Подписывайтесь на «АН»:

Telegram

Дзен

Новости

Также мы в соцсетях:

ВКонтакте

Одноклассники

Twitter

Аргументы Недели → Общество № 46(841) от 22 ноября 2022 13+

В Москве проходит выставка беспилотников «Аэронет 2035»

, 19:08 , Обозреватель отдела Промышленность

В Москве проходит выставка беспилотников «Аэронет 2035»
Фото: пресс-служба МАИ

Беспилотники! Тема неожиданно приобрела мировое и всероссийское значение. В предыдущем номере «Аргументов недели» главный редактор Андрей Угланов опубликовал интереснейшее и развёрнутое интервью с создателем беспилотников Игорем Беловым. И уже на этой неделе в павильоне «Космос» на ВДНХ в Москве начинается важное мероприятие «Аэронет 2035» – первая выставка-презентация технологических решений в сфере беспилотных авиационных систем. Свыше 130 компаний и 200 разработок! Беспилотники сегодня стали показателем развитости страны, её могущества на поле боя и способности к внедрению технических новаций.

Дроны рисуют будущее

Для начала бытовая зарисовка – слышу дикий гвалт трёх своих собак. Выбегаю из дома на участок, что случилось?! А это сосед, мой товарищ, развлекается с электрическим квадрокоптером (четыре электромоторчика с несущими винтами). На мой зверинец моргающий полётными огнями и жужжащий винтами аппарат произвёл неизгладимое впечатление. А я отправил видеокамере коптера приветственный жест и проводил взглядом игрушку, которая умчалась в сторону соседнего городка. Потом узнал, что заряда аккумуляторов «игрушки» гарантированно хватает на полчаса полёта. Хорошо, если друг, а если недруг? Прикинул, а зачем ему, взрослому человеку, этот дрон, зачем понадобилось осваивать технику? Всё просто – у него куча объектов, и надо оперативно получать информацию, чем заняты работники-строители. Сачкуют (филонят) или пашут? Не набегаешься.

Если коротко, то вещь крайне полезная для дела. А уж для войны... Тут трудно переоценить. В советское время тоже были тяжёлые турбореактивные разведывательные аппараты, фактически крылатые ракеты. Но они практически не применялись в конфликтах – дорого. Сегодня беспилотники стали значимыми «дубиной и глазом войны». Есть в войсках беспилотники – для разведки, целеуказания, корректировки артиллерии, ударные, – ты на коне. Нет – у тебя проблемы. Свой дрон – незаменимый инструмент, «всевидящее око», чужой – смертоносный враг. А гражданские варианты БПЛА тем временем с фантастической скоростью осваивают всё новые и новые профессии.

Объективно создать под определённые цели лёгкий беспилотник проще и дешевле, чем полноценный самолёт. Собрать с миру по нитке – моторчики, аккумуляторы (если двигатели электрические) и другие комплектующие из Китая, просчитать и придумать конструкцию, приступить к лётным экспериментам. Огромное количество технических решений уже есть, изобретать ничего не надо – системы дистанционного управления давно отработаны, силовые установки тоже. Значит, создателям дронов для будущего требуется перепрыгнуть сквозь десятилетия и наделить свои беспилотники особыми, по сей день невиданными способностями.

Оживший призрак МАИ

Можно начать с МАИ. Университет представляет на выставке беспилотные летательные аппараты «Дефектоскоп» и «АэроСкаут», беспилотный авиационный комплекс «Контур» и проект по организации полигона испытаний и сертификации беспилотных авиасистем на территории маёвского аэродрома Алферьево.

Квадрокоптер «Дефектоскоп» предназначен для проведения внутреннего осмотра промышленных помещений, проверки состояния оборудования и приборов. Его масса составляет всего 4 килограмма. Система может регистрировать течи, парения, повышение температуры и другие отклонения от нормальной работы оборудования. Беспилотник передаёт оператору данные об отклонениях в автоматическом режиме. Благодаря использованию нейронных сетей и внешних датчиков аппарат может выполнять осмотр автономно.

Другой представленный МАИ квадрокоптер – «АэроСкаут» – имеет массу 3 кг. Аппарат предназначен для оценки состояния сельскохозяйственных угодий на основе анализа фотоизображений с применением искусственного интеллекта. Управление полётом и выполнение миссии осуществляются за счёт встроенных систем автопилотирования, поэтому аппаратом может управлять неквалифицированный пилот. Встроенная система самостоятельно составляет маршрут и план полётов.

Беспилотный авиационный комплекс «Контур» состоит из беспилотного воздушного судна массой до 9 кг, наземного пункта управления, посадочной площадки и специального программного обеспечения для анализа видеоинформации. Комплекс выполняет задачу автономного постоянного мониторинга заданной территории с целью выявления нарушений режима (незаконное проникновение, неправильно припаркованные автомобили, подозрительные предметы и т.д.). Сценарии нарушений настраиваются в соответствии с требованиями заказчика. Взлёт, посадка и полёт по маршруту обеспечиваются в автоматическом режиме.

Наконец, оборудуемый в Алферьево полигон испытаний и сертификации беспилотных авиасистем будет иметь площадь полётной зоны порядка 1300 км2, что соизмеримо с крупными городскими агломерациями. Полигон позволит проводить лётные эксперименты и все виды лётных испытаний беспилотных воздушных судов и комплексов на их основе.

