В декабре в городском округе Серпухов местные депутаты проявили, скажем так, инициативу. Они предложили объединить Серпухов и два наукограда Протвино и Пущино в один «Большой Серпухов». Зачем? Но вот что интересно, учёные и профсоюзные деятели реально встали на дыбы – наукограды не трожь! Понять их легко: одно дело – жить в научной среде, где городское руководство – родственные души, другое – в усреднённом городке на южной границе Московской области.
Что есть наукоград?
Это понятно из названия – город науки. У всех наукоградов России есть основная специализация – физика, биотехнологии, химия. Наукоград Жуковский, например, всемирно известный центр авиационно-космической науки. Вокруг академических институтов роятся частные лаборатории, исследовательские и коммерческие компании родственной направленности. На сегодняшний день по федеральному закону статус «наукоград» закреплён за 12 городами областного подчинения плюс Троицк, он образует поселение внутри Москвы. Наукограды не включены в административные районы – почти самостоятельны. Сами себе города. История похода в науку у всех начиналась, как правило, с рабочих посёлков, деревень или полуразрушенных помещичьих усадеб в 40-х – середине 50-х годов прошлого века.
Надо сразу сказать, наукограды не ЗАТО, закрытые административно-территориальные образования, где и сейчас действует жёсткий пропускной режим, как в Сарове (бывший Арзамас-16) и многих других. Это города при базах атомных подводных лодок, полигонах, производствах обогащённого урана, дивизиях РВСН, космодромах и других закрытых объектах. В наукоградах, напротив, свободные въезд и выезд. Это, естественно, не касается собственно исследовательских институтов и научно-производственных учреждений, что располагаются на их территориях, там секретов хватает. Но главное – научная среда. Как говорят учёные, всегда есть возможность общения с коллегами, совместной работы, использования оборудования для исследований. В этих городах не дома культуры, как везде, а дома учёных, где двери открыты для всех жителей. В том же Пущино базируются 9 научно-исследовательских институтов и обсерватория Российской академии наук (РАН). А в научных кругах этот конгломерат называют не иначе как Пущинский биологический научный центр.
К слову сказать, в этом городке (19 с половиной тысяч жителей) находят пристанище и далёкие от биологических проблем творцы-изобретатели. Василий Шкондин, создатель самых высокоэффективных мотор-колёс в мире, в приватных беседах не раз говорил: «Здесь особая атмосфера, легко работается, руководители института, где я арендую помещение мастерской и лаборатории, понимают меня с полуслова, нет проблем со специалистами».
Оптимизация или ликвидация?
Сегодня Российский координационный комитет Межрегионального объединения профсоюзных и общественных организаций «РКК-наука» бьёт в набат – наукоградам угрожает ликвидация! И почему именно в Московской области, где сконцентрированы восемь из тринадцати наукоградов России, имеющих такой официальный статус, возникла и становится реальностью угроза существованию наукоградов? О необходимости комплексной и адресной поддержки наукоградов неоднократно заявлял президент В.В. Путин, отмечая, что необходимо поддерживать научную, производственную и хозяйственную деятельность этих территорий. Но депутатам городского округа Серпухов президент страны не указ. 6 декабря они проявили инициативу об объединении городского округа Серпухов и наукоградов Протвино и Пущино в один «Большой Серпухов»!
Суть их инициативы примитивна – присоседиться, а потом и возглавить хорошо проработанный проект «СИЛА», в основе которого лежит актуальная для нашей страны идея – строительство крупнейшего в мире синхротрона для проведения фундаментальных исследований структуры материи. Идея эта была сформулирована президентом Национального исследовательского центра «Курчатовский институт» М.В. Ковальчуком и уже получила поддержку правительства Российской Федерации, которое, согласно распоряжению №3834‑р от 24 декабря 2021 года, выделило 140 млрд руб. на создание в течение 10 лет перспективного синхротрона «СИЛА».
Понятно, что синхротрон будет строиться именно в наукограде Протвино, где уже есть все условия для этого масштабного проекта – Институт физики высоких энергий (ИФВЭ), опытные высококвалифицированные кадры, талантливые сотрудники. Не хватает только участка земли под строительство синхротрона. Участка по меркам Серпуховского района совсем небольшого – в 40–50 гектаров. Для сравнения: площадь Серпуховского района на данный момент составляет 1012 кв. км, т.е. более 100 тыс. гектаров.
Собрание представителей профсоюзных организаций наукоградов Подмосковья (Протвино, Пущино, Фрязино, Жуковского, Черноголовки – пяти из восьми городов Подмосковья, официально имеющих статус наукограда) состоялось в профкоме Института физики высоких энергий в Протвино. После оживлённой дискуссии была выработана резолюция, решительно осуждающая «инициативу снизу» депутатов г.о. Серпухова как не подкреплённую волеизъявлением трудящихся даже самого г. Серпухова, не говоря уже о наукоградах Протвино и Пущино.
Приняли обращение в высшие органы государственной власти под сильным названием «Сохранить наукограды России в их целевом и смысловом значении». Текст принятой резолюции желающие могут прочитать на официальном сайте Межрегионального профобъединения РКК-наука https://rkk-nauka.ru/novosty/sohranit-naukogrady.
Конкретно данное обращение направлено президенту Российской Федерации В.В. Путину, председателям палат Федерального собрания Российской Федерации В.И. Матвиенко и В.В. Володину, президенту Российской академии наук Г.Я. Красникову, президенту НИЦ «Курчатовский институт» М.В. Ковальчуку, министру науки и высшего образования Российской Федерации В.Н. Фалькову, губернатору Московской области А.Ю. Воробьёву с предложением сохранить наукограды Российской Федерации, в том числе наукограды Пущино и Протвино, и не допустить изменений законодательства, подрывающих научно-технический суверенитет страны и безопасность государства.
Двигателестроители из Перми на коне
Объединённая двигателестроительная корпорация (ОДК) начала в Жуковском лётные испытания двигателя ПД-8 в составе летающей лаборатории Ил-76ЛЛ, который принадлежит Лётно-исследовательскому институту им. М.М. Громова.
Под усиленным крылом вместо штатного двигателя Д-30КП установлен экспериментальный силовой агрегат. Просторная грузовая кабина «Илюши» забита регистрирующей аппаратурой, которая записывает параметры работы ПД-8 для последующего анализа специалистами. Давление масла, частота вращения, температура, расход топлива и массу других показателей. Реальные полёты под крылом самолёта не заменят никакие стендовые испытания. Этот же самолёт раньше дал путёвку в жизнь родственному двигателю ПД-14 для лайнера МС-21.
Выход на лётные испытания – большой успех создателей этой силовой установки, её в авральном порядке делали для замены проблемного российско-французского SaM-146, где за горячую часть отвечали французы. Газогенератор и камера сгорания у них, скажем так, оказались неудачными, а потом навалились санкции, и сотрудничество вообще прекратилось. «Суперджет», можно сказать, остался без силовой установки. Но уже объявлено, что начало испытаний ПД-8 в составе самолёта SSJ-New запланировано на весну 2023 г., сертификация – на декабрь. Первые две серийные машины должны быть переданы в коммерческую эксплуатацию в 2024 г., с последующим выходом на производство двадцати «Суперджетов» в год. Этот же двигатель в «оморяченном» варианте заменит украинскую силовую установку Д-436ТП на самолёте-амфибии Бе-200.