8 февраля прокуроры будут запрашивать срок для бывшего главы Хабаровского края - «народного губернатора» Сергея Фургала. Того самого Фургала, за которого почти три года на улицы выходят люди, доказывая, что выбор тогда, в 2018-м, действительно был сделан от сердца. Теперь Сергей Фургал на скамье подсудимых. 2 февраля присяжные вынесли ему вердикт: виновен. По всем трем эпизодам.
Вердикт, которому в минувший четверг аплодировали подсудимые, пережевывался главным присяжным долго, липко, казенно, таким мог бы быть особый вид пыток - в «самом гуманном суде». Виновен. В организации заказных убийств и покушении на убийство, совершенных на территории Хабаровска и Амурской области в 2004-2005 годах. Снисхождения не заслуживает. (Многотысячные митинги в поддержку «народного губернатора» ревут где-то на фоне). Вам самим не стыдно? - спрашивает Фургал из «аквариума». Нет ответа.
Адвокат Сергея Фургала Александр Старцев в ходе прений назвал дело уникальным: «Впервые в истории современной России увольнение губернатора было вызвано привлечением его к уголовной ответственности за совершение преступлений двадцатилетней давности».
Когда принималось решение о форме судопроизводства, сам Фургал заявил, что «только суд присяжных — суд народа сможет разобраться в этом деле и определить, где правда, а где ложь». Но вопросы правды и лжи, справедливо напоминает адвокат, возникали на протяжении всего судебного процесса: при допросе свидетелей, оглашении их показаний и приложенных к ним документам, при исследовании писем и документов… К слову, чудом к «фургаловскому делу» подоспели поправки в закон о рассмотрении дел с участием присяжных заседателей. Изменилась численность состава присяжных - отойдя от традиционного, как сказал Старцев, «освящённого религиозной традицией числа двенадцать». Число сократилось до восьми человек в областных судах и шести в районных, потому что, по мнению законодателя, в таком составе проще достигнуть консенсуса. Старцев заметил, что «манипулировать сознанием двенадцати человек куда сложнее». Также был сокращен объем обсуждаемых в присутствии суда присяжных вопросов - «адвокаты лишились возможности использовать определённые сведения для защиты своего клиента». Нововведения, констатировал адвокат, «существенно ограничили возможности стороны защиты».
Адвокат разбирал каждый эпизод, предлагая присяжным самостоятельно дать оценку - на самом ли деле версии обвинения нашли подтверждение в ходе судебного следствия. Напомнил он присяжным и о ходе судебного заседания 19 сентября 2022 года, когда свидетели обвинения (и не только они) по прошествию почти девятнадцати лет вспоминают - правда, некоторые не сразу, а постепенно - о том, о чём раньше они никому и никогда не сообщали. Воистину, чудо.
За день до оглашения вердикта Сергей Фургал выступил с последним словом. Вернее, выступил не один он, но и судья Геннадий Цой, который не только перебивал его, а объявил перерыв прямо посреди речи Сергея Фургала. Тем не менее, подсудимому удалось сказать, пожалуй, главное:
«Прокуратура понимает, что это за дело, и председатель суда понимает, что это за дело, а всю ответственность возлагаете на присяжных. Не должна была прокуратура поддерживать это дело. Я хотел услышать факты. Я предлагаю разобраться. <…> Наказывать невиновных — это грех. Уважаемые присяжные, готовы взять на себя это? Согласиться с тем, что меня должны уничтожить, я не могу. Это тоже грех. Я такой, какой я есть. Вот теперь я буду сидеть и ждать. <…> Сколько было допущено свидетелей со стороны защиты? Было заявлено более ста человек, а в суде было два. Все вещдоки спрятаны, все доказательства спрятаны, свидетели не допущены. И как мне в таких условиях защищаться? <…> Мистрюков (бывший деловой партнер Сергея Фургала Николай Мистрюков - прим.ред.), думая о том, что у него рак, решил оговорить себя и других, заключив сделку, получив за это 350 млн рублей».
Отметим, что речь идет о средствах, вырученных от продажи доли Мистрюкова в ООО «Торэкс Хабаровск», которое владело крупнейшим на Дальнем Востоке сталелитейным заводом «Амурсталь. Доля была продана, когда Мистрюков уже сидел в СИЗО «Лефортово». В сентябре 2020 года он был переведен под домашний арест по состоянию здоровья. У Мистрюкова якобы диагностировали рак нескольких органов малого таза и он ослеп на один глаз. Адвокаты других подсудимых в ходе процесса говорили СМИ, что впоследствии онкология у Мистрюкова не подтвердилась. Его дело было выделено в отдельное производство.
В перерыве судебного заседания 6 февраля Фургал говорил: «Вам надо было убрать Фургала. 12 человек сидят в Хабаровске, четверо человек здесь - ради чего? Люди спокойно жили и работали. И приехали в 19-м году: всё, жизнь ваша закончилась, мы теперь вас посадим. А за что? - Ну было бы за что, расстреляли. А так просто посадят. Но надолго. Желательно на всю жизнь. И прокурор поднимается и говорит: ну нет у нас доказательств, но вы проголосуйте, что виновны. Проявите гражданскую позицию… Так вы же ещё и присяжных делаете подлецами. Вы же их заставляете голосовать. Это ж надо было видеть: шесть присяжных опустили головы, вообще. А в зале настоящие присяжные стоят плачут».
Адвокат Старцев попросил перерыв до следующего заседания, чтобы успеть привезти подписи и поручительства, собранные жителями Хабаровска и края для представления их в качестве документов, характеризующих личность Сергея Фургала. Однако судья Цой сказал, что, по его мнению, эти документы предназначены «для изменения меры пресечения, что недопустимо». Мнение жителей региона, выбравших Фургала своим губернатором, недопустимо… Мнение людей, не разуверившихся в своем выборе, НЕ ДОПУСТИМО…