23 декабря очередная дата – День Дальней авиации. Стратегическая или ядерная триада страны – обозначение несколько условное, включает в себя Дальнюю авиацию, ракетные подводные крейсеры стратегического назначения (РПКСН) и ракетные войска стратегического назначения (РВСН), их праздник тоже в декабре, 17-го. Поздравляем! Почему условное? Ядерные боеприпасы начиная с 60-х годов прошлого века постепенно пришли в артиллерию, в надводный флот, прописались на фронтовых истребителях-бомбардировщиках. Но в случае апокалипсического конфликта межконтинентального уровня выполнять стратегическую задачу будет именно эта троица – дальники, подводники и ракетчики. Остальным дальности не хватит.
Триада возмездия
Расположение ракет шахтного базирования супостат, конечно, знает. Соответственно, это заранее зафиксированная цель, с известными координатами. Но высокозащищённая! Честно говоря, когда рассматривал собственно шахту, где ждёт своего часа ракета, с трудом представлял, что её что-то может разрушить. Но в давней командировке в Ивановскую область увидел чудо. Там, по соглашениям с Вашингтоном, была расформирована часть РВСН, и местные власти не придумали ничего лучше, чем использовать ракетные шахты для утилизации денежной наличности, оставшейся после реформы 1997–1998 годов (деноминации). А охотники за металлоломом умудрились распотрошить шахты тяжёлых жидкостных стратегических ракет: металл – на базу, а обесцененные разноцветные бумажки, как листва по осени, разлетелись по району. Дети в окрестных посёлках играли в рублёвые банкноты, как в фантики. Горы денег! Но это лирика. В случае глобального конфликта ответный пуск ракет будет совершён до того, как боевые блоки противника нанесут удар по позиционному району наших ядерных сил. Так, во всяком случае, предполагается, «ответно-встречный удар». А мобильные комплексы, как «Тополь-М», потому и мобильные, чтобы не быть статичной мишенью, но за ними из космоса наверняка очень внимательно следят. Атомные подводные лодки с межконтинентальными ракетами на борту также под присмотром – как у причала, так и под водой. Технические средства для слежки как у «партнёров», так и у нас имеются. Но скрытность у подводников, несомненно, высочайшая – историй о появлении наших стратегических атомных подводных лодок у берегов американского континента хватает. Один атомный подводный крейсер по ударной мощи сопоставим с сухопутной дивизией РВСН.
А что же может выставить в качестве аргумента Дальняя авиация? На то она и дальняя – взлететь, долететь, нанести удар. Противнику совсем не просто уследить за десятками самолётов, взлетевших с аэродромов базирования. А каждый Ту‑160, Ту‑95МС и Ту-22М3 способен нести мегатонны в боеголовках ракет на борту. Самолёты Дальней авиации, можно сказать, не сильно уступают подводным РПКСН – сверхзвуковой Ту‑160 берёт в свои два отсека 12 стратегических ракет большой дальности. Дальние Ту‑22М3 заточены охотиться за авианосными ударными группировками (АУГ) противника.
Люди и техника
Два типа самолётов Дальней авиации находятся в процессе модернизации. Понятно, не все сразу, постепенно. Это Ту‑95МСМ и Ту-22М3М. Самолёты по меркам военной авиации далеко не исчерпали свой ресурс. Ту-95МС пошёл в серию в 1981 г., производство остановлено в 1992‑м. Он только внешне похож на своего 70-летнего предка. По сравнению с основным стратегическим бомбардировщиком ВВС США В-52 (там самому «молодому» самолёту после выкатки из цеха исполнилось 60 лет) Ту-95МС просто «мужчина в самом расцвете сил». Обновляются электронные системы, силовые установки, самолёты получают защиту от ПВО противника. Новые ракеты, новые возможности. Производитель утверждает, что боевые возможности Ту-95МСМ выросли по сравнению с МС практически вдвое. Например, ракетоносцы получают способность применять авиабомбы, в том числе тяжёлые. Что это даёт? Можно разнести в пыль неядерными боеприпасами защищённые бункеры противника, пресловутые мосты, железнодорожные узлы. Лётчики готовы, но пока в зоне специальной военной операции не подавлена и работает украинская ПВО, Дальняя авиация вынуждена использовать ракеты, которыми можно наносить удар, не входя в зону действия комплексов. Эффективность по сравнению с многотонными бомбами ниже, но рисковать экипажами не стоит. Украинские С-300 и «Буки», пусть и старенькие, сбить дорогущие самолёты в состоянии.
Сверхзвуковой Ту-160 пережил второе рождение. Во-первых, на Казанском авиазаводе восстановлен полный цикл производства этих сверхсложных самолётов. Вот сообщение Объединённой авиастроительной корпорации от 19 декабря: «Совершил первый полёт очередной усовершенствованный стратегический ракетоносец Ту‑160М, разработанный ПАО «Туполев».
Лётчики выполнили маневры, позволяющие проверить устойчивость и управляемость самолёта в воздухе, работоспособность самолётных систем и двигателей, а также бортового радиоэлектронного оборудования».
Надо понимать, все строевые Ту-160 модернизируют до версии «М», они получат самарские двигатели НК-32 2‑й серии, дальность вырастет на 1000 километров. Производитель утверждает, что у модернизированных бортов на 80% обновлены системы и оборудование. Плюс Дальняя авиация ВКС России получит не менее десяти построенных с нуля Ту‑160М2. 12 января 2022 г. совершил первый полёт Ту-160М2, новый, а не модернизированный из числа строевых машин.
Самара своих не бросает
Ту-95МС строили в Куйбышеве, ныне Самаре, на заводе «Авиакор». Этот же завод знаменит и бестселлером «Аэрофлота» пассажирским Ту-154. Двигатели для всех самолётов Дальней авиации тоже безальтернативно делали и делают там же, сейчас это ПАО «Кузнецов». В общем, генеральный конструктор-моторостроитель Николай Дмитриевич Кузнецов оставил потомкам отличное наследство. Не меньше генерального конструктора-самолётчика Андрея Николаевича Туполева, под руководством которого создавались Ту-22 и Ту-95. Поэтому и стоят в строю на авиабазе в Энгельсе именные стратеги Ту-95МС «Самара» и Ту-160 «Николай Кузнецов». Выполняют боевые и учебные задачи. А правительство Самарской губернии и Дума уже полтора десятка лет патронируют ставших уже родными лётчиков-дальников. В сложные для ВВС времена ремонтировали корпус с тренажёрами, покупали трактор для расчистки рулёжных дорожек и взлётно-посадочной полосы, устраивали праздники для суровых крылатых парней. Всё же постоянная готовность поднять в воздух машину с оружием судного дня на борту суммарной мощностью под триста бомб, сброшенных американцами на Хиросиму, – тяжкий груз для любого человека.
Неподготовленных, слабых духом среди них нет. В годы Великой Отечественной, в жестоком 1941-м советская авиация уже бомбила столицу рейха – Берлин. Летали без автопилота, вели самолёты «на руках», до изнеможения. А до принятия на вооружение первых Ту-95 с межконтинентальной дальностью лётчики Дальней авиации были готовы на условно стратегических бомбардировщиках Ту-4 с поршневыми моторами отправиться с первыми созданными в стране атомными бомбами буквально в полёт в один конец через океан – дальности у отечественной копии американской «Суперкрепости» В-29 на возвращение домой не хватало. Мне повезло, я знаком с лётчиками Дальней авиации ВКС России, с командирами. И, глядя им в глаза, понимаешь – приказ будет выполнен. Как в 1941-м.