О необходимости разработки и следования четкому плану развития среднего профессионального образования заявил председатель Законодательного Собрания Иркутской области Александр Ведерников. Модернизация системы СПО стала темой правительственного часа, организованного в рамках 59‑й, октябрьской, сессии областного парламента. По мнению спикера ЗС, в создании концепции, обуславливающей будущее региональных колледжей и техникумов, обязательно должны участвовать депутаты, хорошо знакомые с положением дел в конкретных образовательных учреждениях. Парламентарии уже включились в работу.
За последний год делегации ЗакCобрания Иркутской области не раз и детально общались с руководителями колледжей и училищ разного профиля, встречались со студентами и преподавателями, осматривали общежития и учебные корпуса. Так сложилась картина по отрасли в целом и понимание ситуации в конкретных учреждениях. Были приняты первые неотложные решения, касающиеся улучшения условий учебы и проживания. В частности, заложено финансирование на ремонт и строительство нескольких студенческих общежитий.
Что дальше? Как апгрейдить, перезагрузить систему СПО в целом? На ее выпускников, профессионалов среднего звена, людей рабочих специальностей, во многом опирается экономика региона. Тема обрела особую актуальность в контексте программ импортозамещения и частичной мобилизации.
«Родину защищать ушли грамотные специалисты с большим опытом работы, которых сложно сразу заменить, — в начале парламентской дискуссии охарактеризовал ситуацию спикер ЗС Александр Ведерников. — Поэтому нам нужна трудовая мобилизация, чтобы экономика не просела, предприятия работали стабильно. Этот вопрос сейчас волнует многие субъекты. Мы уже говорили о необходимости создания единой концепции модернизации системы среднего профессионального образования в Иркутской области. В документе должны быть отражены все этапы, наши с вами рекомендации и обязательно предложения руководителей, преподавателей и студентов организаций СПО». Отдельно Александр Ведерников заострил внимание на важности создания центров опережающей подготовки. Такие открываются в других регионах, ведущие иркутские вузы тоже могут перенять этот опыт.
Участники правительственного часа, представляющие исполнительную власть, изложили свою оценку ситуации и видение перспектив.
По данным доклада министра образования Иркутской области Максима Парфенова, в региональной системе СПО региона на текущий момент работает 80 образовательных организаций, где обучается больше 50 тысяч студентов. И трудится около 10 тысяч сотрудников. Интерес к получению профессии на базе учреждений СПО высокий, конкурс при поступлении большой. При этом негативно на процесс обучения влияет целый комплекс проблемных факторов — износ зданий, нехватка мест в общежитиях для приезжих со всей области, дефицит педагогов… Очевидно, есть над чем работать и что модернизировать.
С похожими проблемами сталкиваются многие учебные заведения. Как закрепленные за минобром, так и подведомственные другим министерствам. На некоторых сказывается еще и отраслевая специфика. Так, в сфере культуры многоступенчатая подготовка профессионалов. А в здравоохранении, как отметил глава областного минздрава Алексей Шелехов, стремительно нарастает потребность в среднем медперсонале в связи с открытием новых больниц и фельдшерско-акушерских пунктов. Интересно, что министр культуры Иркутской области Олеся Полунина в своей сфере считает потенциально эффективным внедрение программы «Земский работник культуры» — по аналогии с «Земским фельдшером».
Земский преподаватель. Земский мастер производственного обучения. Меры поддержки специалистов для СПО тоже можно предусмотреть в подобных программах. Эту идею готов рассмотреть и просчитать комитет по социально-культурному законодательству. Глава комитета Ирина Синцова обозначила основные направления, которым важно уделить внимание при разработке концепции модернизации системы среднего профессионального образования в Иркутской области. Во многом Ирина Синцова согласна с предложениями коллег по депутатскому корпусу. Несомненно, требуется серьезное обновление оборудования и материально-технической базы учебных заведений, интенсивное обновление связей потенциальных работодателей и педколлективов на основе наставничества. Стоит усилить профориентационную работы в школах, возрождать учебно-производственные комбинаты. Необходимо держать на контроле вопросы уровня заработной платы преподавателей, а также стипендий для студентов, академических и социальных.
У областных депутатов для СПО немало идей и наработок. На прошедшей сессии был утвержден проект постановления, разработанный на основе парламентского мониторинга. Пока перечень инициатив остаётся открытым. Принимаются предложения всех заинтересованных сторон. Окончательный вариант планируют представить на ноябрьской сессии Законодательного Собрания Иркутской области, затем документ направят в правительство региона.
Ирина Синцова, председатель комитета по социально-культурному законодательству Законодательного Собрания Иркутской области:
— Правительственному часу предшествовала большая работа. Мы понимаем, как важна сфера среднего профессионального образования для экономики региона, и она под пристальным вниманием депутатов ЗакСобрания Иркутской области. Система СПО в текущих реалиях требует перезагрузки. Концепция модернизации обсуждается в межведомственном диалоге, депутаты в этой работе принимают активное участие. Мы нацелены обеспечить доступное среднее профессиональное образование. Сегодня в отдельных учреждениях конкурс достигает 12–13 поступающих на место. Это говорит о том, что очень много молодых людей желают получить такую профподготовку. В концепции нужно заложить расширение возможностей, увеличение мест в техникумах и колледжах, открытие новых учреждений. Инфраструктура существующих должна модернизироваться комплексно — с учетом задач учебного процесса, а также потребности в спортивной активности, интересном досуге и т.д.