СК Адыгеи три года не может найти виновника массовой аварии под Краснодаром
31 января 2023, 12:23 [«Аргументы Недели. Кубань», СЕРГЕЙ ИВАНОВ ]
Правоохранительные органы Республики Адыгея уже три года не могут установить ответственного за массовую аварию на трассе М-4 «Дон» в районе города Адыгейска. Несмотря на то, что в ДТП погибли два человека, несколько человек тяжело пострадали, а 30 автомобилей превратилось в груду хлама до сих пор остается загадкой, по какой причине 17 января 2020 года на 1358 километре федеральной трассы М-4 «Дон» произошел этот дорожный инцидент. Отсутствие должной реакции республиканского СК и прокуратуры в виде тщательной проверки обстоятельств происшествия и возбуждения уголовного дела лишает пострадавших автомобилистов возможности защитить свои права. Депутат Государственной Думы РФ Сергей Обухов направил прокурору Республики Адыгея депутатский запрос о принятии мер реагирования.
С одной стороны доблестные стражи порядка с легкостью возбуждают дела в отношении граждан и наказывают их порой неоправданно жестоко, с другой – проявляют фантастическую лояльность в тех случаях, когда интересам простых людей противостоят коммерческие организации или государственные структуры. Этот нечестный перевес мог сработать и в истории с аварией на трассе Горячий Ключ – Краснодар в январе 2020 года.
Напомним обстоятельства. Массовая авария произошла рано утром в самом начале участка дороги, относящегося к городу Адыгейску. В официальном комментарии ГИБДД говорилось, что столкновение 25 транспортных средств произошло в следствии сильного тумана.
В тот же день журналисты «Первого канала» сообщили, что на трассе произошло подряд несколько ДТП. Спровоцировали аварию туман и гололед. Якобы многие водители просто не успевали затормозить. Никаких подробностей о том, как именно произошло ДТП, в новостях не было. Говорилось лишь о тумане, гололеде и запоздалом торможении. Несколько видеосвидетельств, выложенных в социальных сетях очевидцами, частично подтверждают то, о чем говорилось в официальной информации. Машины сбились не в единую кучу, а разбросаны на разных участках дороги. Один из водителей, комментирующий съемку, говорит: «Это гололед. Один притормозил и всех понесло. Это скользкая дорога. Минус четыре и обледенение… (Сейчас)восемь утра. Думаю, это часов шесть было (когда произошла авария). Гнали люди быстро-быстро и все. Даже сейчас автобус резко затормозил, аж дым пошел, успел затормозить».
Если, действительно, как сейчас утверждают эксперты, в дорожной трагедии виноваты сами водители, потому что должны были соблюдать дистанцию и скоростной режим, то как получилось, что дистанцию не выдержали одновременно водители трех десятков грузовых и легковых автомобилей? Почему на других участках трассы многие водители успевали затормозить, а на адыгейском – не успевали? Или все они успешно катились по льду от самого Горячего Ключа, пока какой-то из впередиидущих автомобилей не совершил опасный маневр? Есть в этом истории что-то недосказанное, и недосказанное оно лишь потому, что никто ни в чем не стал разбираться. Не связана ли авария с тем, что автомобили попали на участок дороги, который не был обработан специальными средствами? Ведь многие автомобилисты отмечали, что состояние трассы от Горячего Ключа до злополучного места позволяло двигаться на максимально разрешенной скорости. Если, действительно, все дело в конкретном участке трассы, который вовремя не обработали дорожные службы, то ответственность ляжет именно на дорожные службы.
Как рассказала одна из пострадавших, тем утром она ехала из Горячего Ключа в Краснодар с двумя малолетними детьми. После того, как она миновала Молькино и доехала до Адыгейска, в ее автомобиль врезалось позади идущее авто. Впоследствии оказалось, что это лишь середина массового ДТП, а где-то впереди автомобиль насмерть сбил автомобилиста, который вышел из машины (всего в аварии погибли два человека). Супруг выехал на помощь сразу после ее звонка. По его словам, дорога из Горячего Ключа до Адыгейска не была обледеневшей, однако дальше ему пришлось пешком «катиться» до автомобиля супруги, бросив свою машину на обочине. На первый взгляд состояние женщины было удовлетворительное, однако, когда ее доставили в больницу города Адыгейска, ей диагностировали перелом двух ребер и рваную рану легкого. Адыгейские врачи успели прооперировать женщину. Это спасло ей жизнь.
«Вред, причинённый моему здоровью квалифицирован как тяжкий вред здоровью. Транспортное средство, на котором я с двумя несовершеннолетними детьми передвигалась в злополучный день превратилось в груду металлолома», - пишет пострадавшая в своем обращении на имя депутата Государственной Думы РФ Сергея Обухова.
По ее словам, из-за того, что авария унесла жизнь человека, 19 января 2020 года следователь СО МО МВД России «Адыгейский» вынес-таки постановление о возбуждении уголовного дела и принял его к производству. Однако по мере расследования с удивительным постоянством стали меняться следователи, занимающиеся установлением виновника трагедии. Это постоянство в итоге вылилось в волокиту, которая до сих пор ни к чему не привела. Почему-то повреждены и безнадежно утеряны фотографии с места ДТП. Ссылаясь на материалы дела, а именно на протокол осмотра места ДТП, заявительница пишет, что следователь на месте установил, что «состояние дороги покрыто льдом», то есть дорожное покрытие на момент столкновения не отвечало требованиям, обеспечивающим нормальную и безопасную для жизни и здоровья граждан эксплуатацию.
Как сказано в материале «ДТП из-за гололеда: в каких случаях, с кого и в каком размере можно взыскать ущерб при аварии на скользкой дороге» на портале ГАРАНТ.РУ, а также в разъяснениях прокуратуры, «если наличие на проезжей части зимней скользкости и наледи стало причиной ДТП, то ответственность за произошедшее возлагается на тех, кто должен был следить за состоянием дорожного полотна, – региональные дорожные службы и фонды, включая службы, обслуживающие только отдельный участок дороги, а иногда – строительные и другие подрядные организации, производящие на соответствующем участке ремонтные или иные работы, а также управляющие компании, если ДТП произошло на придомовой территории».
По мнению заявительницы, должностные лица следственного отдела не предприняли никаких действий, чтобы установить работоспособность специального транспортного средства, которое незадолго о аварии якобы патрулировало этот маршрут. Не были взяты пробы реагентов, которые якобы рассыпали на дороге работники обслуживающей компании ООО «Дорснаб». Удивительно, что отказы в возбуждении уголовного дела основаны на письменных пояснениях начальника участка и водителя КамАЗа, которые утверждают, что отсыпали дорогу реагентами. Судя по тому, что следствию для отказа в возбуждении уголовного дела достаточно письменных пояснений исполнителей, тем более один из них скончался, создается впечатление, что интереса в том, чтобы докопаться до правды и наказать виновных у правоохранителей нет. Более того, в материалах проверки не прозвучала оценка иным существенным обстоятельствам происшествия: как исполнялся обществом договор на выполнение комплекса работ по содержанию автомобильной дороги, какие действия общество проводило для своевременной и качественной подготовке трассы к зимней эксплуатации, был ли заготовлен необходимый объем противогололедных материалов и многое другое.
Заявительница обратилась к депутату Государственной Думы РФ Сергею Обухову с просьбой оказать помощь в разрешении этой ситуации. В свою очередь депутат направил запрос прокурору Республики Адыгея с просьбой рассмотреть обращение пострадавшей и учесть изложенные ею доводы о ненадлежащем расследовании уголовного дела и проведении доследственной проверки; принять необходимые меры прокурорского реагирования; взять на контроль ход и результаты расследования уголовного дела по факту резонансного ДТП.
Наша редакция следит за этой историей.
Данное сообщение является официальный запросом в Следственный комитет Российской Федерации, Генеральную прокуратуру России и в правоохранительные органы Республики Адыгея с просьбой ознакомиться с изложенной информацией и принять необходимые меры для восстановления и защиты прав граждан.