Социальный трамвай Усть-Илимска попал под сокращение
№ () от 7 февраля 2023 [«Аргументы Недели Иркутск», Олег Усов ]
Город Усть-Илимск в Иркутской области знаменит многими фактами. Кто-то вспомнит, что это место в 60-х стало мощной комсомольской стройкой, которую прославила Майя Кристалинская в песне Александры Пахмутовой «Письмо на Усть-Илим», кто-то наверняка знает про местную ГЭС, четвертую по мощности в стране. А многие наслышаны еще про одну местную достопримечательность — скоростной трамвай, маршрут которого пролегает по сибирской тайге. Увы, трамвайная «изюминка» исчезла чуть больше месяца назад, решение принято частным владельцем трамвайной линии, группой «Илим». Не все местные жители готовы смириться с этим. В ситуации разбирался корреспондент «АН».
Председатель Следственного комитета России Александр Бастрыкин поручил и.о. руководителя следственного управления СК России по Иркутской области Дмитрию Позовскому возбудить уголовное дело в связи с обращением жителей Приангарья о закрытии линии скоростного трамвая в Усть-Илимске.
В соответствующем сообщении ведомства отмечается: «В социальных сетях опубликовано обращение жителей города Усть-Илимска Иркутской области, где уже больше месяца закрыта трамвайная линия. Граждане выступают с критикой следствия. Ранее в связи с обращением жителей с просьбой разобраться в ситуации региональным следственным управлением была организована проверка по ст. 286 УК РФ (превышение должностных полномочий). В настоящее время следователями проводится дополнительная процессуальная проверка по данному факту».
Трамвайная ветка в Усть-Илимске была закрыта 22 декабря 2022 года. Буквально накануне, в YouTube был создан канал «Усть-Илимские скоростные трамваи», на котором жители города обращаются к Александру Бастрыкину и к председателю Госдумы РФ Вячеславу Володину. На сегодняшний день канал содержит пять таких роликов. Последний из них был записан 6 февраля уже после поручения председателя Следственного комитета России.
В нем представители инициативной группы благодарят «Александра Ивановича» за возбуждение уголовного дела. «Считаем необходимым проинформировать вас, что должностные лица администрации Усть-Илимска не отказались от своих намерений. Чиновники пытаются навязать нам автобус, происходит затягивание восстановления движения трамвая, такие действия свидетельствуют о продолжении преступных действий разрушить трамвай. Мы рассчитываем на справедливое расследование», — говорят горожане, поочередно выступая в кадре.
Администрация города не отмалчивается. 5 февраля мэр Усть-Илимска Анна Щекина в своем Telegram-канале отчиталась о проведенной встрече с инициативной группой. Согласно информации градоначальника со ссылкой на Ольгу Найко — руководителя филиала ООО «Финтранс ГЛ» в Усть-Илимске (организация владеет трамвайной линией, входит в структуру группы «Илим» — АН), «от работников поступали многократные жалобы на холод в вагонах и поломки. Потому было решено доставлять сотрудников «Илима» на автобусах. Они уже закуплены и введены в эксплуатацию».
«Со своей стороны я отметила: трамвай был нашей местной достопримечательностью. Но никогда не был общественным транспортом, а только служебным. Также им еще пользовались дачники и некоторые жители расположенных рядом с линией домов. У дачников по-прежнему остается возможность доехать до своих участков. Муниципалитет организует сезонные перевозки. Также мы сейчас прорабатываем возможность введения еще одного дополнительного маршрута», — также заверила Анна Щекина.
Позицию «Илима» удалось узнать газете «КоммерсантЪ». Представители группы сообщили изданию, что компания изначально рассматривала планы по модернизации трамвайного движения. «Однако расчеты показали, что реконструкция только трамвайных путей превышает затраты в 350 млн рублей, стоимость одного вагона — более 73,5 млн рублей. Тогда как теплый, комфортный автобус стоит 8,5 млн рублей. После долгих и глубоких расчетов было принято решение в пользу автобусов. При этом речь шла не о закрытии трамвая, а об организации новой схемы доставки сотрудников предприятий промплощадки, — настаивают в компании. — В итоге куплено и уже введено в эксплуатацию 55 автобусов, компании это обошлось в несколько сот миллионов рублей. В настоящее время все автобусы куплены и введены в эксплуатацию. Для удобства сотрудников организованы 48 маршрутов по городу и ближайшим поселкам, максимально приближенные к местам проживания. Несколько маршрутов совпадают с маршрутом трамвая».
В «Илиме» также добавляют, что маршрут трамвая не являлся муниципальным, возможно, горожане действительно использовали трамвай, например, летом для поездки на дачи, поскольку проезд по технологической линии был бесплатным, кондукторами не обслуживался.
Рассуждения мэра города и представителей «Илима» с одной стороны наводят на предположение: «мутят воду» и «спасают трамвай» только дачники, оставшиеся без удобного средства доставки к своим участкам. С другой — на невеселые мысли о том, какие безжалостные формы может принимать пресловутый «оскал капитализма». Был трамвай, выполнял социальную функцию, роль «городской легенды», но оказался убыточным, а значит уготована ему только одна дорога? Остается надеяться, что внимание Следственного комитета к проблеме не позволит ей завершиться «по-тихому».