Число русских на планете уменьшилось за постсоветские годы на 22 млн человек. Нас осталось чуть меньше 125 млн, примерно 1,6% мирового населения. Тем не менее русские пока ещё в десятке крупнейших по численности народов мира. К тому же всегда имеет значение методика подсчёта. Создаётся впечатление, что это как раз тот уникальный случай, когда в нашей стране не стали притягивать цифры за уши и догонять «конкурентов».
Связанные языком
Новое исследование представил Росстат, являющийся с недавних пор одним из подразделений Минэкономразвития. Согласно данным последней переписи, население России уменьшилось к сентябрю 2022 г. до 146,5 млн, а русских в ней проживает 109 млн человек – три четверти граждан (74,6%) самой большой страны мира. Это на 1,7 млн меньше, чем по переписи 2010 г., когда в России было 111 млн русских (77,7% населения). Выходит, что не только численность «титульной национальности» снижается, но и доля русских в населении страны тоже. Естественная убыль за 12 лет была ещё больше – 3,9 млн русских. Но 1,7 млн сородичей мы получили с Крымом, не менее полумиллиона приехали из Донбасса.
По словам доцента Государственного института русского языка Александра Арефьева, к моменту распада СССР русских по национальности насчитывалось в стране около 147 млн, и это тянуло почти на 3% населения планеты. А потом – демографическая яма 1990-х, скромный беби-бум в начале 2010-х и ныне обречённое на длительную естественную убыль население страны, где заканчивается жизнь многочисленных послевоенных поколений, а поднимают демографию те, кто родился уже после демонтажа Союза. И поднимают неважно: средний возраст первых родов женщины дрейфует к 30 годам, выйти на уровень простого воспроизводства в два ребёнка на роженицу даже материнский капитал не помогает. И если так пойдёт дальше, то к 2065 г. русских будет менее 1% населения мира, или в 3 раза меньше советских показателей. «АН» подробно и регулярно рассказывают об этих печальных тенденциях.
Удивляет другое: социологи из государственных контор могли подсластить пилюлю самыми разными способами. Например, сделать доклад с учётом беженцев с Украины, приехавших в Россию в этом году (среди них много этнических русских). Учесть население присоединённых украинских областей. На общую численность русских на планете это, понятно, не повлияет, но доля великороссов в самой России вырастет однозначно.
Можно по-разному считать количество русских, проживающих за границей. Наши ведь сегодня живут не только в Таиланде, Германии и Штатах. Например, в Намибии – самой редконаселённой стране мира, первой в Африке отменившей для россиян визы. В городке Уолфиш-Бей ловят рыбу около 25 русских судов. Здесь вывески в магазинах на кириллице, русские врачи, лётчики, продавцы сувениров, лоцман и даже капитан порта – около тысячи человек. На Карибах есть островное государство – Тринидад и Тобаго. И в Интернете можно найти там рабочие вакансии для русских. Численность диаспоры неизвестна: судя по всему, люди тут не имеют потребности собираться вместе и вспоминать подмосковные вечера. Более тысячи русских насчитали в Эфиопии.
В пику СССР, где всех эмигрантов считали предателями и отщепенцами, сегодняшняя Россия всерьёз заинтересовалась заграничными диаспорами, особенно вдрызг разругавшись с Западом. Ещё в 2015 г. глава МИД Сергей Лавров призвал к консолидации российских диаспор, бюджет Россотрудничества достиг 9,5 млрд рублей, а в 77 странах мира появилось 59 российских центров науки и культуры (РЦНК). Через них вполне возможно «накрутить» число граждан зарубежных стран с русскими корнями.
Несколько лет назад в различных отчётах гуляла неизвестно откуда взявшаяся цифра в 30 млн русских и их потомков, проживающих за границей. Считалось, что их примерно поровну живёт в республиках бывшего Союза и дальнем зарубежье: русских в США и Германии примерно столько же, сколько в Казахстане и на Украине. Но, как считали, – непонятно.
Во многих странах мира анкеты переписи населения вообще не подразумевают такой графы, как «национальность». Равно как не содержат сведений о происхождении предков. Американцы, китайцы, бразильцы, кубинцы – это нации. Хотя в Бразилии и США живут миллионы представителей различных рас, не говоря уже о языковых группах. Здесь с самого начала не хотели путаться с национальным вопросом: живёшь в Сан-Паулу, говоришь по-португальски и имеешь бразильский паспорт – значит, бразилец. Впрочем, когда Гарибальди объединил Италию, там только 10% населения говорили на итальянском языке. Но это не помешало создать из разных народов с совершенно непохожей этнографией вполне успешную европейскую нацию.
