Сегодня русская гармонь прочно вошла в нашу жизнь. Концерты по всей России, обучение игре на гармони в музыкальных школах и колледжах, включение игры на этом инструменте, как обязательном, в высших учебных заведениях Москвы, таких как Академия им. Гнесиных и других городов и, наконец, большой интерес к гармони на федеральных каналах Центрального Телевидения, передачах - «Играй, гармонь, любимая», «Поем на кухне всей страной» на 1 программе, «Привет, Андрей» и «Песни от всей души» Андрея Малахова на второй. А началось это все с далекого 1986 г., когда Геннадий Заволокин возглавил передачу «Играй, гармонь, любимая», посвященную русскому народному музыкальному творчеству России.
В нашей стране популяризатором гармони и всего, что с ней связано, выступает меценат Валерий Николаевич Болотов и его продюсерский центр «Гармонь – народная душа», генеральным директором которого он является. Его программы на сегодня уже посмотрели почти сто десять миллионов человек, Сегодня мы начинаем знакомить вас, дорогие читатели, с циклом передач, которые он снимал в течение нескольких лет, с рассказами о лучших гармонистах России, которые затем войдут в книгу «Любовь моя – гармошечка», которую готовит к выпуску журналист нашей редакции Владимир Торопов.
Я давно хотел написать об этом, но все как-то не получалось, а тут жизнь сама заставила меня вспомнить некоторые эпизоды своей судьбы.
Жизнь такая штука, никогда не знаешь, что ожидает тебя завтра. Сегодня ты на коне, при деньгах, имеешь хорошую и высокооплачиваемую работу, а завтра, может случиться, ты все это потеряешь и нужно опять начинать жить сначала, с чистого листа. Увы, так случилось и со мной.
Я работал в уважаемом еженедельнике «Аргументы и факты» в хорошем коллективе умных и талантливых журналистов. Ходил на работу, летал в командировки, воспитывал дочь. А командировки, это легко сказано: Нью-Йорк, Париж, Лондон, поездки на «Оскар», в Букингемский дворец, полеты на Конкордах из Парижа в Нью-Йорк и обратно, лучшие, действительно, самые лучшие и дорогие рестораны и отели Европы и мира, спектакли и премьеры почти во всех оперных театрах планеты, включая Ля-Скала в Италии, Метрополитен - Опера в Нью Иорке, Ковен - Гарден в Лондоне, встречи с Мадонной, Майклом Джексоном, Утесовым, Шульженко, Изабеллой Юрьевой, Майей Плисецкой, Аллой Пугачевой (я тогда визировал у нее выходящие в нашей газете материалы), и многих-многих других артистов больших и малых, как говорится, Императорских театров. Как сыр в масле катался. Я, конечно же, напишу когда-нибудь об этом в свое время.
Иной раз лежу в постели и говорю жене: Танюха, неужели это все происходило со мной, даже не верится. Но жизнь – то белая полоса, то черная, и в один прекрасный час пришлось начинать все заново.
Перепробовал много разных работ – от рекламного агента до курьера.
И в один прекрасный день иду я по центру Москвы, захожу в нотный магазин «Рондо», что возле ЦУМа и вижу: лежит моя темно-зеленая гармошечка знаменитой Тульской фабрики и меня дожидается. И вдруг я понял: вот это именно то, что мне сегодня необходимо!
Я взял ее в руки, хотя раньше никогда инструмент в руках не держал, попробовал нажать на кнопочки, но кроме резких звуков, ничего у меня не вышло. С собой денег ни копейки, а стоила она по тем временам, как помню, целых тридцать три тысячи рублей! Я отложил ее на пару часов, пробежал по друзьям, собирать деньги. И, наконец, приобрел ее. Нес домой, как самую дорогую вещь, поставил ее в красный угол квартиры, под иконами, пылинки с нее сдувал, спал с ней, обнявшись, словом жена решила, что я просто ненормальный…
А я начал потихоньку просматривать уроки игры на гармошке в интернете, разучивать гаммы, осваивать игру сначала на басах, а потом уже подключать и правую руку. Очень долго не получалось, но терпение и труд, как говорится, все перетрут. Где-то через год - полтора я уже смог сыграть
«В лесу родилась ёлочка», а дело было под Новый год, и моя тогда 18 летняя дочь Анечка, смеялась и плакала от счастья, что у отца, наконец, получилось!
Так я начал осваивать первые азы и аккорды своей будущей очень интересной гармонной жизни.
Один раз гуляю я по Старому Арбату, и напротив тогдашнего Макдональдса, на скамейке, худой такой паренек, на гармошке сидит и играет, да так виртуозно, что я заслушался. Я подошел к нему лишь тогда, когда он собирался уже уйти. Познакомились, обменялись телефонами.
Оказалось, это студент Академии им. Гнесиных, Владислав Шумкин. Он стал учить меня игре на гармони. Потом я в разное время ходил на занятия в несколько музыкальных школ. Словом, потихоньку, набирал мастерство.
