> Театральный критик Елена Фрумин-Ситникова: кто такие глобальные русские - Аргументы Недели. Балтия

//Общество 13+

Театральный критик Елена Фрумин-Ситникова: кто такие глобальные русские

20 октября 2022, 09:24 [«Аргументы Недели. Балтия», Татьяна Тимука ]

Фото: Татьяна Тимука

Мне всегда очень интересно разговаривать с Еленой Фрумин-Ситниковой – острый ум, прекрасный слог, четкий «разбор» происходящего и, конечно, юмор. Очередной разговор с Леночкой зашел о сериале «Спящие», но «вылился» в глобальных русских, которые покинули Россию, чтобы стать «своими» там, за рубежом... Так кто они, глобальные русские, и какое отношение они имеют к сериалу «Спящие»?

«Не идёт из памяти сериал «Спящие». И не из-за детективной интриги, и тем более не из-за любовного треугольника. Детективов мы видели много, любовных многоугольников - и того больше. По-настоящему задел меня в этом фильме собирательный образ Глобальных русских, или Global Russians, как они сами себя предпочитают называть. Не даёт мне покоя сказанная одним из них фраза: «Даже большие деньги, которые я зарабатываю в России, не компенсируют жизнь в этом аду». За точность не ручаюсь, но что-то в этом роде. Не знаю, понимали ли создатели фильма, какие пласты они этой фразой поднимают. Знают ли они, что это очень распространённое в современной России рассуждение - чистая обманка.

За четверть века жизни за границей мне приходилось встречаться с такими глобальными русскими. Как правило, это люди, приезжающие на постоянное место жительства с немалыми деньгами и ярко выраженным взглядом свысока на оставленную ими Родину, а также и на компатриотов, встречаемых в новой стране проживания. Сами себя они мнят гражданами мира.

Поначалу они всеми силами стараются не быть русскими. Тряся мошной, пытаются войти в общество местных «элит». Впрочем, к настоящим элитам их никогда не подпустят, поэтому ценится любое знакомство с представителями коренного населения. Но и с этим не очень получается. И тут не в языке даже дело, хотя приходилось неоднократно видеть высокомерно приподнятую бровь и легкую полуулыбку носителей языка, когда очередной глобальный русский пытается вовлечь собеседника в свои проблемы. Дело в том, что индивидуумам, выросшим в столь разных цивилизациях, просто не о чем говорить.

И когда, через очень короткое время, выясняется, что от свежеприбывшего, если кому-то что-то и нужно на его «новой родине», то только его деньги, и абсолютно никто из представителей западной цивилизации не интересуется его богатым внутренним миром, и не считает его никаким глобальным, а просто обычным диким русским, наступает взрыв мозга и когнитивный диссонанс. С этого момента он может говорить только о России.

Кто-то из них Россию костерит на чем свет стоит, кто-то, осознав неисправимость совершенного, по старинной русской привычке начинает пить. Это зависит, как правило, от количества и происхождения вывезенных с родины денег. Костюмы от Гуччи и Армани, а также платья от Валентино висят невостребованные в шкафу, поскольку ходить в них некуда. Приходится всей семьёй переодеться в джинсы и толстовки, чтобы мимикрировать и не слишком выделяться на улицах.

Есть также и другой вариант. Поселить жену с детьми на «новой родине», а самому выезжать на бывшую Родину за заработком, потому что заработать в новой стране те деньги, к которым привык, практически невозможно. Эти - самые успешные. Возвращаясь в «ад», они частенько заводят там новые семьи и вообще дышат полной грудью, чего, оказывается, они напрочь лишены в новой стране.

Но в любом случае, никуда от России не деться.

Ничто и никогда не может заместить Россию как главную тему всей жизни.

В своих, роскошных и не очень, домах они смотрят только русское телевидение, читают (если вообще читают) только русские книги. Мечты влиться в цивилизованное и раскрепощенное западное общество давно забыты. И выпивают они исключительно в кругу своих бывших соотечественников. Многие хотели бы вернуться, но не все могут, ибо грехи не пускают, да и не ждёт их никто, все места заняты.

В общем, превращаются в обычных эмигрантов. Осколков Империи, так и не ставших своими среди чужих. Просто обычными эмигрантами, плохо говорящими по-английски.

Такие вот размышления навеял мне этот фильм.

Хороший фильм. Многослойный. Талантливый. И не важно, по-настоящему кается режиссёр или это гениальный рекламный ход. Фильм снят. Там есть о чем думать. И это - главное.

И ещё одно: очень меня позабавили рассуждения антигероя о настоящей демократии за океаном. О честных выборах и свободе слова. Неужели кто-то всерьёз ещё в это верит? Смешно, ей-богу».



Обсудить наши публикации можно на страничках «АН» в Facebook и ВКонтакте