Одним из самых распространённых видов мошенничества в России стало навязывание услуг по поверке и замене счетчиков. Компании-аферисты маскируются под государственные структуры, используя в названиях соответствующие термины. К примеру, «городская компания по водоснабжению». Иногда мошенники выдают себя за представителей управляющей компании (УК).
«Сообщают, что срок поверки истек. Необходимо срочно заменить счетчик. В качестве кары — существенное увеличение платежей за коммунальные ресурсы. Иногда говорят о штрафах, которые в законодательстве отсутствуют», - рассказала зампред комитета по строительству и ЖКХ ГД РФ Светлана Разворотнева.
По итогам «поверок» аферисты могут склонить россиян к установке систем фильтрации воды.
«Кроме того, нередко давят на то, что установка или поверка приборов проводится только в ближайшие два дня и специально для вашего дома по сниженной цене. На практике цена оказывается, конечно, выше», - отметил председатель комитета по строительству и ЖКХ Госдумы Сергей Пахомов.
Бывают случаи, когда собственники жилья сами находят недобросовестных мастеров через интернет.
«Мошенники подбирают названия, похожие на госорганы, ссылаются на различные нормативные акты. Например, сейчас стали писать «поверка по ГОСТу», но это не более чем маркетинг. Важно запомнить — официальные компании никогда сами не звонят первыми и не размещают объявления в подъезде», — рассказал эксперт «Народного фронта» по вопросам жилищной политики и ЖКХ Павел Склянчук.
Один из способов обмана применяется чаще в домах комфорт- и бизнес-класса. Жители обращают внимание на карточку, которая висит на счетчике или трубе. В ней указан контакт компании, которая будто бы проводила работу по счетчику раньше. Собственник считает, что раз фирма уже делала замену, значит, она законна. «Лишними» проверками собственник жилья уже не занимается.
«Приходят молодые люди, симпатичные, коммуникабельные, и предлагают сделать поверку одного счетчика за 500–700 рублей. Они заходят в квартиру вдвоем, один отвлекает, разговаривает с жильцом, второй копается с прибором. Потом сообщается, что счетчик горячей воды не работает, все вместе осматривают его, стучат — неисправен. Дальше мошенники предлагают замену, которая обойдется в 5 тыс. рублей. Конечно, говорят аферисты, вы можете не менять прибор и отдать деньги только за поверку, но имейте в виду — в акте будет написано, что ваш счетчик неисправен, и в систему «Аршин» мы внесем, что по нему измерять нельзя. И 99% клиентов соглашаются на замену. А вместе со счетчиком злоумышленники снимают и пломбу», - рассказал юрист и председатель Московского жилищного союза Константин Крохин.
Повреждение пломбы — еще одно нарушение. В этом случае траты жильца могут возрасти уже не в 10, а в 100 раз, потому что речь пойдет о безучетном потреблении. Управляющая компания может дополнительно начислить от 50 тыс. до 100 тыс. рублей задолженности по воде.
По словам юриста, «мастерами» зачастую бывают приезжие граждане без регистрации.
«Я уж не говорю по кассовые аппараты, никаких чеков, просто черный нал. У меня возникает мысль, что они ведь и обнести квартиру могут. Это же разведка, по сути», — отметил эксперт. По его словам, иногда могут работать «в связке» мошенники и управдомы.
На электросчетчики мошенники почти никогда не покушаются. Эксперты напоминают, что с 2020 года граждане освобождены от необходимости замены, поверки, покупки электросчетчиков, поскольку эта обязанность легла на компании электросбыта.
Для установки счетчиков воды в квартире собственники обычно обращаются в управляющую компанию. Причём с первого ноября 2022 года оператор таких работ должен иметь аккредитацию. После поверки составляются договор на оказание услуг, акт о выполнении работ и квитанция об оплате. Компания, осуществившая поверку, должна внести соответствующую информацию в электронную базу Росстандарта (ФГИС «Аршин»).
Прибор учета холодной воды проверяется через 6 лет после установки, счетчик горячей воды — через 4 года. При этом в среднем срок службы счетчиков на воду — 12 лет, на электроэнергию — 25–30 лет.
Ответственность за нарушение порядка установки, эксплуатации и замены прибора учета несет потребитель. Главным признаком неисправности прибора может быть заметное изменение ежемесячных показаний при неизменном потреблении ресурса.