> В Москве в шестой раз пройдет Медиафорум этнических и региональных СМИ - Аргументы Недели

//Общество 13+

В Москве в шестой раз пройдет Медиафорум этнических и региональных СМИ

19 ноября 2022, 14:41 [«Аргументы Недели», Надежда Жуковская ]

Фото: пресс-служба Медиафорума

29 ноября в Москве в шестой раз пройдет Медиафорум этнических и региональных СМИ. Журналисты из всех федеральных округов России встретятся, чтобы обсудить молодежные медиакоммуникации, освещение в СМИ темы беженцев и мигрантов, и то, как в медиапространстве отражается культурный код страны. Организаторы форума – Департамент национальной политики и межрегиональных связей города Москвы и Гильдия межэтнической журналистики.

Медиафорумы по нынешним временам не редкость. Но наш – особенный, – считает президент Гильдии межэтнической журналистики, член Совета при Президенте РФ по межнациональным отношениям Маргарита Лянге. – Идеи и решения, принятые на форуме, не остаются пустым звуком. Они обретают реальное воплощение в виде новых медиапродуктов, соглашений, образовательных проектов и законодательных инициатив. Можно сидеть и ждать, пока кто-то «там наверху» за нас придумает, как спасти СМИ на языках народов России, как удержать в медиапространстве межэтническую тематику, наладить взаимодействие между журналистами и этнокультурными общественными организациями. Но гораздо надежнее взять все в свои руки и действовать самим. И мы действуем!

На первый Медиафорум этнических и региональных СМИ в 2017 году собрались журналисты из 39 регионов России. В работе пятого, юбилейного форума в прошлом году очно приняли участие около 200 представителей СМИ, НКО и органов власти из 54 регионов, а с учетом тех, кто подключился к онлайн-трансляции, количество участников превысило полтысячи человек. И хотя разница во времени между Москвой и Сахалином, например – аж восемь часов, дальневосточники участвуют в дискуссии не менее активно, чем жители центральных областей России. Часовые пояса – не препятствие для общения и совместных проектов.

Таким проектом стал банк обмена этнокультурным видеоконтентом для региональных телекомпаний. На втором Медиафоруме символическую кнопку старта проекта нажали представители десяти телеканалов из Бурятии, Екатеринбурга, Карачаево-Черкессии, Новосибирска, Марий Эл Оренбурга, Северной Осетии, Томска, Удмуртии и Ямала. Аудитория каналов – более 12,5 млн человек. Платформа по обмену видеоматериалами работает!

Лучшие практики информационного сопровождения проектов по реализации Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации обсуждались на третьем Медиафоруме. Темы поднимались острые и актуальные, в частности, патриотизм в новой системе медиакоммуникаций, что это, мода или разнарядка? Впервые на форум были приглашены блогеры. Блогосфера – неотъемлемая часть медиапространства, которая для молодой аудитории становится основным источником информации, не всегда достоверной и верифицированной. Поэтому у традиционных СМИ сейчас особая ответственность – сохранить доверие аудитории.

В 2020 году мы отметили 75-летие Победы в Великой Отечественной войне. Журналисты – участники IV Медиафорума этнических и региональных СМИ весь год снимали фильмы, публиковали воспоминания фронтовиков и детей войны, находили старые письма и фотографии. Из-за пандемии коронавируса большинство мероприятий ушло в онлайн, тем не менее праздник состоялся, и СМИ зачастую выступали в роли его организаторов. Все, наверное, помнят, как люди в столице и в маленьких городках выходили на балконы, чтобы спеть песни Победы. Удивительное чувство единения! Этот проект стал таким массовым благодаря поддержке стразу нескольких телеканалов.

Жизнь на удаленке для журналиста, привыкшего быть в центре событий – непростое испытание. Но оказалось, что вынужденный карантин стимулирует творчество. Востребованный сейчас формат интервью через Zoom и оживление сайтов печатных СМИ, где наряду с текстами присутствуют и подкасты, и видео – импульс всему этому частично дала пандемия. А закрепляются новые информационные тренды как раз после коллективного обсуждения на таких площадках, как Медиафорум.

На V Медиафоруме очень оживленно проходила дискуссия вокруг освещения миграционных проблем. Сам термин «миграция» часто упоминается в негативном ключе. Насколько это оправдано? Чего не хватает для объективного взгляда на происходящее? Эти вопросы зададут друг другу журналисты, представители некоммерческих организаций и органов власти и на нынешнем форуме. Комментирует директор Межрегионального ресурсного центра по адаптации мигрантов и гармонизации межнациональных отношений БФ «ПСП-фонд» Борис Панич:

Очень сложно адаптироваться в сообществе, если оно настроено по отношению к тебе негативно. Очень сложно соблюдать законодательство, если не знаешь его или пользуешься некачественными источниками информации. Очень сложно судить о явлении, находясь под влиянием стереотипов. С этими и многими другими проблемами приходится сталкиваться в сфере адаптации иностранных граждан. Они могут быть смягчены благодаря правильным подходам к информационной деятельности. Хотелось бы поделиться нашими наработками в рамках Форума и вместе с его участниками подумать, что можно сделать совместными усилиями, чтобы процесс адаптации мигрантов в российском обществе проходил максимально безболезненно, чтобы миграция воспринималась, в первую очередь, не как проблема, а как ресурс для развития России и ее регионов.

Еще одна секция предстоящего VI Медиафорума – «Медиакоммуникации в молодежной среде. Приоритеты и вызовы». И здесь обязательно речь пойдет о том, как сделать этническую тему понятной и интересной для подростков. Секция детских и молодежных СМИ традиционно самая «уютная» на Форуме, а во многом – и самая передовая, потому что с молодежью нужно разговаривать на современном языке.

Завершается Год культурного наследия народов России. Его итоги станут предметом обсуждения на секции «Отражение в медиапространстве культурного кода страны». А что это за код? Рассуждает постоянный участник Медиафорума, шеф-редактор газеты «Алтайская правда» Олег Купчинский:

Код страны – он в каждом из нас, в генах, в памяти и в сердце. И это не только хороводы и праздники в национальных костюмах по определенным датам. А в СМИ нередко ограничиваются кампанейщиной: объявлен год такой-то, команда дана, освещаем. Год прошел – забыли, переключились на новое. А старое – на свалку? Где система? Думаю, код страны – это ее граждане с их семейными традициями и повседневной жизнью, с теми книгами, которые мы все читали в детстве, народными песнями, героями, которыми восхищались и которые сделали нас такими, какие есть.

Соорганизатор форума, на который ежегодно приезжают десятки участников из всех регионов – Департамент национальной политики и межрегиональных связей города Москвы. Его руководитель Виталий Сучков отмечает, что по итогам соцопросов, регулярно проводимых в столице, большинство жителей Москвы оценивают межнациональные отношения как стабильные и спокойные. Это результат комплексной работы и сотрудничества властей, национальных общественных объединений и средств массовой информации. Сотрудничество невозможно без диалога. Именно этот диалог и выстраивает Медиафорум.

Подробнее о VI Медиафоруме этнических и региональных СМИ: 



Обсудить наши публикации можно на страничках «АН» в Facebook и ВКонтакте