Премьер-министр РФ Михаил Мишустин ранее заявлял о низком уровне безработицы в стране. В сентябре её уровень составил менее 4%. Вице-премьер Татьяна Голикова в четверг сообщила о небольшом росте регистрируемой безработицы. За неделю численность официально зарегистрированных безработных увеличилась до 564 тыс. человек. Однако это на 118 тыс. меньше, чем на 1 марта. Тем временем опросы населения показывают, что более существенной проблемой для россиян становится не безработица, а увеличение трудовой нагрузки и утомляемость работников.
«Левада-Центр», признанный в РФ иностранным агентом, поделился данными нового опроса. Оказалось, что 48% россиян от числа респондентов либо не работают, либо никогда не уставали на своей работе. Десять лет назад таких было несколько больше – 53%. Почти 40% респондентов заявили, что нескольких раз в месяц возвращаются с работы настолько уставшими, что уже не могут заниматься необходимыми домашними делами. Согласно данным опроса, наибольшую усталость испытывают россияне в возрастных группах 18–24 и 40–54 года.
«С одной стороны, есть рабочие места с низкой заработной платой, не мотивирующей работника к интенсивному труду. С другой стороны, рабочие места с высокой заработной платой, которая часто характеризуется постоянными переработками, стрессами», – так охарактеризовал ситуацию руководитель экспертного центра «Деловой России» по трудовым отношениям и охране труда Виталий Федин. Он подчеркнул, что падение трудовых доходов толкает работников к поиску возможностей трудиться еще больше. А это приводит к стрессу и выгоранию.
Операционный директор платформы «Рокет Ворк» Сергей Сухоставец отмечает, что вторая работа или подработка есть уже у 30% работающих россиян. Высокий уровень неопределенности в РФ сформировал адаптационную модель рынка труда. Работодатели сокращают рабочее время и снижают переменную часть зарплаты. Такая ситуация приведёт к снижению доходов населения и увеличит риски бедности.
Эксперты из Института социальной политики ВШЭ обращают внимание на возможность снижения производительности труда и отъезда за границу квалифицированных работников.
В то же время во многих развитых странах трудовая нагрузка сокращается. Это происходит, в том числе, за счет введения четырехдневной рабочей недели. Переход к такому режиму тестируется сейчас в Португалии. С начала этой недели бельгийские работники имеют право на четырехдневную рабочую неделю вместо пятидневной. Бельгия станет третьей в мире страной после Исландии и Новой Зеландии, которая официально вводит четырехдневную рабочую неделю в качестве опции для своих работников.
В менее развитых странах продолжительность рабочей недели обычно выше, чем в развитых. В Египте или Гамбии граждане трудятся больше 50 часов в неделю. А в Дании, Германии или в Норвегии рабочая неделя длится от 33 до 35 часов.