Аргументы Недели → Общество 13+

Продажа Danone должна пройти в интересах российской экономики

, 12:44

Продажа Danone должна пройти в интересах российской экономики
Фото: unsplash

В списке потенциальных претендентов на российские активы Danone оказались компании, которые, в том числе, имеют зарубежные источники капитала или полностью зарубежные, а также непрофильные игроки. По мнению экспертов, российским ведомствам стоит быть внимательными при проведении сделки и сохранить производство Danone в руках отечественного, и при этом профильного, производителя.

Активы французского молочного концерна Danone оказались интересны довольно широкому кругу компаний. Во всяком случае, это следует из пространного списка, появившегося в СМИ. По этой информации, на российскую часть бизнеса Danone претендуют такие компании, как, например, крупные сельскохозяйственные холдинги «Русагро», «Черкизово», «ЭкоНива», компания «Степь» (подразделение АФО «Система), «Румелко», Агрокомплекс им. Н. И. Ткачева, , ГК «Черноголовка», ОАО РЖД,  дочернее предприятие Ростэк Марафон групп. Упоминаются даже некие арабские и китайские инвестиционные фонды.

Заметим, что все эти компании – мощные игроки российского рынка. Интересно, что в списке не просто крупный бизнес, но фактически ряд лидеров: например, тут представлены самые крупные землевладельцы России - «Агрокомплекс им. Н.И. Ткачева», группа «Эконива», «Русагро».

Безусловно, Danone, как стабильная, качественно работающая компания, зарекомендовавшая себя как ответственный производитель, чья продукция (а это бренды «Простоквашино», «Тема», «Актимель», «Даниссимо» и другие) уже давно пользуется заслуженной популярностью, явно интересное вложение средств. Но и наверняка дорогая покупка, может быть, поэтому список претендентов столь значителен.

При этом, как утверждается в средствах массовой информации, одним из основных условий аукциона является возможность обратного выкупа в течение 5-10 лет (При этом сумма покупки может быть номинальной). Danone хочет сохранить за собой блокирующий пакет акций. Также от предполагаемого покупателя ожидаются серьезные инвестиции в производство.

Правда, является ли интерес перечисленных компаний истинным или они попали в список «за компанию», или кто-то их «посчитал» без их ведома, пока остается загадкой. Есть, правда, версии, что ОАО «РЖД» и «Черноголовка» не заинтересованы в сделке. Другие, как, например, «Черкизово», обтекаемо замечают, что им всегда интересны качественные активы. Но прямых комментариев бизнес не дает.

С точки зрения как сохранения баланса молочного рынка в России, так и защиты интересов конечных потребителей, безусловно, Danone должен перейти в надежные руки. К такому покупателю, который бы не просто нашел очередную «корзину» для вложения средств и их роста, а был искренне заинтересован в развитии этого производства, в работе с душой, в сохранении брендов и в целом в работе на благо отечественного рынка. Как замечает руководитель Всероссийского института аграрных проблем и информатики имени А.А. Никонова, академик РАН Александр Петриков, сейчас Danone занимает 7% рынка молочной продукции России, и если вдруг его продукция исчезнет с полок магазинов, это «может спровоцировать резкий провал в молочном секторе»: «Если Danone превратит свои заводы в безымянные, продаст их просто как производственные активы, заберет бренды, то что останется в России?». Вот почему у активов Danone должен появиться достойный новый хозяин. В свою очередь, исполнительный директор компании «Ринкон Менеджмент» Константин Корнеев отмечает, что сделка не изменит объем производственных мощностей, заводы Danone хорошо технологически оснащены, и новый покупатель сможет легко наладить систему продаж: «Вопрос в том, идут ли активы в комплекте с торговыми марками Danone».

И самое главное. Сделка будет рассматриваться на правительственной комиссии, в ней будет участвовать в том числе представитель Минсельхоза. В ведомстве считают, что лучшим вариантом для Danone станет какой-нибудь стратегический инвестор, который сможет обеспечить выполнение всех условий французской компании, при этом без ущерба для российского рынка.

Момент патриотических настроений предполагаемого нового владельца Danone очень важен. Как отмечает бизнес-аналитик Елена Могилатова, в списке фигурируют довольно странные бизнес-структуры, которые, в том числе, завязаны с зарубежным бизнесом. Минсельхоз, по идее, не должен допустить к сделке по продаже активов Danone зарубежного покупателя. «В нынешних реалиях мы еще острее осознаем, что нам важно сохранять силу своей, отечественной экономики, использовать свои мощности, свои кадровые силы, а человеческий капитал сегодня один из важнейших ресурсов, свои земли, свое сырье. Убеждена, что управлять российскими активами Danone должен именно российский инвестор, без «двойного дна» в виде, скажем, иностранных учредителей. И уж тем более удивительно видеть в списке зарубежные инвестиционные фонды. Да, с Китаем мы сейчас укрепляем отношения, но разве правильно, чтобы французская компания просто передала свои активы другому зарубежному бизнесу? Danone работает на российских мощностях, на заводах трудятся тысячи российских граждан, качественных специалистов – все это важно сохранить – и приумножить».