Россия в этом смысле больше похожа на Индию, где не стали ровнять одной гребёнкой пенджабцев, бенгальцев, хиндустанцев. У нас четверть населения – это татары, башкиры, якуты, карелы, аварцы, чеченцы. Де-юре нацию у нас символизирует термин «россиянин», который за границей почти никто не отличит от привычного «русские». Russians – это все жители России и выходцы из неё. То есть РЦНК и дипломатические службы за кордоном могли бы составить списки всех, кто вертится в их орбите и говорит по-русски, – и получить грандиозную картину консолидации нации. Но легко сказать.
– Чаще всего русские диаспоры структурно и ментально отличаются от греческих или ирландских, – говорит историк Сергей Ачильдиев. – Например, потомков ирландцев в мире 80 миллионов, из них в Ирландии живут 8 миллионов. Тут всё понятно: 300 лет соотечественники расползаются по миру, в Канаде или Австралии на диаспоре сходятся все лучи. Во-первых, сохранение кельтской культуры и диалектов. Во-вторых, трудоустроиться через своих гораздо удобнее. В-третьих, диаспора является неким центром власти, где можно получить справедливое решение по спорным вопросам. И если ирландца обидели итальянцы, за него заступятся свои. Для русских диаспор все эти три пункта применимы с множеством оговорок. Сохранение культуры? Так она совсем разная для оставивших родину в 1920-х, 1980-х или 2010-х годах. Трудоустроиться? Далеко не факт: многие эмигранты очень обособленны и даже в Москве предпочитают нанимать более дешёвых узбеков. Кроме того, «русские» – это часто собирательный образ, за которым множество народов – татары, чеченцы, марийцы. Их объединяют страна выбытия и русский язык. «Русская мафия», ставшая главным пугалом в США в 1970–1980-е годы, на 90% состояла тогда из бывших советских евреев.
Наших бьют!
Многие демографы соглашаются, что даже если русские не образовали классической диаспоры, как курды или турки, они способны моментально «всплыть» и объединиться – только попробуй их обидеть по национальному признаку. Например, в Австрии не менее 6 тыс. русских. Для многих из них работа была завязана на русский язык, поскольку в Вене полно крупных компаний и международных организаций, ещё недавно нацеленных на работу в России. Но мало кто сегодня винит Москву в том, что с работой проблемы.
– После Крыма тут началась настоящая антироссийская истерия, все наперебой осуждали действия Москвы, – говорит биолог Игорь. – На телевидение в качестве экспертов приглашают либо российских оппозиционеров, либо украинских патриотов. Где тут хвалёная демократия и объективность? Именно враньё и нежелание слушать другую сторону повысили в иммигрантской среде симпатии к политике Кремля. Кстати, соотечественники тут очень общительны и аполитичны. Можно кинуть на русскоязычном форуме клич: дескать, кто из Граца, отзовитесь. И оказывается, что десятки людей в 300-тысячном городе готовы с вами встретиться, чтобы просто поболтать о том о сём. Но почти у всех аллергия на официальные мероприятия в «центре русской культуры» или каком-нибудь «клубе соотечественников». Этого добра всем хватило в России.
Весной 2022 г. Европа была потрясена реакцией русских в Германии на начало спецоперации на Украине. 3 апреля
400–700 автомобилей с российскими флагами (были также знамёна СССР, ВДВ, ВМФ) учинили автопробег в центре Берлина, а их участники возложили цветы у памятника советским военным в Трептов-парке. Наблюдатели поначалу не сомневались, что акция организована при участии российского посольства, но впоследствии никаких доказательств этой версии не появилось.
Правда, выступили наши бывшие соотечественники не столько в поддержку Кремля (отмечен всего один случай использования символики Z), сколько против наметившейся дискриминации русских в Германии и других европейских странах. У кого-то оскорбляли детей в школе, кому-то отказали в приёме на работу, а одну студентку отказались допустить к сессии: мол, сначала иди свергай власть в Москве. Правда, никаких антирусских погромов, поджогов и прочей ерунды не отмечалось. Равно как и германские власти не мешали впоследствии русскоязычным берлинцам (среди них много выходцев из Прибалтики, Украины и особенно Казахстана) отмечать 9 Мая.
Сколько бы ни писалось, что значительная часть иммигрантов уезжают из России по политическим причинам, нет сомнений, что они сохраняют ещё советские культурные коды. В Интернете становятся хитами видео, на которых десятки автомобилей с российскими флагами будят гудками германские города в 4 часа утра 22 июня. И эта «традиция» зародилась задолго до начала активной работы с диаспорами по линии Россотрудничества. Точно так же русские жители Прибалтики объединялись против проявлений местного национализма задолго до истории с Бронзовым солдатом в 2007 году.
По данным ООН, к концу 2010-х Россия потихоньку вылезла на третье место в мире по числу граждан, покинувших страну рождения в течение жизни. Урождённых в России за границами великой державы ещё до коронавируса насчитали 10,6 млн человек – больше только индийцев и мексиканцев. Это не слишком хороший симптом. Но, перестав быть частью России, «русский мир» они так и не покинули.