В Петербурге начался XVI Международный медиафорум молодых журналистов «Диалог культур»
№ () от 25 октября 2022 [«Аргументы Недели », Никита ФАВОРСКИЙ ]
24 октября в Эрмитаже начал свою работу XVI Международный медиафорум молодых журналистов «Диалог культур». На этот раз в Петербург съехались 314 акул пера из 11 стран (в основном бывших союзных республик). Впервые гостями форума стали журналисты Донбасса. Хотя речь шла о вещах довольно мирных – всё-таки диалог требует внимания к собеседнику и умения его услышать.
«Мы надеемся, что XVI форум создаст новые трансграничные проекты российских и зарубежных авторов, которые будут доминировать в евразийском медиапространстве», – подчеркнул председатель оргкомитета, секретарь Союза журналистов России Ашот Джазоян. Прошлогодний медиафорум запомнился жёсткими социальными темами. Фотограф из Тюмени Сергей Русанов заболел коронавирусом и попал в одну больничную палату с 99-летним ветераном войны по имени Фёдор Григорьевич: «Мы с ним проговорили всю ночь, а в 5 утра его не стало. Я сделал его последнее прижизненное фото, которое и представил в Эрмитаже на выставке «Не рядом, но вместе», посвящённой пандемии».
В этом году было больше душевности. Журналисты из Пермского края совершили изматывающую экспедицию на северную границу своего субъекта, чтобы пообщаться с последним носителем языка манси. Путь через леса, болота и перевалы выдался настолько непростым, что коллеги опоздали на встречу с героем, который два часа ждал их на продуваемом всеми ветрами горном плато. Зато фильм о нём получился на славу и завоевал несколько краевых наград.
А внимательнее всех, вероятно, молодёжь слушала не высокопоставленных чиновников, а профессора СПбГУ Камиллу Нигматуллину, которая рассказала о сторителлинге в современных медиа. Ведь даже в эпоху тик-тока люди больше всего ждут впечатляющих историй. И хотя скорлупки у них разные, орешки в любом случае должны быть съедобными и вкусными. А чтобы научиться искусству их создания, нужно как минимум знать правила. Правда, обычно Нигматуллина рассказывает об этом 3 дня, а на форуме у неё было лишь 7 минут.
Из года в год журналисты представляют на медиафоруме короткометражки под рубрикой «Я здесь живу». И наснимали их уже более 1, 7 тысячи. Зачем же нужно устраивать их коллективный просмотр на «Диалоге культур»? Почему нельзя это в Интернете посмотреть? Но многие ли знают, что-либо о судьбе церковных лесов в Эфиопии и хоть как-то представляют себе жизнь приморской деревни в Колумбии? Ведь форум придумали для молодых журналистов, которым очень важно на старте карьеры «загореться»: зарядиться мечтами, увидев существование большой журналистики, а не только унылых городских новостей и производственных драм.
Ашот Джазоян представил вроде бы ничем не примечательную фотографию: какие-то люди по заснеженной набережной стекаются к крыльцу Эрмитажного театра, через которое попали на форум и все участники «Диалога культур». Но пафос в том, что это фотография сделана 10 декабря 1941 г., в самую страшную блокадную зиму, в тот самый день, когда в Ленинграде остановились трамваи. Но люди всё равно добрались до Эрмитажа. Чтобы принять участие в мероприятии, посвящённом 500-летию узбекского поэта Алишера Навои. С одной стороны, у них вроде как были заботы поважнее, да и силы желательно поберечь. Но именно в самые тёмные дни понимаешь, что культура и общение важны для выживания не меньше еды.
Джазоян из года в год убеждает, что важнейшая задача форума – показать Россию такой, какая она есть. И тут не требуется выдавать чёрное за белое. С его точки зрения, Эрмитаж – лучшее место, чтобы показать наш цивилизационный код. Неслучайно в перерывах между мероприятиями участники могут побродить по залам главного российского музея.
Директор Эрмитажа Михаил Пиотровский отметил, что после очередного форума остаются фильмы, передачи, интервью, из которых мир больше узнаёт о подходах к мировой культуре. Различные подходы, культура, воспитание дают неоднозначные взгляды на события: «И наступает какой-то момент, когда всё то, что уходит в историю, должно обсуждаться именно так – с различных точек зрения. И было бы хорошо, чтобы журналисты тоже к этому приобщались».