В Москве с 26 по 28 октября прошёл традиционный Международный форум двигателестроения (МФД-2022). Позиционируется он как форум по всем двигателям – автомобильным, тракторным, судовым (корабельным), железнодорожным (и всем родственным вариантам), приводам для газо- и нефтеперекачивающих агрегатов. Но всегда главной темой и главными героями форума были и есть авиационные и ракетные двигатели, их создатели и производители. В общем, если подводить итог, форум узкоспециализированный, на сегодняшний день, увы, не очень-то и международный. Но по выставке-форуму на ВДНХ стоило пройтись, послушать специалистов и конструкторов – без двигателей никакая техника к движению не способна. А последние десятилетия с ними в авиапроме сплошные проблемы. И от наличия работоспособных, экономичных, мощных, надёжных отечественных двигателей полностью зависит вся наша авиация. С иномарками в российских авиакомпаниях пора заканчивать! Ну так, в общем, нам диктуют западные «партнёры». Чем способна ответить российская промышленность?Авиадвигатель ПД-14
Новые двигатели на подходе. Ждём самолёты!
Перспективы вроде бы неплохие. Главные герои – ПД-14, ПД-8 и ПД-35. Объединённая двигателестроительная корпорация ожидаемо представила макет перспективного двухконтурного турбореактивного двигателя сверхбольшой тяги – ПД-35. На аэрокосмическом салоне МАКС был лишь воздухозаборник, который показывал все 310 сантиметров диаметра двигателя. Сейчас – уже понятен его грандиозный облик.
26 октября с презентацией нового изделия выступил генеральный конструктор АО «ОДК-Авиадвигатель» – заместитель генерального директора ОДК по управлению НПК «Пермские моторы» Александр Иноземцев. По его словам, проект сейчас находится на стадии научно-исследовательских работ, в рамках которых уже изготовлены и проходят испытания демонстрационный газогенератор ПД-35 и отдельные его узлы, в 2024 г. будет построен и испытан двигатель-демонстратор.
Александр Иноземцев подчеркнул, что впервые в отечественной практике «мы ведём масштабные работы, не имея технического задания от самолётчиков, но так живут двигателисты всего мира». Задача нынешнего этапа – отработать новые критические технологии, благодаря чему будет достигнута готовность к началу опытно-конструкторских работ.
Из презентации генерального конструктора «ОДК-Авиадвигатель» следует, что газогенератор ПД-35 имеет 10-ступенчатый компрессор и двухступенчатую турбину. Вентилятор диаметром 3100 мм впервые в России получит лопатки из полимерных композиционных материалов.
Достижение заданных параметров двигателя ПД-35 требует разработки порядка 18 критических технологий, среди которых одна из ключевых – лопатка вентилятора из ПКМ. В 2020 г. Александр Иноземцев говорил, что переход от цельной титановой к полой титановой лопатке позволил сократить массу узла на 30%, а использование композитной лопатки даст экономию массы ещё на 30%.
В презентации Александра Иноземцева на МФД-2022 было представлено несколько вариантов двигателей сверхбольшой тяги. Это ПД-35 тягой 35 тс для самолётов типа CR929 (взлётная масса до 245 т), ПД-38 (тяга 38 тс) – для возможной ремоторизации в двухдвигательный вариант Ил-96-400 (масса 270 т, более 350 пассажиров), ПД-28 (28 тс) – для модернизированных и перспективных сверхтяжёлых транспортных самолётов взлётной массой 400–450 т и грузоподъёмностью 100–150 т, ПД-24 (24 тс) – для перспективного транспортного самолёта грузоподъёмностью 80–100 т, а также промышленные газотурбинные установки ГТУ-20ПД и ГТУ-33ПД мощностью 20, 4 и 32, 7 МВт. Но перспективы создания двигателя зависят от китайских партнёров – CR929, Минпромторга и ОАК – Ил‑96‑400 и от того, как будут реализованы планы создания тяжёлого транспортника. Поэтому непонятно, будут ли торопиться с ПД‑35. Скорее всего – не очень.
А ПД-14 – в фаворе. Для него самолёт есть, МС-21‑310, значит, надо срочно делать. Двигатель уже совершил сотни полётов, скажем так, прописался под крылом авиалайнера. Также и ПД-8. Они уже участвуют в испытаниях. Об этом сообщил ТАСС генеральный конструктор АО «ОДК» Юрий Шмотин в рамках Международного форума двигателестроения. «У нас уже испытано три опытных образца, на которых мы получили результаты, и сегодня говорим: термодинамически машина состоялась», – отметил он. Работы над двигателем продолжаются, есть вопросы, которые нужно решить во время проведения сертификационных и инженерных испытаний. Тесты запланированы до конца года и на следующий год. Двигатель ПД-8 разрабатывают для самолёта SSJ 100 и самолёта-амфибии Бе-200. Премьерный показ газогенератора этого двигателя состоялся на МАКС-2021. Концепцией ПД-8 заложено создание семейства современных газотурбинных двигателей с возможностью улучшения удельного расхода топлива и снижения стоимости жизненного цикла. Ранее сообщалось, что перспективный российский двигатель ПД-8 получит сертификат в 2023 году. Также двигатель планируется в вертолётном исполнении (турбовальный) устанавливать на тяжёлые вертолёты Ми-26.
Как угробить двигателестроение?
Ожидаемо не было на форуме стенда украинского двигателестроителя «Мотор Сич» и конструкторского коллектива «Ивченко-Прогресс» из Запорожья – в советское время самого мощного в стране холдинга авиационного двигателестроения. Более того, стало известно, что 23 октября дом главы и почётного президента «Мотор Сич» Вячеслава Богуслаева взял штурмом спецназ Службы безопасности Украины, с выносом дверей. А самого ветерана двигателестроения арестовали и этапировали в Киев. С трёхкратной сменой машин! Следователи устроили обыск. Искали «неопровержимые» доказательства работы Героя Украины на Российскую Федерацию. 28 октября Вячеславу Богуслаеву исполнилось 84 года – как немолодой человек переживёт такой стресс?
Киев в этой ситуации выглядит неважно. Им бы с него пушинки сдувать и молиться, чтобы российские ракеты не разнесли в хлам ключевые заводские цеха. На всякий случай – разработка и серийное производство современных газотурбинных двигателей существуют только в США, Канаде, Великобритании и Франции. В основном в международной кооперации. Само собой, и Украина. Авиастроение Украина уже потеряла, фирма «Антонов» сейчас существует лишь на бумаге. С арестом Богуслаева теряет и движки. Напомним, газотурбинный авиационный двигатель считается самой сложной машиной, которую делает человек, – тут и температуры, и особо прочные материалы, нагрузки, требования к надёжности и ресурсу.
До 2014 г. я регулярно бывал в Запорожье – Вячеслав Александрович с удовольствием приглашал журналистов на предприятие. Он с 1961 г. работает на этом заводе! Профи высшего уровня. Немного глуховат, как все двигателестроители, участвующие в многочисленных «гонках» реактивных двигателей. Но заводская территория впечатляла – новейшие стенды для испытаний, розы вдоль дорожек и цехов, рядом лучшая в городе клиника, производство искусственных суставов из титана, музеи техники. С украинским языком на предприятии было действительно неважно – вся техническая документация, естественно, на русском. Многое даже невозможно перевести на украинский.
Вот что говорят люди из отрасли:
– Он всё, как наседка, над своим заводом... Отказался ради него в президенты Украины идти в начале 90-х, когда его совет генеральных рекомендовал. Он благословил на президентство Кучму. Так Кучма, а не он стал президентом Украины. В начале двухтысячных с созданием Объединённой двигателестроительной корпорации до последнего убеждал наших функционеров приобрести завод «Мотор Сич» и работать с ним...
Богуслаев сохранил и развил совершенно фантастический двигателестроительный оазис. В том числе и для всех 27 тыс. сотрудников компании.
Чего стоит мировой рекорд высоты, установленный в классе тяжёлых вертолётов! Заменив на стареньком Ми-8Т двигатели с ТВ2 на новые ТВ3-117СБМ1, получили великолепную машину. Высоту 9150 метров 15 августа 2013 г. лётчики-испытатели покорили за 29 минут 30 секунд. Новый мировой рекорд высоты был зафиксирован с помощью опечатанного на борту вертолёта бароспидографа. Рекорд зафиксировали комиссар FАІ – Всемирной авиационной федерации – Алла Стрельникова и многочисленные представители СМИ. Лётчики торжествовали: «На такую высоту обычные вертолёты не летают! Выше Эвереста!» Богуслаев планировал совершить рекордный перелёт через Эверест в составе экипажа.
Что касается «работы Богуслаева на Россию», то он неоднократно говорил: «В наших двигателях до 70% российских материалов, комплектующих, науки». Вернётся ли всё на круги своя – покажет только время.