Аргументы Недели. Балтия → Общество 13+

100 лет отечественной гражданской авиации: как все начиналось

, 17:05 , Шеф-редактор балтийского бюро АН

100 лет отечественной гражданской авиации: как все начиналось

Человека всегда привлекало небо – было в нем что-то недоступное, загадочное… Кто бы мог подумать в начале 19 века, что в 21-ом самолет станет для людей обычным средством передвижения…

100-летие гражданской авиации России! А как начиналась гражданская авиация? Вернемся в историю с европейским экспертом по вопросам гражданской авиации Викторсом Зариньшем.

«Гражданская авиация берет начало в далеком 1901 году. Первопроходцами были братья Райт. Они совершили первый управляемый полет на летательном аппарате тяжелее воздуха. Историческое событие состоялось неподалеку от городка Китти Хок в штате Северная Каролина. Самолет Wright Flyer (его изобрели и собрали два брата - Орвилл и Вилбур Wilbur Райт) пролетел 36.5 метров и продержался в воздухе 12 секунд. Немедленно после этого были проведены еще три полета, один из них продолжался почти минуту. И с этого момента авиация начала развиваться немыслимыми темпами.

100 лет отечественной гражданской авиации: как все начиналось

В 1906 году был установлен первый авиационный рекорд! Французский летчик Альберто Сантос-Дюмон поднялся на высоту 6 метров и преодолел дистанцию в 220 метров.

Заглянем теперь в историю российской авиации…

Первым российским самолетом был биплан Кудашева (“Кудашев-1”) – ферменный биплан с передним рулем высоты и хвостовым оперением. Двигатель “Анзани” в 35 л. с. с тянущим винтом. На этом самолете А. С. Кудашев 23 мая 1910 г. совершил полноценный полет на несколько десятков метров в длину. Это первый в России полет на самолете отечественной разработки.

Кстати, Латвия была далеко не на последнем месте в развитии авиастроения… Уже в 1913 году в Риге открылись мастерские и летная школа пилотов-авиаторов В.В. Слюсаренко… И началась работа…

Первоначальный заказ был дан на два самолета “Фарман-16” с двигателем “Гном” в 80 л. с., потом был сделан заказ еще на восемь самолетов. Слюсаренко со своей супругой усовершенствовали конструкцию этого самолета. Рижский вариант «Фармана-16» имел укороченные крылья и развивал скорость до 130 км/ч – очень неплохие характеристики для самолета-разведчика того времени. В октябре 1913 года первые аэропланы, изготовленные в мастерских Слюсаренко, были сданы Военному министерству и выдержали испытания на отлично. В историю российского самолетостроения они вошли под названием «Фарман Слюсаренко». Первые два самолета были сданы в октябре 1913 г., остальные – к лету 1914 г. Изготавливали один самолет в месяц. Кроме “Фармана-16” было построено и отремонтировано еще несколько самолетов “Фарман-4”.

В 1913 году изобретатель Игорь Сикорский построил первый пассажирский самолет ("Русский Витязь"), снабженный туалетом. На тот момент "Русский Витязь" был крупнейшим самолетом мира, размах его крыла составлял 28 метров. По образу самолёта «Русский витязь», Игорь Сикорский спроектировал биплан «Илья Муромец» — первый в мире пассажирский самолёт с отоплением, электрическим освещением, спальной комнатой и туалетом.

А 1923 год - официальная дата рождения гражданской авиации СССР! Было принято постановление Совета труда и обороны «О возложении технического надзора за воздушными линиями на Главное управление воздушного флота и об организации Совета по гражданской авиации».

И в то же время было создано Российское общество добровольного воздушного флота — «Добролёт», предшественник Аэрофлота.

Открывается первая внутренняя регулярная воздушная линия - Москва — Нижний Новгород.

А в 1932 году образовано Главное управление Гражданского воздушного флота (ГУ ГВФ), позже учреждено официальное наименование советской гражданской авиации — «Аэрофлот».

В 1937 году состоялся первый в истории беспосадочный перелет из СССР в США через Северный полюс на самолете АНТ- 25. Время полета заняло 63 часа 16 минут. Командиром самолета был В.П. Чкалов. Конечно, это была сенсация. Это была победа!

1948 год - начало эксплуатации многоцелевого самолёта «Ан-2» конструкции О. К. Антонова, который, кстати, летает и сегодня!

В чем особенность российской авиации?

В мировых рекордах!

 Российская авиация развивалась так, что постоянно устанавливала мировые рекорды:

Ту-104 - 26 мировых рекордов

Ту-114 - 32 мировых рекорда.

В 1968 году Ту-154 совершил свой первый полёт - самый «массовый» самолёт отечественного производства, который продавал СССР во многие страны мира.

1977 год - начало эксплуатации первого в мире сверхзвукового пассажирского самолёта Ту-144. Это уже открытие в гражданской отечественной авиации. Новая эра!

1985 год - Ан-124 «Руслан», экипаж установил абсолютный рекорд по подъему груза — 171,2 т на высоту 10 750 м.

1993 год - начало эксплуатации самолёта Ил-96 — первого отечественного дальнемагистрального широкофюзеляжного самолёта, рассчитанного на 300 пассажиров. В историю мировой гражданской авиации вошёл как самый безопасный пассажирский самолёт.

О достижениях отечественной гражданской авиации можно говорить бесконечно…

Сегодня, несмотря на все сложные факторы, авиационная отрасль России продолжает развиваться, а это значит, что наступает новая эра отечественной гражданской авиации!».

100 лет отечественной гражданской авиации: как все начиналось

100 лет отечественной гражданской авиации: как все начиналось

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram