Историк Сергей Нечаев посвятил свою новую книгу танго
№ () от 24 января 2023 [«Аргументы Недели », Сергей НИКИТИН ]
Книги историка и писателя Сергея Нечаева давно уже полюбились нашим читателям. Темой его книг обычно становятся малоизвестные страницы из жизни великих людей, которые всегда интересны публике. Новая книга этого автора в ряду его произведений стоит особняком. Потому что её герой не человек. На этот раз интереснейшее исследование автора посвящено... танцу!
Танго! Как много в этом звуке! Жгучая страсть на пределе выносимого, яростный ритм, бешеная сексуальность на грани допустимого «в приличном обществе», абсолютное слияние в движении двух тел и двух сознаний, отточенные до миллиметра и миллисекунды танцевальные па. Смуглые красотки, брутальные мачо. Тропические звёзды, корабли на рейде, жаркое дыхание аргентинской ночи.
Стоп! Аргентинской ли? Само слово «танго» неразрывно связано со словом «аргентинское». Но многие ли знают, что соседний Уругвай оспаривает первенство в этом «виде спорта» и претендует на авторство танго. И споры аргентинцев и уругвайцев на этот счёт так горячи, что, бывало, приводили к массовым беспорядкам.
Сергей Нечаев известен своим умением докопаться до самых корней, до самых малоизвестных фактов о чём-то таком, что, казалось бы, давно изучено до последней запятой. В его книге «Танго с берегов Ла-Платы. История, философия и психология танца» вы узнаете и об истории возникновения легендарного танца, о его развитии, и многих тайнах, скрытых в его ритмах.
О глубине исследования можно судить хотя бы по первой главе, посвящённой самой этимологии названия танца.
«Безусловно, слово «танго» появилось гораздо раньше, чем танец с соответствующим названием. Например, уже в издании 1803 года «Словаря Испанской королевской академии» имело место слово tangano, что означало «камень, который используют в игре, носящей то же название».
С другой стороны, «Этимологический словарь» Энрике Короминаса утверждает, что слово «танго» употребляется с 1836 года и означает «аргентинский танец, появившийся за пределами Америки».
Есть версия, что слово «танго» произошло от слова tangue, то есть от танца, который танцевали в Нормандии в XVI веке. Или от немецкого слова tingeltangel, означающего «кафе-концерт».
По самой распространённой версии, это слово пришло из Африки и означало закрытое пространство или зарезервированную территорию. Точнее так: это производное от слова tambo, использовавшегося работорговцами, чтобы указать место, где содержались рабы...»
«Танго – это бесконечная возможность», – говорил когда-то аргентинский поэт Леопольдо Марешаль. Бесконечные комбинации шагов, но также ещё и бесконечные возможности для мужчины и женщины, которые каждым своим движением вновь и вновь выражают желание относительно друг друга.
Так кто же первым начал исполнять этот танец? Одна из наиболее распространённых версий утверждает: танго родилось в районах Аргентины, где проживали рабы, привезённые из Африки. В подавляющем большинстве источников написано, что родиной танго является Аргентина, что «этот народный танец появился в рабочих районах Буэнос-Айреса», что «танго получило распространение от африканских сообществ в Буэнос-Айресе на основе древних африканских танцевальных форм» и т.д.
Но танго родилось в Аргентине ровно в такой же мере, как и в соседнем Уругвае. И уругвайцы уже давно заявили свои «родительские права» на этот танец. Спор на эту тему имеет очень давние традиции, и уругвайцы до сих пор уверены, что танго возникло не в Буэнос-Айресе, а у них – в Монтевидео.
Уругвайцы считают танго визитной карточкой своей страны, соответственно аргентинцы – своей. И даже имел место случай, когда скандал приобрёл поистине планетарный характер. Случилось это в 1992 году на Всемирной выставке в Севилье. Видеозвуковым украшением уругвайского павильона сделали знаменитое танго «Кумпарсита», и разъярённые аргентинские туристы в знак протеста устроили там настоящий дебош (ущерб экспозиции был нанесён весьма значительный). Тогда уругвайцы впервые озаботились поиском истоков своей визитной карточки. И истоки нашлись, однако всё равно новые поколения аргентинцев не признают своего поражения, и страсти иногда накаляются до такой степени, что радио- и телеэфир буквально содрогается от недовольных эмоций, не говоря уже о крепких выражениях, возникающих в словесных баталиях за столиками бесчисленных таверн, где в обеих столицах много пьют.
На самом деле абсолютно правых в этом споре нет. Обе страны расположены по берегам Ла-Платы, и они совершенно по одним и тем же причинам могут считать себя родиной танго.
Так что танго родилось в пригородах Буэнос-Айреса. Но и в пригородах Монтевидео тоже. Но, как это ни прискорбно для аргентинцев, считается, что первое танго «Неувядающая» (La Morocha) создал уругваец Энрике Саборидо – пианист, скрипач, композитор и преподаватель танца, родившийся в Монтевидео в 1877 году.
Книга Сергея Нечаева рассказывает об истории танго, о разных стилях и направлениях, о философии и психологии этого удивительного танца. По сути, это первая книга на русском языке, рассматривающая танго не с какой-то одной специфической стороны, а комплексно и в хронологической последовательности.
Книги вы можете приобрести наложенным платежом, заказав по телефонам 8(495) 980‑45-60, 8(958) 636-51‑80 или направив по электронному адресу: zakazknig@argumenti.ru, или по почте: 125167, г. Москва, Авиационный пер., д. 4а, заявку и ваш точный адрес с индексом, ФИО полностью. В теме письма укажите «ЗАКАЗ КНИГ». В Москве книги можно купить по издательской цене в редакции по адресу: ст. м. «Аэропорт», Авиационный пер., дом 4а (здание МФЮА), к. 104, либо заказать по телефонам 8(495) 980-45-60, 8(958) 636‑51‑80 (стоимость доставки в пределах МКАД – 300 руб.). Мы работаем: пн. – пт. с 10:00 до 18:00. 16+