У меня не сразу сложились отношения с В.Н. Болотовым. Концерты тогда проходили 2 - 3 раза в году и я всегда старался их посетить.
На одном из концертов я познакомился с гармонистом Золотой десятки Алексеем Ефимовым, потомственным казаком из Волгоградской области, колоритно исполнявшим казачьи песни. Он сам писал песни и пел их в своих концертах. Он познакомил меня со своей супругой – Олесей, очень красивой женщиной, тоже поющей казачьи песни, обладающей очень выразительным голосом. Ефимову тогда предложили должность директора Дома культуры недалеко от г. Клин и они вдвоем уехали туда. Мы часто созванивались и я даже один раз по его просьбе отвозил туда эстампы для создания «уюта» в его директорском кабинете. Он приглашал меня на свои концерты, и я с большим удовольствием их посещал. Играл и пел он блистательно, очень красиво, по-казачьи, его с женой подолгу не отпускали со сцены, просили спеть еще и еще.
На Истринских концертах я познакомился и с другими гармонистами - Геннадием Аксеновым, Андреем Ивлиевым, Геннадием Сюрсиным и многими другими (всех и не упомнишь), которые потом тоже внесли свой вклад в то, что я стал интересоваться гармонью. Один раз мы с Алексеем Медведевым по пути на концерт в Истру вышли на платформе Опалиха и стали ждать певицу, с которой он познакомился накануне. Это была солистка хора «Московская сторонушка» - Наталья Зенкина. Мы были очень голодные и она в электричке накормила нас бутербродами с колбасой и кофе. Потом мы ехали в Истру и они вдвоем пели русские народные песни. И пели так, что к ним подсаживались люди и просили спеть снова и снова. Это тоже оказалась судьбоносная встреча, потому что Наталья потом стала мне очень близким другом и я уже не представлял, как я жил раньше не зная ее, ее песен и ее очень красивого, сильного голоса, в который я сразу влюбился и люблю до сих пор.
Особо надо сказать о банкетах, которые организовывали Валерий Болотов со своей женой Катюшей, студенткой, комсомолкой и просто красавицей. На эти банкеты всегда хотели попасть не только гармонисты и артисты, принимающие участие в концерте, но и их друзья, знакомые и просто зрители, ибо там царила неформальная обстановка. За вкусной едой и рюмкой хорошего вина устраивались посиделки, на которых артисты просто «отрывались» в хорошем смысле этого слова. Пели песни и озорные частушки, танцевали, знакомились друг с другом, общались, завязывали знакомства. Эти посиделки часто снимались на камеру самим Валерием Болотовым и его оператором Михаилом Кузнецовым и потом выходили в эфир, как концерты на музыкальном канале Кузьмы Болотова. На этих посиделках познакомился с некоторыми исполнителями – Золотыми голосами России – замечательными певицами Валентиной Морозовой, Натальей Хабибуллиной, Оксаной Салтановой и некоторыми гармонистами.
Потом, когда началась пандемия, все концерты были отменены, как и во всей стране и так продолжалось почти полтора года.
Затем концерты возобновились не только в Истре и Дедовске, но и в других городах. Мы с друзьями ездили в города Клин, Рошаль, Шаховская, Курск, да разве все упомнишь. Ефимову потом предложили должность директора Дома культуры в г. Рошаль и они с супругой уехали туда, благо там предоставили жилье, в котором, впоследствии, они сделали хороший ремонт и сейчас это просто замечательная квартира.
Один раз нас пригласили на съемку программы «Играй, гармонь» в г. Рошаль, где я познакомился с очень хорошим человеком и моим большим другом Александром Каленовым. Он живет в посёлке Бетлицы г. Киров. После записи программы «Гармонь Победы» в г. Рошаль был концерт-конкурс, на котором Каленов занял первое место. А это было накануне 9 Мая, дня Великой Победы и Каленов предложил мне поехать к нему в гости и попутно посетить знаменитую на весь мир Безымянную Высоту, памятник защитникам Великой Отечественной войны, недалеко от него расположенный.
