> Профессор социологического факультета МГУ Синельников: в России ситуация с мигрантами лучше, чем в Западной Европе - Аргументы Недели

//Общество 13+

Профессор социологического факультета МГУ Синельников: в России ситуация с мигрантами лучше, чем в Западной Европе

№  () от 24 января 2023 [«Аргументы Недели », Сергей Рязанов ]

За что сражается страна? За самосохранение, которое немыслимо без появления на свет новых поколений. Опубликованные результаты переписи 2021 года и демографическая статистика свидетельствуют: коренное население продолжает сокращаться, а прирост обусловлен иммиграцией. «Размывание государствообразующего этнического ядра» – такую угрозу сформулировал два года назад президент В. Путин. Нельзя делать ставку на компенсацию убыли населения мигрантами, поскольку инокультурных людей нужно интегрировать, ассимилировать, а это возможно лишь в ограниченных количествах. Значит, стране необходимо повышать собственную рождаемость. Как именно – рассказывает профессор социологического факультета МГУ Александр СИНЕЛЬНИКОВ.

– При последней переписи 16, 5 миллиона человек не указали свою национальность (в прошлый раз, в 2010 году, таковых было 5, 6 миллиона), что не позволяет нам с достаточной точностью говорить о национальном составе населения. Однако даже в рамках имеющихся данных заметен рост численности выходцев из Средней Азии (таджиков, узбеков и киргизов) с 593, 5 до 811 тысяч человек.

– Их может быть и больше (многие нелегальные мигранты не хотят проходить перепись). Но всё познаётся в сравнении. Наша ситуация с мигрантами лучше, чем в Западной Европе. Как известно, среднеазиатские республики были частью СССР, у них до сих пор остаётся многое от советского прошлого, поэтому граждане этих республик отличаются от нас гораздо меньше, чем выходцы из стран Азии, Африки и Ближнего Востока отличаются от коренного населения Западной Европы. Кроме того, в Западной Европе такие мигранты часто селятся отдельными кварталами, где они как бы воспроизводят свою историческую родину, привозят её с собой. Они живут не так, как мигранты в США: там тоже всегда было много иммигрантских кварталов, но люди, которые селятся в них, зачастую стараются при первой же возможности оттуда выбраться, и если это не удаётся им самим, то, как правило, удаётся их детям. А в Западной Европе иначе. Например, в Англии есть кварталы и даже города, где компактно проживают выходцы из Пакистана, их дети и даже внуки и правнуки.

Концепция государственной миграционной политики Российской Федерации на 2019–2025 годы предусматривает «принятие мер, препятствующих возникновению пространственной сегрегации, формированию этнических анклавов». Но эти анклавы всё же могут появиться.

– Нечто похожее уже имеет место. Чаще всего в этой связи упоминается Калужская область: например, в муниципальном совете наукограда Обнинска (125 тысяч жителей) в ходе проведения переписи заявили, что треть населения – мигранты.

– Понятно, почему так происходит: многие жители из разных российских регионов перебираются в Москву, в Подмосковье, в Санкт-Петербург, а место не остаётся пусто – его занимают мигранты, в том числе и прибывшие из-за пределов России. Ситуация может обостриться. К тому же заметим, что, хотя ассимиляционный потенциал русской культуры всегда был и остаётся высоким, он не безграничен. В Концепции государственной миграционной политики указано, что «основным источником восполнения населения Российской Федерации и обеспечения национальной экономики трудовыми ресурсами должно оставаться его естественное воспроизводство. Миграционная политика является вспомогательным средством для решения демографических проблем и связанных с ними экономических проблем».

– Выход в том, чтобы государство больше поощряло рождаемость денежными средствами?

– Поощрять, конечно же, нужно больше. Радует, что в последние два года материнский капитал предоставляется уже не только на второго, но и на первого ребёнка. До недавних пор считалось, что первый ребёнок и так родится почти в каждой семье. Применительно к советскому времени это более или менее верно, но в сегодняшних реалиях – уже нет. В РСФСР спад рождаемости происходил за счёт уменьшения числа вторых и последующих детей, тогда как число первых детей и заключаемых браков не снижалось. А с 1990-х падение рождаемости обусловлено ещё и снижением количества первых детей, как и числа заключаемых браков. Однако проблема не только в материальном факторе.

– А в чём ещё?

– Сперва немного статистики. Сравним переписи 2002-го, 2010-го и 2021-го. Взглянем на женщин, которые находятся на выходе из репродуктивного возраста (от 40 до 44 лет): в 2002 году только 6% из них никогда не рожали, в 2010-м – 8%, а в 2021 – 11%. На первый взгляд разница не такая уж большая, но рост почти вдвое. Если посмотреть на более молодых женщин (от 35 до 40 лет), то у них этот процент намного выше, и есть все основания считать, что, когда они выйдут из репродуктивного возраста, доля бездетных среди них окажется заметно больше.

По данным переписи 2021 года, каждый восьмой мужчина в возрасте от 40 до 44 лет всю жизнь не женат. Такого количества закоренелых холостяков в России никогда не было. Каждый седьмой разошёлся с женой и не создал новую семью или она тоже распалась. Каждая десятая женщина из той же возрастной категории никогда не состояла в браке (такого не было даже в поколениях, затронутых Великой Отечественной войной), правда, у многих таких женщин есть ребёнок. Каждая пятая рассталась с мужем и либо не вступила в новый супружеский союз, либо этот союз постигла та же судьба, что и первый брак.

