> Симфоническая точность премии «440 герц» - Аргументы Недели. Петербург

//Общество 13+

Симфоническая точность премии «440 герц»

8 декабря 2022, 15:42 [«Аргументы Недели. Петербург», Виктория Хорт ]

Художественный руководитель Большой оркестровой премии «440ГЦ» Надежда Маркарян. Фото Анны Флегонтовой

В Санкт-Петербурге состоялось награждение победителей Большой оркестровой премии «440 герц» - первой премии в области симфонического искусства. Она была учреждена 10 месяцев назад – в феврале 2022 года; участвовать в ней могли симфонические программы, которые были сыграны в концертном зале и транслировались онлайн.

Символом этой уникальной в своем роде премии стал Ледяной камертон: точная, прозрачная и холодная, копия инструмента (размером 1.1 метра и весом более 100 кг), фиксирующего высоту ноты «ля» первой октавы. Именно по этой эталонной высоте 440 герц и настраиваются все оркестры мира в нужном звуковом диапазоне.

Эпоха пандемии выдвинула онлайн-концерт на первый план филармонической деятельности. Именно этот новый для оркестров формат зафиксировал концертную программу в виртуальном пространстве и продлил ее жизнь, создав условия для учреждения оркестровой премии.

В июне 2022 года в рамках проекта прошел бесплатный образовательный курс по вопросам трансляций академической музыки из филармонических залов «Филармония онлайн». Он включал в себя мастер-класс, который на базе и на трансляционном оборудовании Санкт-Петербургской филармонии провели специалисты Московской филармонии. Лекторами и руководителями мастер-классов стали специалисты из Москвы и Петербурга. Участниками стали работники трансляционных отделов региональных филармоний, которые получили и новые знания, и опыт, и, что тоже немаловажно, – сертификат повышения квалификации.

По словам художественного руководителя премии, доктора искусствоведения Надежды Маркарян, большое количество оркестров, принявших участие в конкурсе  - 32 коллектива (всего в России их около 100) из 18 регионов России - говорит о том, что премия  востребована, потому что музыкальное искусство в нашей стране всегда было на высоком уровне и всегда котировалось как у нас, так и во всем мире.

Победители в различных конкурсных номинациях - Концертный зал им. П.И. Чайковского Московской государственной академической филармонии за трансляцию концерта Государственного академического симфонического оркестра республики Татарстан («Качество трансляции»); Артем Варгафтик в программе Академического симфонического оркестра Нижегородской государственной академической филармонии им. Ростроповича ко дню 115-летия Дмитрия Шостаковича («Слово о музыке»); Гайк Казазян за исполнение концерта для скрипки с оркестром Людвига ван Бетховена в программе Томского академического симфонического оркестра под управлением Михаила Грановского («Соло с оркестром»); Уральский филармонический оркестр, дирижер Дмитрий Лисс («Симфонический концерт»); Александр Рудин и Московский камерный оркестр «Musica Viva» («Стилистическая точность исполнения»).



Также специальными дипломами жюри, в которое вошли ведущие музыкальные критики страны, были отмечены региональные коллективы: «За мастерство ансамбля» - солисты группы деревянных духовых инструментов Симфонического оркестра Белгородской государственной филармонии за исполнение «Шехеразады» Римского-Корсакова; «За творческую индивидуальность» - Государственный симфонический оркестр "Symphonica artica" (Якутия); «За оригинальность программы» - Программа «1941», посвященная симфоническим произведениям 1941 года, Томского академического симфонического оркестра; «За высокое качество симфонической программы оперного театра» - Симфонический оркестр Астраханского государственного театра оперы и балета.



Как отмечалось в выступлениях членов жюри, до этого конкурса трудно было представить, насколько огромным богатством обладает наша культура в лице многочисленных высокопрофессиональных симфонических коллективов. Подчеркивалось также, что в процессе онлайн выступления важны все его участники – и солисты, и дирижёр, и звукорежиссёр, и даже те люди, о значении которых в последние годы, к сожалению, стали забывать – лекторы-музыковеды. Ведь наша публика хочет образовываться, хочет, чтобы её готовили к такой музыке, к такому исполнению.

Единодушным было согласие с мнением, что прошедший конкурс показал: разговоры о «смерти» классической оркестровой музыки не соответствуют действительности - впереди у нее новые шансы и новые возможности.



Обсудить наши публикации можно на страничках «АН» в Facebook и ВКонтакте