На заводе «Москвич» будут производить четыре кроссовера и седан
№ () от 6 декабря 2022 [«Аргументы Недели », Владимир Леонов ]
Что сегодня обсуждают автовладельцы? На что поменять свою «старушку». Но, когда знакомятся с ценниками автосалонов, предложениями перекупщиков, как правило, принимают решение остаться со своей «ласточкой» и ждать лучших времён. Друг из Самары предлагает мне Тойоту Avensis 1999 года выпуска с пробегом всего 14 тыс. километров за миллион рублей. Аргументы вполне разумные – экономичная и просторная машина с двигателем 1, 6 литра, 110 л.с. (налог маленький!). Состояние как у новой – стоит в тёплом гараже, обслуживается на фирменном сервисе, с заменой всех жидкостей, масел... Его желание сделать мне приятно понимаю – это автомобиль, который не требует безумных вложений в обслуживание и выпущен тогда, когда международные корпорации-гиганты не делали машин с искусственно ограниченным производителями ресурсом – 100 тыс. километров проехал, и посыпалась «ласточка». Тут годы не важны. Спасибо ему за предложение, пока думаю, смогу ли я за своё авто выручить такую сумму? Вроде «Вольво ХС70», премиум-сегмент, почти на десять лет моложе, но пробег космический, семь «кругосветок» по прохимиченным зимним дорогам и пробкам. А если судить по рынку, то личный автомобиль по цене городской квартиры, что сейчас не редкость, опять превратился из средства передвижения в предмет роскоши. Так что же происходит на российском авторынке, что предлагают импортёры и производители в условиях санкций? Когда увидим свет в конце тоннеля?
«Москвич» с китайским прищуром
«На полагающуюся мне по закону премию я, по совету друзей, решил приобрести автомашину «Москвич», новая модель...» Крылатая фраза шефа из вечного фильма «Бриллиантовая рука». Сегодня эта фраза имеет все шансы стать актуальной – спустя два с лишним десятилетия 23 ноября на суд публики выкатили очень симпатичный автомобиль, компактный кроссовер «Москвич 3». Почему 3 (три)? Владельцем товарных знаков завода с эмблемой «Москвич» с 2009 г. является германская фирма Volkswagen AG («Фольксваген»), однако выпуск самих машин под этой торговой маркой возобновлять не стала и перевела автомобильный бренд «Москвич» в разряд «спящих». Возможно, поэтому «три»? Чтобы не судиться с вредными «партнёрами», которые умеют считать деньги? В мае французский автоконцерн Renault практически передал свой завод «Рено Россия» (то, что от АЗЛК осталось) правительству Москвы. Вот и появились свободные площади, было бы глупо не воспользоваться оборудованными всем необходимым цехами. Вскоре после завершения сделки название предприятия было изменено на «Москвич». Теперь, согласно планам компании, на заводе будут производиться четыре кроссовера, в том числе один электрический (в планах) и седан.
Автомобиль некрупный, но вполне обещает быть востребованным. Цена этого автошедевра, правда, не слишком радует – 1, 6–2, 4 млн рублей в зависимости от комплектации. Не досанкционный «Дастер», не «Лада Веста Кросс». Что это за автомобиль? Технические характеристики скажут достаточно для тех, кто разбирается в автомашинах. Дизельного двигателя нет, атмосферный бензиновый объёмом 1, 6 литра выдаёт невыдающиеся 109 л.с, полуторалитровый с турбонаддувом – 150 л.с. Второй уже повеселее! Но не ураган. Вариатор или 6-ступенчатая механическая коробка переключения передач – на выбор. Оснащение – космос. Откуда, понятно – машина без каких-либо оговорок является переименованным китайским кроссовером JAC JS4. Производство запущено, до конца года, по разным данным, должны выпустить то ли 400, то ли 600 автомобилей. На следующий год планы выпуска более солидные – 50 тыс. экземпляров.
Что по факту сейчас? Конвейер пока не задействован. В крошечном по меркам автомобилестроения цехе осуществляется крупноузловая сборка машинокомплектов, поставленных из Китая. Там, у наших восточных соседей, абсолютно готовая машина сходит с конвейера, с кузова снимают двигатель, колёса, подвеску и всё вместе отправляют в Москву. А на «Москвиче» происходит обратный процесс. Берём готовый кузов, ставим на тележку и возим его от подъёмника к подъёмнику – собираем. Можно предположить, что тут есть какая-то выгода, влияющая на конечную цену по линии таможни, – официально это не машина, а набор деталей. Но, скорее всего, локализация производства «Москвичей» с китайской родословной запланирована, и с чего-то надо начинать. Будут постепенно заменять импортные компоненты на отечественные. Насколько быстро, сказать трудно, но, как говорят, «Лиха беда начало!»
Ответный ход!
Знаменитые своей проходимостью и неприхотливостью грузовики «Урал» из уральского Миасса, можно сказать, – становой хребет автопрома. Достаточно посмотреть на залпы РСЗО «Град» в зоне боевых действий. Дважды был на заводе-производителе и увидел явные изменения. В 1990-х это были тёмные, холодные, с промасленными полами неопрятные цеха. В 2000-х – совсем другое дело! Так называемое «бережливое производство», взятое от производственной системы «Тойота». Свет, тепло, чистота, ежедневные утренние планёрки руководства с рабочим персоналом. Всё точно, вовремя, без потерь – можно долго расписывать. Грузовики «Урал» востребованы везде, в российской армии, лесном хозяйстве, силовых структурах, на стройках. Непревзойдённые, некапризные и долгоживущие грузовики-«проходимцы». На других континентах – в Африке, Азии встретить «Уралы» тоже легко.
