В авиационной промышленности намечается явный бум. Или аврал, кому как нравится. К авиапрому пытаются «прислониться» губернаторы, мэры, прочие властные и экономические структуры. Главное, чтобы помогали, а не играли роль «посажённых генералов». Вяленькие заявления из недавнего прошлого сменились на конкретные цифры в штуках. Западные санкции, «приземление», аресты и конфискации авиалайнеров бермудской регистрации по заявкам лизингодателей, прекращение поставок законтрактованных двигателей, агрегатов, расходных материалов и обновлений программного и навигационного обеспечения для компьютеров самолётов заставили шевелиться ответственных лиц. Свою гражданскую авиацию строить надо! Да и специальная военная операция (СВО) запустила ускоренный процесс производства и ремонта боевых машин. Всем уже ясно, что нужно, в каком количестве и с какими характеристиками. Вред, нанесённый реформаторами и оптимизаторами промышленности, наша страна обязательно преодолеет. Деваться некуда.
Дела военные
Для начала на первый взгляд ошарашивающие цифры, которые приводит американский журнал Defense News («Новости обороны»). Военно-воздушные силы США в 2023 г. планируют подготовить для себя 1470 военных лётчиков. С 2024 г. и далее – по 1500 ежегодно. Самые большие ВВС в мире испытывают сегодня дефицит кадров – военными пенсионерами становятся около 800 пилотов, 250 (плюс-минус) отправляются «зашибать деньгу» в гражданские авиакомпании. Более чем 3, 5 тыс. только боевых самолётов (включая авиацию ВМС, Корпуса морской пехоты и Национальной гвардии) кто-то должен управлять – это истребители, штурмовики, бомбардировщики, противолодочные самолёты. За ними притаилась армада из военно-транспортной авиации и самолётов ДРЛОиУ и заправщиков. Плюс тысячи ударных и транспортных вертолётов, пилоты-операторы крупных, «стратегических», беспилотников. Всё это богатство надо обслуживать и содержать в работоспособном состоянии. Так что хозяйство огромное, до полумиллиона человек лётного и инженерно-технического состава. А может, и больше – структура у них несколько замысловатая. Грозная сила. Но это у них.
Наши производители боевых машин включились в работу, и вот сообщения из открытой печати. Проходят модернизацию в заводских условиях лучшие в мире истребители дальнего перехвата МиГ‑31 до версии МиГ-31БМ. Пара таких поступила на вооружение истребительного полка Центрального военного округа, дислоцированного в Красноярском крае. Специалисты утверждают, что эффективность модернизированных истребителей возросла в два с половиной раза. Способность контролировать четырьмя такими машинами от воздушного нападения фронт протяжённостью до 1 тыс. километров и забираться в стратосферу внушает уважение. То есть север страны от супостата прикрывается. Самолёт интересный, для него превысить отметку скорости в 3000 км/ч – не проблема. Взлётный вес – 44 тонны – уже по классификации «воздушный корабль». Проблема одна – на максимальных скоростях фонарь кабины и обшивка нагреваются до температуры свыше 300 градусов по Цельсию, так что совершить весь полёт «на максимале» невозможно.
4 декабря на заводском аэродромном комплексе Ульяновск-Восточный совершил полёт 18‑й, считая с 2011 г., тяжёлый военно-транспортный самолёт Ил‑76МД‑90А, построенный для ВКС России на Ульяновском филиале ПАО «Ил». Что важно, это уже пятый новый самолёт Ил‑76МД-90А, поднятый в воздух в 2022 г., что говорит о начале ритмичного производства крайне нужного в военно-транспортной авиации тяжеловоза. Эта машина – глубокое развитие легендарного советского Ил‑76. Она получила новый двигатель, усовершенствованное крыло, «стеклянную кабину», имеет увеличенную дальность полёта и грузоподъёмность.
В этом году в войска уже переданы партии истребителей Су-30СМ2 и Су‑35С, фронтовых бомбардировщиков Су-34, учебно-боевых самолётов Як-130.
Кстати, ульяновский завод «Авиастар» с целью увеличения выпуска самолётов проводит техническое перевооружение производства, оснащая цеха новым высокотехнологичным оборудованием. Окончательную установку и проведение пусконаладочных работ планируется завершить в декабре этого года. В настоящее время в механосборочном производстве ведётся набор персонала. Расширение штата необходимо в связи с организацией круглосуточного режима работы. Завод занят и техническим сопровождением сверхтяжёлых военно-транспортных Ан‑124 «Руслан», ранее производил Ту‑204, участвует в кооперации по «Суперджету» и МС-21.
То есть по военной части дело двигается. Есть, конечно, «узкие места», лёгкий военно-транспортный Ил-112В так и не нарисовался на горизонте.
С двигателем явно ускорились
Самолёты строят под двигатель. Уже есть уверенность, что главный и самый сложный агрегат, двигатель ПД-8 для нового «Суперджета», скоро встанет на крыло. Уже весной 2023 г. запланированы первые полёты, а импортозамещённые «Суперджеты» с отечественными силовыми установками ПД-8 заказчик начнёт получать с 2024-го. Очень оптимистично, что создание ПД‑8 идёт в соответствии с заданными сроками. В этом году – это начало испытаний на летающей лаборатории. На следующий год планируется получить сертификат типа на двигатель ПД-8.
Говоря о конструктивных особенностях ПД-8, напомним, что при создании нового двигателя широко использовались наработки, полученные в ходе реализации проекта по созданию двигателя ПД-14.
Завершены и статические испытания среднемагистрального лайнера МС‑21, который должен заменить Boeing 737 и Airbus A320. Испытания проводились корпорацией «Иркут» и Центральным аэрогидродинамическим институтом имени профессора Н.Е. Жуковского (ЦАГИ).
Во время испытаний проверили планер самолёта на способность выдерживать нагрузки при грубой посадке. Испытывали крыло, изготовленное из отечественного композита, исследовался случай аварийной посадки. В ходе всех циклов испытаний были подтверждены прочностные параметры МС‑21.
Выходит, ждать осталось недолго.