Ехали мы часов 6, приехали к Каленову в дом. Супруга Валентина накормила нас вкусным ужином, и уже ранним утром мы выехали на Безымянную высоту. Это музей под открытым небом. Все знакомы с подвигом, который совершили там русские солдаты, поэтому я остановлюсь лишь на том, что скажу: на Безымянной высоте отмечали праздник - 9 Мая, был парад военной техники, горел Вечный огонь, прошел Бессмертный полк, словом все было, как на Красной площади, только в уменьшенном ракурсе. И конечно же звучала великая песня – «На безымянной высоте». Потом мы долго разговаривали с организаторами праздника, его гостями, ели гречневую кашу с тушенкой, пили ароматный чай с медом и нам надолго запомнился этот день.
Позже Александра пригласили выступить в его родном городе в Доме культуры и, когда мы ехали туда, встретили его маму, Марию Петровну, которая тоже торопилась на концерт. Она на завтра любезно пригласила нас в свой дом на праздничный обед и когда мы потом приехали к ней, вкусно перекусили, она сказала: «Сашка, отвези меня к отцу». Мы купили цветы, сели в машину и скоро были на местном кладбище. И там я увидел огромный памятник из черного мрамора и на памятнике был выбит портрет отца Александра – Константина Каленова почти в половину человеческого роста с инструментом в руках – Тульской гармонью. И тут я вдруг понял, отчего Александр так хорошо играет на гармони - у него отец был Народным гармонистом, учил его с детства, отыграл сотни свадеб, проводов в армию, юбилеев, концертов, деревенских праздников. Я был просто потрясен увиденным и всю обратную дорогу думал, что играть на гармони надо было учиться с детства. Приехав домой к Каленову, его супруга накрыла на стол и тут я узнал, что Александр не только блистательно играет на гармони, он еще заядлый рыбак и охотник. На столе были рыбные и охотничьи деликатесы. И еще я узнал, что к нему со всей страны приезжают его друзья порыбачить и поохотиться, благо там места заповедные и он всех их снабжает рыбой и дичью.
На обратном пути в Истру Александр Каленов рассказывал мне всевозможные байки из охотничьей жизни и мы незаметно для себя вернулись обратно в Истру, в дом Валерия Николаевича Болотова для того, чтобы проводить первые телевизионные передачи – «Гармонь – народная душа» на его знаменитой на всю страну Кухне талантов, месте, откуда ведутся эфиры о гармонистах и исполнителях. Проработав ведущим не один год, мне стало легче проводить эти эфиры, а сначала я все реплики заучивал наизусть, чтобы не ошибиться.
На Кухне талантов, стояли большой стол, человек на 8-10, диван, стулья и всем этим тоже руководила супруга Валерия Николаевича – Екатерина. Она продумывала, чем накормить гармонистов и что поставить на стол, чтобы было и вкусно и красиво. Многие гармонисты до сих пор помнят вкус ее знаменитых рыбных котлет с картофельным пюре, селедку под шубой, оливье и много-много других вкуснейших блюд.
К сладкому столу всегда подавались пироги, баранки, пряники, варенье и другие всевозможные яства и лишь когда все были сыты, начиналась записываться очередная программа.
Всем этим, как бы, негласно руководил муж Екатерины – Валерий Николаевич. Он давал последние рекомендации артистам, гармонистам и всегда сам стоял за камерой и даже во время записи программы делал свои замечания, вел прямой эфир, зачитывал письма зрителей, отвечал сам или просил ответить кого-то из участников записи. Он так же часто просил исполнить заявку зрителя – спеть ту или иную песню. Одним словом, он, рулил, как диджей рулит на своей дискотеке.
Были и очень непростые передачи, когда приходили очень известные исполнители. С ними было непросто. Они все были люди яркие, требовали повышенного внимания и я всегда очень тщательно готовился к этим программам. Бывало и так, что приезжали сразу несколько человек и тогда создавалась неразбериха, очередь из тех, кого надо было записать.
Случалось и так, что, например, красиво накрыв стол и оставив нам немного спиртного, нас обвиняли в алкоголизме, писали в комментариях, что мы пьяницы. Словом, было много и очень хорошего, но были и неприятные моменты. И со всем этим мы справлялись и шли к своей заветной цели – популяризировать русскую гармонь.
И только уже тогда, через пару лет нашего знакомства, Болотов, наконец, принял меня в свою жизнь, в свой дом, мы стали ездить вместе на концерты, далекие и близкие, записывать очень хорошие программы с блистательными артистами, делая красивую «картинку» в эфире, передачи стали выходить регулярно и они были не хуже, чем у Андрея Малахова «Привет, Андрей» на второй кнопке Центрального Телевидения.
(продолжение следует)