Но в относительно недавней командировке был крайне удивлён – оказалось, что мосты и оси на грузовики ставят не свои, российские, а китайские. Объяснили просто: «Качество достойное, свои дороже обходятся, с отечественными подшипниками проблемы». В целом понятно – подшипниковые заводы (ГПЗ) во множестве приказали долго жить, а почти всё, что вращается, без подшипников далеко не уедет, не улетит и не будет работать. Известно по авиационному двигателестроению в том числе.
Сейчас наблюдается пока ещё уникальная для индустрии обратная ситуация: «Урал» планирует переход на отечественные мосты. Как пишет Quto.ru, компания наладит выпуск собственных ведущих мостов грузоподъёмностью от 10 до 16 тонн и рулевых осей грузоподъёмностью от 7, 5 до 9 тонн. Инженеры налаживают производство нескольких модификаций, сообщил Сергей Баширов, руководитель проекта по освоению производства автомобильных мостов АЗ «Урал»:
– На первом этапе проекта будет изготовлено 11 модификаций мостов принципиально разной конструкции. На сегодняшний день готовы и полностью испытаны четыре из них.
По результатам испытаний новые изделия показали полное соответствие конструкторской документации, значит, с госзаказчиками проблем не будет. Более того, по прочности новые детали трансмиссии прошли тесты с запасом. Мощности производства составят 25 тыс. комплектов мостов и осей обычной и 10 тыс. мостов для специальной техники. Финансовое плечо подставил Фонд развития промышленности. Но червячок сомнения всё же точит: неужели китайские товарищи могут лечь в полный рост под американские санкции и прекратить поставки даже таких не супер-пупер изделий, как мосты и оси для грузовиков? А в китайских мостах таится некое американское ноу-хау?
Параллельный импорт сдохнет от жадности
В России начали выпускать фургоны, лицензионные микроавтобусы и грузовички Sollers Atlant и Sollers Argo. Новая автомобильная марка появилась у россиян благодаря китайской фирме JAC («Москвич 3»!): теперь вместо Ford Transit на заводе в Татарстане собирают коммерческий транспорт. Линейка Sollers не секрет: речь идёт о заднеприводных машинах полной массой от 2, 5 до 4, 2 тонны с двигателями экокласса Евро-5 и солидным набором базового оборудования – сообщает портал motor.ru.
В официальных сообщениях Sollers, Минпромторга и пресс-службы президента Татарстана, о фирме JAC ни слова. Зато известно, что на елабужском заводе удалось сохранить коллектив, несмотря на уход «оказавшегося ненадёжным партнёра», а производственные мощности позволяют выпускать до 30 тыс. «Атлантов» и «Арго» ежегодно. Обещана и господдержка в виде программы льготного лизинга. Притом что нехватки заказов нет – продукция на ближайший квартал оплачена.
Бюджетные кроссоверы Renault Duster, с которыми мы простились после ухода французов, можно без проблем купить в автосалонах – произведённый в Румынии Dacia Duster является полным аналогом Renault Duster последнего поколения. Только цена до 2 млн 800 тыс. рублей смущает. Параллельный импорт от таможенных платежей не освобождает, а в случае с машиной этой марки доходит до 700 тыс. рублей.
Седаны Chevrolet Nexia узбекской сборки продавались в России до марта, когда компания «Узавтомоторс» остановила поставки авто в РФ. Сейчас Nexia вернулась в Россию. За автомобиль с двигателем 1, 5 мощностью 106 л.с. и «автоматом» просят 1, 12 млн рублей. Терпимо.
Серые, параллельные, импортёры цены держат высокие, на уровне рынка. Тот за прошедший год удивил практически двукратным ростом цен на машины. Но при этом продавцы предоставить официальную гарантию на автомобили не могут. Поиграли бы с ценами, может, и вышли бы на солидные продажи. А так – нет. Покупатели сами едут в Казахстан, Армению за автомашинами – там автомобили гораздо дешевле, порой в разы. Особенно китайские.
Новые машины покупают, с ценами смирились
Продажи новых легковых автомобилей в России по итогам ноября выросли на 19% по сравнению с октябрём и составили более 52, 5 тыс. машин, сообщает аналитическое агентство «Автостат» со ссылкой на данные АО «Паспорт промышленный консалтинг». Таким образом наметился тренд на восстановление российского авторынка, отмечает агентство. Вместе с тем по сравнению с ноябрём 2021 г. объём продаж снизился на 49%.
Более 40% объёмов рынка в ноябре заняла отечественная Lada – её продажи составили более 21, 7 тыс. машин. На втором месте китайская марка Chery (реализовано за месяц более 5, 5 тыс. машин), на третьей позиции Haval с результатом почти 4, 5 тыс. машин. В пятёрку наиболее продаваемых также вошли марки Geely и Kia (3, 3 и 3, 2 тыс. машин соответственно).
Если в середине октября в России было 830 дилеров китайских марок, то к концу ноября это число выросло до 1000. То есть за полтора месяца статус официальных дилеров той или иной марки получили 170 салонов. Столь резкий прирост дилеров во многом обеспечила новая марка Omoda. Ей удалось сформировать собственную дилерскую сеть за довольно короткий период времени, и она уже насчитывает 96 официальных автоцентров. То есть автосервис, на который жаловались владельцы «китайцев», несомненно, будет налажен, все предпосылки налицо.