Аргументы Недели. Петербург → Общество 13+

Симфоническая точность премии «440 герц»

, 15:42

В Санкт-Петербурге состоялось награждение победителей Большой оркестровой премии «440 герц» - первой премии в области симфонического искусства. Она была учреждена 10 месяцев назад – в феврале 2022 года; участвовать в ней могли симфонические программы, которые были сыграны в концертном зале и транслировались онлайн.

Символом этой уникальной в своем роде премии стал Ледяной камертон: точная, прозрачная и холодная, копия инструмента (размером 1.1 метра и весом более 100 кг), фиксирующего высоту ноты «ля» первой октавы. Именно по этой эталонной высоте 440 герц и настраиваются все оркестры мира в нужном звуковом диапазоне.

Эпоха пандемии выдвинула онлайн-концерт на первый план филармонической деятельности. Именно этот новый для оркестров формат зафиксировал концертную программу в виртуальном пространстве и продлил ее жизнь, создав условия для учреждения оркестровой премии.

Церемония вручения наград.Фото Анны Флегонтовой
Церемония вручения наград.Фото Анны Флегонтовой

В июне 2022 года в рамках проекта прошел бесплатный образовательный курс по вопросам трансляций академической музыки из филармонических залов «Филармония онлайн». Он включал в себя мастер-класс, который на базе и на трансляционном оборудовании Санкт-Петербургской филармонии провели специалисты Московской филармонии. Лекторами и руководителями мастер-классов стали специалисты из Москвы и Петербурга. Участниками стали работники трансляционных отделов региональных филармоний, которые получили и новые знания, и опыт, и, что тоже немаловажно, – сертификат повышения квалификации.

По словам художественного руководителя премии, доктора искусствоведения Надежды Маркарян, большое количество оркестров, принявших участие в конкурсе  - 32 коллектива (всего в России их около 100) из 18 регионов России - говорит о том, что премия  востребована, потому что музыкальное искусство в нашей стране всегда было на высоком уровне и всегда котировалось как у нас, так и во всем мире.

Победители в различных конкурсных номинациях - Концертный зал им. П.И. Чайковского Московской государственной академической филармонии за трансляцию концерта Государственного академического симфонического оркестра республики Татарстан («Качество трансляции»); Артем Варгафтик в программе Академического симфонического оркестра Нижегородской государственной академической филармонии им. Ростроповича ко дню 115-летия Дмитрия Шостаковича («Слово о музыке»); Гайк Казазян за исполнение концерта для скрипки с оркестром Людвига ван Бетховена в программе Томского академического симфонического оркестра под управлением Михаила Грановского («Соло с оркестром»); Уральский филармонический оркестр, дирижер Дмитрий Лисс («Симфонический концерт»); Александр Рудин и Московский камерный оркестр «Musica Viva» («Стилистическая точность исполнения»).

Александр Колотурский, директор Свердловской Государственной филармонии, член жюри конкурса. Фото Анны Флегонтовой
Александр Колотурский, директор Свердловской Государственной филармонии, член жюри конкурса. Фото Анны Флегонтовой


Также специальными дипломами жюри, в которое вошли ведущие музыкальные критики страны, были отмечены региональные коллективы: «За мастерство ансамбля» - солисты группы деревянных духовых инструментов Симфонического оркестра Белгородской государственной филармонии за исполнение «Шехеразады» Римского-Корсакова; «За творческую индивидуальность» - Государственный симфонический оркестр "Symphonica artica" (Якутия); «За оригинальность программы» - Программа «1941», посвященная симфоническим произведениям 1941 года, Томского академического симфонического оркестра; «За высокое качество симфонической программы оперного театра» - Симфонический оркестр Астраханского государственного театра оперы и балета.

Награды ожидают своих владельцев.Фото Анны Флегонтовой
Награды ожидают своих владельцев.Фото Анны Флегонтовой


Как отмечалось в выступлениях членов жюри, до этого конкурса трудно было представить, насколько огромным богатством обладает наша культура в лице многочисленных высокопрофессиональных симфонических коллективов. Подчеркивалось также, что в процессе онлайн выступления важны все его участники – и солисты, и дирижёр, и звукорежиссёр, и даже те люди, о значении которых в последние годы, к сожалению, стали забывать – лекторы-музыковеды. Ведь наша публика хочет образовываться, хочет, чтобы её готовили к такой музыке, к такому исполнению.

Единодушным было согласие с мнением, что прошедший конкурс показал: разговоры о «смерти» классической оркестровой музыки не соответствуют действительности - впереди у нее новые шансы и новые возможности.

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram