««Нас очень беспокоит то, что происходит сегодня с лечением домашних животных… Мы выступаем за возвращение лицензирования ветеринарной деятельности, и соответствующую инициативу мы подготовили. Мы считаем, что ветеринарные клиники должны лицензироваться, потому что они имеют дело с живыми существами».

Бурматов также настаивал, что требуется создать реестр ветеринарных врачей — чтобы любой, кто обращается к ветеринару либо в клинике, либо к ветеринару, который занимается частной практикой, мог «проверить, является ли этот ветеринар ветеринаром, какие отзывы, какое образование у него». Кроме того, есть предложение по препаратам: «Если исчерпан перечень ветеринарных препаратов, но животное не выздоровело, то следует разрешить использовать препараты из медицинского перечня. Эта формула уже является протоколом во многих странах».

Также неплохо было бы разработать и закрепить протоколы лечения животных. Есть же в обычной медицине стандарты. Шаг в сторону — наказуем. А ветврачи, насколько нам известно, пока действуют без чётких ориентиров, и при экспертизе оказания ветеринарных услуг и опереться особо не на что. Легко перевести стрелки на владельца — вы сами подписали бумаги, согласовали тактику и тому подобное. Потом и получатся, что у клиента, «подсаженного на крючок», в чеке чуть ли не весь перечень услуг клиники, и диагностических, и процедурных. Плюс препараты сомнительные. Прибавьте сюда еще дефицит лекарств на фоне санкций. Вот и получаем в итоге, ветеринарию, которая не лечит, а калечит…

А сами представители ветеринарии на предложение по лицензированию парируют: «К сожалению, было административное давление, множество придирок и непонятных требований, несогласных и конфликтных убирали, лоббировали интересы определенных служб. Это негативно сказывалось на развитии ветбизнеса, замедляло его».

И в итоге, пока законодатели не проявляют жесткости в части регулирования отрасли. И можно, конечно, попробовать воззвать к врачебной этике. Не с юридической, а с моральной точки зрения ситуацию оценить. Напомнить, что каждый раз, приводя на прием котофея или собаку, хозяин животного совершает «прыжок веры» и надеется на профессионализм, на человечность врачей. Попался нам тут на глаза образчик этического кодекса ветеринара. Пара цитат.

«Ветеринарный врач должен строить отношения с владельцем животного на основе взаимного доверия и взаимной ответственности, стремясь к «терапевтическому сотрудничеству», когда владелец животного становится терапевтическим союзником ветеринарного врача».

«Ветеринарный врач обязан на доступном для владельца уровне обсуждать проблемы здоровья животного, разъяснять план врачебных действий, давать объективную информацию о преимуществах, недостатках и цене существующих методов обследования и лечения, не приукрашивая возможностей и не скрывая возможных осложнений. Врач не должен обещать невыполнимое и обязан выполнять обещанное».

О солидарной, общей ответственности говорите? Сдается нам, что совесть после печального исхода мучает, скорее, владельцев, чем некоторых докторов. Рубль рулит.

P.S. Редакция осознает, что не  исключены ситуации, когда даже при компетентной помощи ветеринара не удается спасти животное. И с этим трудно смириться, ведь для большинства владельцев их питомец — почти член семьи. Сожалеем вашим утратам.

Екатерина Романова

Сам своим ветеринар
Пока редакция готовила публикацию, от ближайшего окружения посыпались аналогичные истории (одну из них публикуем). На кого положиться? Или и правда самим на ветеринаров выучиться?
«Подобрали на даче кошку, явно возрастную, понимали, что наверняка с кучей проблем. Через пару месяцев заметили, что кошка плохо спит, мечется по квартире, постоянно моется. Присмотревшись, обнаружили, что она расчесала себе уши, шею до корост (под длинной шерстью плохо видно). Бросились в ветеринарку: ушной клещ, аллергия? Нет, уши внутри чистые, не клещ, успокоила ветеринар. Но тут же огорошила: чтобы разобраться с расчесами, надо взять пробы, но дерматолог будет только через 10 дней.
— Так поставьте однократный укол от аллергии!
— Да этого препарата вы нигде и не найдете, санкции. И слава богу, от этого укола печень в лохмотья!
Вот тебе здрасьте, не один раз ставили нашим животным в ветеринарках такой укол, в течение суток все симптомы проходили, и на печень жалоб от котов точно не было.
— Хорошо, что вы можете предложить?
— В данный момент ничего. Ну попробуйте дексаметазон…
Интереса к кошке ноль, консультация сквозь зубы (каждое слово реально клещами приходилось вытаскивать), но ее стоимость 500 руб. в государственной сети ветклиник нам посчитать не забыли. Впрочем, удивляться этому не приходится уже давно. Истории, когда ветеринары по зову сердца спасают животное, пристраивают его в добрые руки, остались, наверное, только в кино. Ладно, профессиональное выгорание никто не отменял. Но просто посмотреть в компьютере — где сегодня принимает дерматолог — разве трудно было?
Кстати, дексаметазон оказался очень токсичным, кошка стала апатичная, вялая, отказалась есть. А помог ей простой «Стоп-зуд», суспензия, которую нам предложили в обычном зоомагазине».

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram