В России становится меньше свадеб
№ () от 25 октября 2022 [«Аргументы Недели », Юрий АНТОНОВ ]
Статистика браков и разводов в России – это настоящие «русские горки», где на решение двух сердец слишком часто влияют внешние факторы. В 2010-е наблюдалось аномальное число расторгнутых браков у пенсионеров – из-за льгот считаться одиноким выгоднее. В 2021 г. был всплеск отложенных свадеб после относительного затишья в пандемию. Но в 2022-м даже до начала спецоперации и самих свадеб стало меньше, и церемонии скромнее. Работники загсов всё чаще видят молодожёнов без пышных нарядов с одними лишь свидетелями и фотографом. Как отразится начало частичной мобилизации, пока говорить рано. Но страна, похоже, и без неё переживает эволюцию отношения к браку и свадьбе как к «главному решению» и «главному дню».
Особый путь
За первые шесть месяцев 2022 г. в России зарегистрировано 492 тыс. браков. То есть по итогам года их вряд ли будет больше одного миллиона. А 10 лет назад в год игралось 1, 35 млн свадеб. Зато разводов существенно больше даже по сравнению с прошлым годом – 317 и 307 тыс. соответственно. Отрицательный естественный прирост (разница между рождаемостью и смертностью) уже выглядит устрашающе: к началу лета родилось 523 тыс. младенцев, а умерло 878 тыс. россиян.
Раньше суеверные невесты считали, что арендованное платье может принести неудачу в браке, если предыдущая его носительница впоследствии развелась. Но суеверных становилось всё меньше, и стоимость аренды на день взвилась до 30 тыс. рублей. Кому такое понравится? Никому. Вот и возник рынок недорогих модисток в Интернете, которые уронили цену до 4–5 тысяч. Аналогично завалились ценники за свадебную фотосессию. Как правило, профессионал берёт за свадьбу около 20–30 тыс., поэтому люди теперь просят снять только свадебную прогулку и церемонию в загсе.
Как следствие, большой перекур и у посредников, готовых в соответствии с пожеланиями молодожёнов договариваться с ресторанами, прокатом машин, загсом, пиротехниками, организовать девичники и мальчишники. Услуги организаторов свадеб стоят от 50 тыс. рублей при небольшом бюджете свадьбы, и доходят до 10% при мешке денег от миллиона рублей. «Попытка сэкономить может обернуться тратой огромного количества времени и нервов, подбором абсолютно некачественных услуг», – пугают посредники. Но молодожёны часто хотят не шикарной свадьбы, а особенной.
Рестораны, чтобы заманить к себе свадьбу, дарят гелиевые шары, чехлы на стулья, президиум и каравай. Уже некоторые банки открывают «свадебные» кредиты на лояльных условиях – сниженный процент, бесплатное досрочное погашение. Но всё же свадебная отрасль взвыла бы волком, если бы в праздник молодых не вкладывались старшие родственники. Статистики, понятно, не ведётся, но, по оценкам опытных организаторов, родители берут на себя львиную долю расходов по организации 40–70% свадеб. Но молодые и здесь хитрят: приглашают в ресторан только близких родственников, а с друзьями отмечают где-нибудь за городом.
Большинство женихов и невест отказываются от затеи начинать совместную жизнь с кредита. Объясняют это и суевериями, и бессмысленностью такого шага – свадьба на один день, а кредит на несколько лет. В любом случае подарки «в конверте» – это уже российская традиция, многие ради «конвертов» и затевают свадьбу, если их гости – не студенты, а солидные люди.
Работники свадебной сферы со вздохом признают, что вовсе сложили бы зубы на полку, если бы их бизнес не поддерживала убеждённость большинства россиян, что дети должны рождаться обязательно в браке. Чрево невесты не пустует, говорят, на трети всех свадебных церемоний. А самые покладистые молодожёны – верующие. Помимо загса религиозные пары устраивают и свадебные обряды по канону.
От традиции – к модерну
Сколько бы ни вещалось с высоких трибун, что у нас особая страна, особые ценности и особый путь, в российской демографии не видно тенденций, всерьёз отличающих её от остальной Европы. Россияне женятся, разводятся, заводят детей и умирают в соответствии с общей постиндустриальной парадигмой. Даже процент женщин, вовсе не желающих заводить детей, в Москве, Париже и Берлине плавает на уровне 20%. Примерно столько же молодых семей материально зависят от родителей в России и Великобритании. Наша молодёжь заводит одного-двух детей в районе 30 лет – словно бездуховные голландцы или шведы. Однако российские власти не оставляют надежды перенаправить эти тенденции и убедить народ в прелестях многодетных семей, раннего материнства и сплочённости нации.
