Екатерина Барташевич: «Химики в ответе за качество жизни»
16 ноября 2022, 10:22 [«Аргументы Недели. Челябинск», Татьяна СТРОГАНОВА ]
Она знает, как опередить науку на несколько шагов, и убеждена, что проблемы — верный путь к открытиям. Она умеет забивать сваи в прямом и в переносном смысле и усердно трудится над тем, чего нет пока даже в теории. Профессор ЮУрГУ Екатерина Барташевич возглавляет группу исследователей, создающих вещества и материалы будущего, которые, возможно, спасут человечество. Между тем в науке Екатерина Владимировна в свое время осталась вопреки сложным обстоятельствам.
Справка «АН»
Екатерина Барташевич — профессор кафедры теоретической и прикладной химии ЮУрГУ, доктор химических наук, доцент, заведующий научно-исследовательской лабораторией многомасштабного моделирования многокомпонентных функциональных материалов. Научные интересы: теория химической связи, моделирование атомно-молекулярных систем, хемоинформатика, цифровые двойники химических соединений и материалов. Лауреат премии «Профессор года — 2019». Опубликовала более 100 научных работ.
Странный путь
Екатерина Барташевич признается, что стала ученым незаметно для себя. Научной работой увлеклась, учась на химическом факультете ЧелГУ, когда писала курсовые и дипломную работу. Занималась традиционными для химии вещами. Однако был один нюанс. Изначально она случайно попала в научную среду химиков-теоретиков, которые не с веществами работали, а строили структурные модели. Инструменты — не лабораторный стол с посудой, а компьютер. Нужны были и навыки соответствующие. Надо было не только понимать химические процессы, знать химию в теории, но еще и уметь программировать, обрабатывать данные.
Это потом уже стало ясно, что у теоретической химии есть свои перспективы развития, что это область науки, пограничная с физикой, математикой и биологией. А когда защищала диплом, просто поняла, что результаты интересны, хочется приходить в лабораторию, продолжать исследования, и осталась на кафедре лаборантом, чтобы решать свои увлекательные химические задачки.
Теоретиков и сейчас немного, а тогда их было совсем мало. У истоков научной деятельности Екатерины Барташевич стояли профессор Александр Васильевич Белик и доцент Владимир Александрович Потемкин. А дальше открылся тернистый и странный путь. Она, по сути, осталась в науке не благодаря, а вопреки.
Период был тяжелейший! Кафедра на самоокупаемости. Работая лаборантом, Екатерина мыла пробирки, обеспечивая учебный процесс. А наукой занималась после работы, иногда — вечерами и ночами. В аспирантуру тогда попасть было непросто, поступила только спустя четыре года работы на кафедре лаборантом, когда уже научных статей насчитывалось на доцентском уровне.
Аспирантура совпала с уходом в декретный отпуск. Лаборантская ставка была просто мизерная. Пришлось просить, чтобы декретные начислили с аспирантской стипендии, которая была чуть выше ставки. Несмотря на рождение ребенка, Екатерина Барташевич защитилась и уже после этого получила доцентскую ставку.
Работала преподавателем. Чего только не читала! Самые разные курсы по химии. При этом не по всем дисциплинам были учебники, что-то приходилось поднимать с нуля. Разработала собственный оригинальный курс по любимой теме — «Стереохимия и конформационный анализ». Компьютерное моделирование в химии уже тогда начинало играть глобальную роль, позволяя ускорять процесс получения новых знаний. Химия в альянсе с высокими технологиями дает потрясающие результаты.
Но почему вопреки осталась в науке? Жизнь шла своим чередом. Порой отчаяние могло захлестнуть. Не было грантов, доцент загружена учебным процессом по полной программе, маленький ребенок, у мужа не ахти какая зарплата... К слову, мужа Екатерина тоже увлекла высшим образованием, он поступил на заочку и окончил ЮУрГУ, получив инженерную специальность.
В тот непростой период нужно было где-то брать деньги. Пришлось искать дополнительный заработок. Устроилась дизайнером в газету «Челябинский рабочий». Зарплата в редакции была существенно выше, чем преподавательская, но университет не бросала, продолжала читать лекции. Тонкая нить, связывающая с наукой, не рвалась.
А потом удалось выиграть грант на решение интересной научной задачи и получить финансирование. Начались зарубежные командировки, симпозиумы. Пришлось делать выбор — и с газетой попрощалась. Появилась возможность не только преподавать, но и больше уделять внимание научной работе. Побывав на крупных форумах, убедилась, что на международном уровне в области теоретической химии, квантово-химических расчетов и программирования челябинские ученые вполне конкурентоспособны.
Наука для души
— Сколько ж пробирок вы перемыли, прежде чем перейти на этот уровень?! Нудное занятие?
— Очень! Но это было фоном. Надо зарабатывать деньги — трудилась лаборантом. А наука — для души… Такое полуосознанное вложение в будущее. Эмоционально это было выше каких-то прагматических решений. Грела надежда: когда-нибудь буду заниматься тем, что у меня получается.
Тогда только кристаллизовалось направление хемоинформатики. Объекты изучения — структура и свойства химических соединений. Коллектив лаборатории исторически был ближе к органике. Одна из задач — изучение взаимосвязей «структура — биологическая активность», а это основа формирования лекарств.
Екатерина продолжала работать доцентом с большой преподавательской нагрузкой и вести исследования, немножко завидуя сотрудникам академических институтов, которые занимаются исключительно наукой. Тогда и пришла к убеждению: не важно, в какой пропорции, но это совмещение необходимо. Невозможно развивать научное направление, не вкладываясь в свою смену, в будущие кадры. К науке нужно почувствовать вкус еще в студенческие годы. Только так она себя воспроизводит. И преподаватель в свою очередь может считаться таковым только тогда, когда дает актуальные знания. Эта неразрывная связь науки и образования — залог движения вперед. Иначе на смену ученым будут приходить те, кто четко умеет все делать по методичке, но не понимает при этом, куда движется.
Осваивать новое направление было непросто. Это требовало серьезного профессионального подхода. Приходилось искать и осваивать оригинальные спецкурсы, штудировать специальную литературу.
— …А еще есть взаимосвязь с проектами и индустриальные партнеры, то есть под их запросы нужно подстраивать некоторые дисциплины. И начинается настоящее творчество… При этом лучше всех удается себя проявить тем, кто привык решать научные задачи. Чтобы осознать некоторые вещи, нужно самому выстраивать стратегии, уметь их проверять, а потом уже объяснять другим. Чем больше среди преподавателей личностей, которые увлечены наукой, и ученых, готовых передавать знания студентам, тем результативней научный прогресс, — уверена Екатерина Владимировна.
Окончание следует.