Потом выяснилось, что Шумкин получил звание гармониста Золотой десятки в один год с Алексеем Медведевым, будущим моим самым большим и близким другом, ради которого я впоследствии куплю Дом Гармони в селе Монаково в Нижегородской области, чтобы быть в его обществе и обществе его друзей - гармонистов, но это все впереди, через два года, и я тогда еще не знал об этом..
Я был настолько неуемным, «наглым студентом», что нашел где-то телефон Евгения Петровича Дербенко, главного Учителя и Воспитателя всех без исключения известных сегодня гармонистов, таких как Павел Уханов, Лилия Брагина, Диана Гранкина, набрал его, и попросил обучить меня игре на гармони за «любые деньги». Мне потом было очень стыдно за этот звонок.
Евгений Петрович внимательно выслушал меня и сказал: «Батенька, вы же не юноша, сначала выучитесь в музыкальной школе, потом закончите гармонный колледж, и вот только уже тогда приходите ко мне осваивать нюансы игры на этом прекрасном инструменте». И я понял, что он как тренер у Олимпийских чемпионов, как инструктор по рукопашному бою у мировых звезд. Ты должен быть уже очень большим мастером в своей профессии и только потом обращаться к таким людям, как Дербенко, отрабатывать какие-то «мелочи» профессии, «ловить» нюансы мастерства.
И таких эпизодов, связанных с осваиванием игры на гармонии и, все что с этим связано, за эти три долгих года, было у меня предостаточно.
Но я не только учился сам играть, мне было интересно бывать на концертах лучших гармонистов, баянистов и аккордеонистов нашей страны:
Кремлевский дворец съездов, Московская Консерватория, Дом Музыки на Павелецкой, сцена Академии им. Гнесиных и многие другие площадки Москвы, Питера и других городов, везде, где проходили концерты, я бывал и стремился попасть на них.
Так в один прекрасный день судьба, как поется в красивой песне, занесла меня в старинный подмосковный город Истру, где находится знаменитый на весь мир Ново-Иерусалимский Монастырь. В этом городке, в местном Дворце культуры, и должен был состояться концерт лучших, как писалось в тогдашней афише, гармонистов России. И вот именно там, в Истре, на этой благодатной, намоленной многими столетиями земле, я наконец, познакомился с людьми, которые напрочь изменили мою прежнюю жизнь, с лица на изнанку вывернули ее, и только там, на этом концерте услышав простых деревенских гармонистов и не очень простых, а заслуженных, народных и «золотых», я понял, что по-настоящему влюбился в гармонь и никогда уже больше не смогу жить без нее.
Именно на том концерте и произошла моя судьбоносная встреча с гармонистом золотой десятки Алексеем Медведевым. После концерта я вышел в фойе послушать частушки, там зрители всегда их поют, пока народ одевается. Русский фольклор, иногда с очень ядреным, заковыристым словечком, но на то она и частушка. Смотрю, в левом углу у колонны столик стоит, на нем куча разных компакт-дисков, флешки, плакаты и другая атрибутика артиста. Подошел ближе и увидел своего кумира – Алексея Медведева. Он стоял, разговаривал и подписывал купленные зрителями диски. Я тоже подошел, купил пару из них и говорю: «А я вас знаю и слежу за вашим творчеством». Он улыбнулся и подписал мне эти диски. Мы разговорились. Проговорили до того, что в гардеробе стали меня искать, одна только куртка моя и осталась висеть.
Назавтра он пригласил меня на другой концерт в город Дедовск, неподалеку от Истры.
В Дедовске выступали те же артисты, что и в Истре, только в «укороченном» варианте. Кто-то из артистов уже улетел или уехал выступать в другие места, и для меня этот концерт уже был не так интересен. Песни звучали те же, словом я собирался уже уходить домой, как ко мне подходит Алексей Медведев и спрашивает, не мог ли бы я до утра оставить его у себя дома в Москве, так как билет на поезд у него только утренний.
Я, конечно же, сразу согласился, помог ему донести две гармони до электрички и всю дорогу, а это целый час, от Истры до Тушинской, мы пели русские, народные и застольные песни вместе со случайными попутчиками. И тот концерт был для меня интереснее, чем все вместе взятые, потому что я принимал в нем самое непосредственное участие, благо у меня с детства хороший слух. Этот час в электричке под гармонь пролетел незаметно, мы добрались до дому, поужинали, попили чаю и долго разговаривали на интересующие нас темы. Медведев рассказывал мне про свою жизнь, я ему про свою, словом проговорили до утра. Он рано уехал к себе в Муром, а я более усердно стал заниматься игрой на гармони, благо у меня появился стимул – играть, как Алексей Медведев!
Через полгода в Истре снова будет концерт лучших гармонистов России, затем праздничный фуршет, но это все в будущем и, именно там, Медведев познакомит меня с Валерием Николаевичем Болотовым, руководителем и Генеральным директором международного продюсерского центра «Гармонь – народная душа», который впоследствии изменит мою жизнь и предложит стать ведущим его программ. Я думал две–три недели и конечно же, дал согласие, потому что эта работа предполагала общение практически со всеми главными гармонистами России и зарубежья, а мне это было очень и очень интересно.
(продолжение следует).