В 1990 г. в РСФСР было заключено 1, 3 млн браков при 559 тыс. разводов. В 2020 г. показатели составили 778 тыс. и 564 тыс. соответственно. То есть свадеб сыграли почти вдвое меньше, а разводиться стали даже чуть чаще. В 1990 г. появилось на свет 1, 9 млн младенцев, а в 2020 г. – только 1, 4 миллиона. Надо учитывать, что поздний СССР не выглядел удачным местом для рождения и воспитания детей: инфляция, криминал, пустые полки магазинов. Нынешняя Россия куда более стабильна с точки зрения государственных сервисов, экономики, доходов населения. Но само население за 30 лет сильно изменилось.
С другой стороны, всё больше молодых женщин смело заявляют, что детей плодить не намерены – и это даже не вопрос денег. По словам ведущего научного сотрудника Института социального анализа и прогнозирования РАНХиГС Аллы Тындик, 17, 5% москвичей заявили в ходе опросов, что хотели бы обойтись без детей. Общероссийское исследование оценивает этот показатель в 6%. Речь идёт именно об установках на бездетность – физически эти люди способны иметь потомство. Конечно, многие из них впоследствии могут поменять своё мировоззрение, но нужно понимать, что оно возникает не из подросткового максимализма.
Тема для изучения сложная, на проценты и графики её не разложишь, если только не обобщать и не передёргивать. Из глубинных интервью возникают истории глубоко личные. Вот девушка 27 лет, замужем, живут с супругом в съёмной квартире. До этого ютились в коммуналке, считали копейки, но тут появились нормальные заработки, возможность путешествовать, работать удалённо. Какие дети, только жизнь наладилась! И что делать с ребёнком, если работа накроется? Другая судьба: женщина 35 лет, в разводе, высокопоставленный офицер правоохранительных органов. Раньше жизнь была сконцентрирована на муже, сейчас настало время позаботиться о себе: пять раз в неделю – фитнес-клуб, все выходные расписаны на два месяца вперёд.
Бракоизводный процесс
Уже в середине 2000-х каждый третий маленький москвич рождался вне брака, а из каждых десяти зарегистрированных браков распадалось шесть. Число незарегистрированных союзов (гражданских браков) приближалось к 40% – это шведский уровень, один из самых высоких в Европе. А при позднем СССР без штампа сожительствовали не более 10% семей.
Социологам ещё только предстоит исследовать феномен гостевых браков: люди расписаны, но живут отдельно, потому что им так удобно. Таких пар всё больше, а ждать от них великой репродуктивности довольно наивно.
Более 70% семейных москвичей и петербуржцев теперь считают достаточным основанием для развода охлаждение чувств. А исчезающие, словно мыльные пузыри, семьи – одна из причин отказа от брака у следующих поколений. Ведь это раньше было «раз и навсегда», а сейчас человек считает, что он имеет право проживать несколько жизней, несколько сценариев. У демографов это называется последовательной полигамией: три брака – это как три высших образования. Среди студентов проводился опрос: большинство даже не планируют идти под венец единственный раз, считая, что браков должно быть много. И не обязательно их регистрировать.
Само понятие семьи теперь довольно расплывчатое: по итогам переписи населения, женатых мужчин оказалось на 15% меньше, чем замужних женщин. Следовательно, члены одной семьи по-разному оценивают свой статус, а каждый мужчина со временем в той или иной степени разведён. Это тоже глобальная тенденция: по европейской статистике, 92% женщин, живущих в незарегистрированном браке, говорят, что они замужем, а 85% «гражданских мужей» считают себя холостыми.
В своём избраннике видят выгодного экономического партнёра давно не только женщины: в нулевые годы 27% женихов в столице признавали, что женятся по расчёту, а 54% – не против, чтобы их обеспечивала жена. Однако, по мнению социолога Сергея Прозорова, нельзя сказать, что вот столько пар образовано по расчёту, а столько по любви: «Это всегда смесь множества факторов».
Ещё 30 лет назад в Институте социологии РАН выявили, что «мотивация вступления в брак часто не совпадала с мотивами создания семьи». «По залёту» и тогда заключалось от 30 до 50% браков. Для части молодожёнов свадьба означала возможность легализовать имеющиеся или предполагаемые сексуальные отношения, отделиться от родителей если не материально, то хотя бы психологически. Сегодня чаще доказывают не взрослость, а способность «организовать жизнь по-человечески»: то есть сразу въехать в отремонтированную на родительские деньги отдельную квартиру, но больше ни копейки у предков не брать. Как правило, это устраивает и детей, и отцов.