«Шершень» – ужас неба

Квадрокоптер «Шершень», предназначенный для подавления беспилотных летательных аппаратов (БПЛА) и разгона массовых беспорядков при помощи ультразвука, впервые представили там же, на выставке. Вот что рассказал ТАСС руководитель лаборатории внешнего пилотирования и эксплуатации беспилотных воздушных судов Научно-исследовательского института вычислительных комплексов (НИИВК) им. М.А Карцева Виталий Долгов:

– «Шершень» – дрон малого радиуса действия, до 10 километров. Сейчас мы испытываем покрытие для квадрокоптера, которое будет отражать радары. В этом должна быть его особенность. Если посмотреть на образец, представленный на выставке, он весь как будто покрашен. Это специальная краска, которая будет отражать радар.

Долгов подчеркнул, что «Шершень» может применяться в нефтегазовом секторе для контроля состояния нефтепроводов и газопроводов, экологического мониторинга. Кроме того, создатели квадрокоптера планируют его использование при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций: для обнаружения источников ЧС, оценки ущерба, мониторинга восстановительных работ.

А Фонд перспективных исследований (ФПИ) планирует в 2025 г. провести испытания малоразмерного демонстратора беспилотного разведывательного комплекса на базе циклолёта, который, возможно, будет базироваться на боевых кораблях ВМФ России. Об этом рассказал руководитель проектной группы воздушных средств Фонда перспективных исследований Ян Чибисов:

– В рамках проекта «Циклон-2» мы развиваем в интересах ВМФ комплекс, который будет состоять из беспилотного самолёта типа «Орион» и посадочной платформы на базе циклолёта. Есть предварительный технический облик. В 2025 году у нас будут лётные испытания малоразмерного циклолёта с беспилотником.

Могу добавить, макет циклолёта демонстрировался не впервые. Видел его и на других выставках. Будем ждать, когда полетит. По словам представителя фонда, на стандартной корабельной вертолётной площадке для Ка-27 будет размещаться циклолётная платформа, на которой будет стоять беспилотник самолётного типа. Так как для взлёта беспилотнику нужен разбег, то роль «воздушного аэродрома» будет играть циклолёт: он взлетает, разгоняется, на скорости отрыва при нужном положении беспилотник взлетает с платформы. Во время посадки платформа также будет делать всё за беспилотник: подлетит под него, сравняет скорости, примет нужный угол атаки, подхватит беспилотник, осуществит посадку на корабль.

Фонд перспективных исследований совместно с Институтом теплофизики Сибирского отделения РАН и головным исполнителем ведут создание двухтонной летающей машины с циклическими движителями. Чибисов уточнил, что в следующем году будет создан полноразмерный движитель, также будет собран маленький демонстратор. В 2025 г. – наземные, привязные и лётные испытания. Будет создаваться полноразмерный беспилотный комплекс с циклолётом для ВМФ.

У циклолёта есть ряд преимуществ: компактность, низкий уровень шума по сравнению с вертолётом. Кроме того, используемые в нём циклические движители позволяют менять направление вектора тяги на 360 градусов, благодаря чему летательный аппарат обладает повышенной маневренностью. Отличительной особенностью циклолётов является возможность посадки на наклонную поверхность (до 30 градусов) и причаливание к вертикальным поверхностям.

А что ещё? В России уже начали создавать систему предупреждения столкновения дронов в воздухе! Техническое зрение позволит выявлять технику противника и военных. А для дронов с искусственным интеллектом идут разработки посадочных площадок в жилых кварталах. Профессия оператора беспилотника становится востребованной и высокооплачиваемой – 200 тысяч рублей не предел для «аса». И в Тульской области тоже взялись за создание линейки дронов! Проект реализуется на территории АО «Кимовский радиоэлектромеханический завод» в рамках технопарка «Радиоэлектроника». Помимо беспилотников планируется производить вспомогательное оборудование и программное обеспечение для управления БПЛА. И в других регионах страны энтузиазма не меньше.

Возможно, при таком всероссийском задоре, волонтёрам и народу очень скоро не придётся скидываться на беспилотники для отправки в район проведения специальной военной операции.

Однопилотная тенденция – экономим на всём?

Авиакомпании и регуляторы предлагают разрешить осуществлять полёты пассажирских самолётов с одним пилотом в кабине вместо двух, чтобы снизить затраты и смягчить влияние дефицита кадров. Об этом пишет Forbes со ссылкой на агентство Bloomberg.

Соответствующие обращения в Международную организацию гражданской авиации ООН (ICAO), разрабатывающую авиационные стандарты, направили более 40 стран, включая Германию, Великобританию и Новую Зеландию. Европейское агентство авиационной безопасности (EASA) работает с производителями самолётов, чтобы определить, как будут выполняться полёты с одним пилотом, и подготовить соответствующие правила. EASA ожидает, что они могут заработать с 2027 года.

На первом этапе власти могут разрешить одиночное пилотирование в режиме крейсерского полёта, при котором нагрузка на экипаж ниже, чем при взлёте и посадке. В этом случае член экипажа сможет отдыхать в салоне, а не оставаться в кабине, помогая пилотировать самолёт. Возникает вопрос – заложен ли такой вариант полётов в новые российские лайнеры, например в МС-21? Чувствуется, что подгадить могут, как было с запретом полётов в США и Европе по шумам и эмиссии двигателей.

Подписывайтесь на Аргументы недели: Новости | Дзен | Telegram