Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации Татьяна МОСКАЛЬКОВА приняла участие в круглом столе в Совете Федерации, где обсуждался Уголовно-процессуальный кодекс РФ, введённый в действие 20 лет назад. Омбудсмен считает, что некоторые изменения в УПК давно назрели.
Закон, как живой организм, развивается и меняется, чтобы соответствовать духу времени. И в Уголовно-процессуальный кодекс, который в этом году отмечает 20-летие, за это время было внесено более 300 поправок.
Круглый стол Комитета СФ по конституционному законодательству и государственному строительству был посвящён точкам роста УПК РФ, в котором на первом месте должны быть человек и его права.
Уполномоченный по правам человека в РФ Татьяна Москалькова предложила передать регистрацию заявлений о преступлениях в отдельную от следствия структуру.
По мнению федерального омбудсмена, это могла бы быть прокуратура или вообще самостоятельный орган, который регистрирует заявление о преступлении и распределяет их дальше следователю.
«Ещё один из вариантов – это отказ от стадии возбуждения уголовного дела, возвращение к модели Устава уголовного судопроизводства 1864 года, когда регистрация заявления была основанием для начала производства по уголовному делу», – сказала омбудсмен.
Кроме того, Татьяна Москалькова заявила, что в УПК нужно закрепить полномочия омбудсмена в уголовном процессе.
«В этом кодексе не отражены совершенно роль и место уполномоченного по правам человека в РФ в уголовном судопроизводстве. Тем не менее федеральным конституционным Законом «Об уполномоченном по правам человека в РФ» заложены следующие полномочия уполномоченного: право самостоятельно изучить все материалы доследственной проверки, сделать своё заключение и просить об отказе в возбуждении уголовного дела, знакомиться со всеми материалами уголовного дела, запросить в суде все судебные решения и, наконец, обращаться в судебные органы о пересмотре вступивших в законную силу решений суда», – сказала Татьяна Москалькова.
Она отметила, что в УПК не прописано, как должны быть реализованы указанные полномочия, хотя эти вопросы были разъяснены постановлением Верховного суда. «Это всё было бы хорошо перенести в кодекс», – считает Москалькова.
Федеральный омбудсмен также обратила внимание сенаторов и экспертов на обвинительный уклон судопроизводства. Татьяна Москалькова считает, что следователя необходимо вывести из стороны обвинения, чтобы он был заинтересован собирать не только обвинительные, но и оправдательные доказательства.
Также требуют рассмотрения длительные сроки расследования и содержания под стражей. Если время предварительного следствия чётко ограничено, то на судебной стадии временных рамок нет. А люди тем временем сидят в СИЗО, лишены свободы, хотя их вина ещё не доказана.