Некоторые демографы считают, что уменьшение числа законных браков компенсируется ростом числа так называемых гражданских. Термин, кстати, логически бессмысленный: гражданским следует называть брак, зарегистрированный в отделе записи актов гражданского состояния, т.е. в ЗАГСе. Выражение «гражданский» брак прижилось из-за нежелания употреблять слово «сожительство», поэтому было бы правильным заключать это выражение в кавычки. Так вот, число «гражданских» союзов уменьшается даже быстрее, нежели число законных браков. В 2010 году на каждые 100 мужчин и женщин, состоявших в зарегистрированном браке, пришлось ещё 15, состоявших в незарегистрированном супружеском союзе. А по данным переписи 2021 года, этот показатель составил лишь 10 на 100.

– Безбрачие и бездетность, очевидно, связаны?

– Да, в том-то и дело. Когда уменьшается число браков, то, как правило, через год уменьшается и число родившихся. Семья начинается не с рождения ребёнка, а со вступления в брак. К сожалению, этот аспект недооценивается при проведении семейно-демографической политики. Она воздействует лишь на репродуктивное поведение, т.е. на поведение в отношении рождения детей. Между тем есть ещё три вида семейно-демографического поведения: брачное поведение (вступление в брак или отказ от вступления брак), бракоразводное поведение (расторжение брака или сопротивление его расторжению со стороны одного из супругов, когда другой требует развода) и семейно-обособительное поведение (отделение молодой семьи от родителей). Эти виды поведения тесно связаны друг с другом. Поэтому для повышения рождаемости недостаточно воздействовать только на репродуктивное поведение.

Наверняка у каждого из нас есть знакомая пара (да и не одна), которая живёт в «гражданском» браке, имеет детей, и всё в этой семье замечательно. Но вашего покорного слугу «испортило» статистическое образование, привившее мне тот образ мысли, что смотреть надо не на отдельные примеры, а на статистику. Она такова: женщины в «гражданском» браке гораздо реже имеют детей, нежели женщины в законном браке.

В ходе исследования Росстата 2017 года (опрошены 15 тысяч человек почти во всех регионах РФ) задавался вопрос о причине откладывания рождений. Из тех, кто проживает в законном браке, 8% мужчин и 13% женщин назвали причиной неуверенность в прочности отношений. А среди состоящих в «гражданском» браке ту же причину назвали 46% мужчин и женщин. Эти же сомнения препятствуют и регистрации брака. Длительное откладывание часто приводит либо к окончательному отказу от брака и рождения детей, либо к невозможности иметь детей из-за проблем со здоровьем. Вывод очевиден: значительное и устойчивое повышение рождаемости невозможно без увеличения числа законных браков и повышения их прочности. Сейчас эта прочность очень низка: две трети браков заканчиваются разводом.

– И как способствовать заключению законных браков? Тоже материально?

– Материально – в том числе. Например, ввести такую норму: вступили в законный брак – можете упрощённо получить кредит. После рождения первенца списывается треть кредита, и на три года откладываются дальнейшие выплаты. То же самое – после рождения второго ребёнка. А после рождения третьего кредит списывается полностью. Если же дети не родятся, то надо будет вернуть его в срок и с процентами. Но дело, повторяю, не только в материальном факторе.

Наша кафедра (кафедра социологии семьи и демографии соцфака МГУ. – Прим. «АН») провела исследование в 2018–2019 годах, мы опросили около 2, 5 тысячи человек. На вопрос о том, имеет ли муж (жена) моральное право на развод (при наличии детей) из-за отсутствия любви к супругу, положительно ответили около 70% мужчин и женщин. Речь идёт об утрате или изначальном отсутствии любви к мужу или жене, а не о нарушении с его или с её стороны правил семейной жизни, будь то неверность, пьянство, побои, отсутствие заботы о членах семьи и так далее. Отсюда и вытекают сомнения. Мужчина (или женщина) думает: даже если я буду с неё (с него) пылинки сдувать, всё равно она (он) может меня бросить, да ещё и отсудить у меня жильё, а раз так, то надо ли заключать законный брак? И стоит ли рожать ребёнка, тем более второго или третьего?

- Что же государству с этим поделать?

– Россия – одна из стран с наиболее либеральным бракоразводным законодательством. Если нет общих детей до 18 лет и обе стороны согласны на развод, то развестись можно прямо в ЗАГСе. Если есть дети, требуется судебная процедура, но она мало отличается от загсовской. Согласно Семейному кодексу, при взаимном согласии супругов суд может расторгнуть брак даже без выяснения мотивов развода. На мой взгляд, это неправильно. Пусть тот, кто в одностороннем порядке требует расторжения брака, докажет вину другого супруга, который хочет сохранить семью. А если не докажет – значит, виновен он сам. Виновность в разводе должна учитываться судом при вынесении решений, с кем останутся дети и как поделить имущество. Не всякий муж пойдёт на развод, понимая, что может остаться без квартиры. Не каждая жена уйдёт от мужа, зная, что он может забрать ребёнка.

Если нет брачного договора, то имущество, приобретённое супругами во время брака, считается общим и в случае развода подлежит разделу. Если же заключить договор о раздельной собственности на всё будущее имущество или на его отдельные части – дом, квартиру, земельный участок, то это разделу уже не подлежит. Заметим, что число брачных договоров растёт, но даже в 2021 году оно было в шесть раз меньше числа зарегистрированных браков: женихи и невесты опасаются оттолкнуть друг друга недоверием. Если же заключение договора сделать обязательным, то оно перестанет считаться оскорбительным. Это поспособствует более ответственному отношению к браку.

Тогда разводов станет меньше. А детей родится больше.



Читать весь номер «АН»

Обсудить наши публикации можно на страничках «АН» в Facebook и ВКонтакте