Действительно, интерес к Danone со стороны арабских и китайских инвестиций наводит на мысль, что этот бизнес может незаметно уйти в иностранные руки – а Россия явно в этом не заинтересована. Да и не только зарубежные инвестиционные фонды кажутся неподходящим вариантом. Например, головной компанией российской сельскохозяйственной и продовольственной компании «Русагро» является кипрская Ros AGRO PLC. Думается, даже на такие нюансы стоит обращать внимание, и не только самому Danone, но и российским заинтересованным ведомствам, Минсельхозу в том числе.

И это еще не все – в 2022 году основатель, акционер «Русагро» Вадим Мошкович попал под санкции. Он вышел из управления, однако ряд зарубежных банков заморозили счета «Русагро», часть контрагентов отказались от работы с компанией. В санкционных сложностях замешана и компания АФК «Система» (в списке представлена ее компания «Степь»), ее акционер Владимир Евтушенков тоже вынужден был в 2022 году уменьшить свой пакет акций, чтобы вывести компанию из-под давления Запада.

Есть и другие тонкости, которые не всегда на поверхности. Сейчас, когда иностранный бизнес активно уходит из России, сделок по купле-продаже их активов совершается довольно много. И, как выясняется, «Русагро» вела «серьезные переговоры» по целому ряду продаваемых активов – об этом говорит сам гендиректор агрохолдинга Тимур Липатов: «Не купили мы их по той причине, что не готовы были платить столько, сколько готовы были платить наши конкуренты». По словам Липатова, «Русагро» все время старается «заработать дополнительные деньги для своих акционеров», и компании интересны активы, которые продаются «по нормальной цене».

У «Русагро» во владении почти 700 тысяч гектаров земли, компания лидер в производстве подсолнечного масла в России, один из крупнейших производителей майонеза, активно развивает производство сахара… Судя по высказываниям руководства компании, Danone для нее тоже лишь еще один актив, который даст «дополнительный заработок», но не стратегически важный и профильный бизнес.  И возможно, именно так рассуждают и другие крупные бизнес-игроки, которые упомянуты в списке. Danone – очередная покупка, но не стратегический шаг вперед.

Компания «Эконива», которая, как крупный молочный холдинг, казалось бы, вполне может претендовать на покупку активов Danone, тоже ведь имеет зарубежные корни. Ее основатель и владелец Штефан Дюрр - немец. Но благодаря дружбе с представителями российской власти смог быстро закрепиться на российской земле, и даже получил российское гражданство. Теперь Дюрр всегда старается упомянуть о своем патриотическом отношении к России. Но, между прочим, еще один нюанс  - Дюрр строит свой бизнес на больших кредитах, размер которых на 2020 год в целом доходил до 1 млрд евро. А такой подход опять же вряд ли устроит Danone – нельзя позволить сделать из крепкой сильной компании неустойчивое производство, основанное на крупных кредитах.

Ну и наконец, совсем уж выбиваются из перечня претендентов непрофильные компании, такие как ОАО «РЖД» или государственная корпорация Ростех. Не думается, что железным дорогам нужно производство творожков. А у Ростеха основные направления деятельности - авиастроение, машиностроение, радиоэлектроника, медицинские технологии, при чем же здесь молочная отрасль и продукты питания?

Кстати, в этом ключе любопытен опыт владельца холдинга «Коломенский» Алексея Тулупова – он был одним из первых, кто купил активы зарубежной компании, которая уходила в 2022 году из России - стал владельцем российского бизнеса финской компании Fazer.

Fazer входила в пятерку крупнейших производителей хлеба и хлебобулочных изделий в России. Алексей Тулупов отметил, что неверно приобретать активы непрофильного бизнеса: «Мы не хотим покупать смежные бизнесы… Наша прибыль от этого не увеличится. Это просто другой бизнес, с тем же успехом можно купить автопроизводителя. Идти в какие-то непонятные активы — это, скорее всего, способ потерять деньги. Распыляться на другой бизнес я не умею».

Пожалуй, это достойный пример, когда крупный бизнесмен трезво, объективно рассчитывает свои силы и стратегию и не гонится за «длинным рублем», а вкладывается на перспективу. Поэтому вряд ли будет верно отдавать Danone непрофильным компаниям: это не их сфера, в них вряд ли появится желание развивать молочный сектор, не зная, как это делать, и не имея к этому бизнес-интереса.

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram