Подписывайтесь на «АН»:

Telegram

Дзен

Новости

Также мы в соцсетях:

ВКонтакте

Одноклассники

Twitter

Аргументы Недели. Балтия → Общество 13+

Задержки и отмены авиарейсов: что должен знать пассажир

, 09:09 , Шеф-редактор балтийского бюро АН

Задержки и отмены авиарейсов: что должен знать пассажир

Не так уж и редко пассажиры сталкиваются с неприятной ситуацией – приехал за два часа до вылета в аэропорт и «обнаружил», что его рейс задержали... Есть ли права у пассажира, чтобы, например, получить компенсацию за отмену или задержку рейса? Как правильно действовать в таких случаях? На эти вопросы Балтийскому бюро «АН» ответил европейский эксперт гражданской авиации Викторс Зариньш.

«Некоторые авиакомпании имеют привычку продавать больше билетов, чем посадочных мест в самолете. Расчет идет на то, что некоторые пассажиры не придут на посадку. Крупная компания может себе позволить, она заменит самолет на тот у которого больше мест. Более мелкие, например Airbaltic, такой возможности не имеет. И тут идут на всевозможные ухищрения: не пустить крайних пассажиров на борт, найти добровольца, который откажется от рейса за денежное вознаграждение и последующей посадкой на более поздний рейс и возможно с пересадкой и т.д.

Авиационные перевозки всегда были и будут одним из самых эффективных и быстрых способов добраться в любую точку мира. Конечно, путешествие на самолете – удовольствие не всегда дешевое. Поэтому пассажиры должны быть в полной мере осведомлены о своих правах в случае «неприятных» ситуаций: задержка, отмена рейсов, отказ в посадке, и т.д.

Отказ в посадке встречается не так часто, это действие регламентируется преамбулой IATA FRP/6- 1, и мы поговорим об этом в другой раз.

Сегодня у нас задержки рейсов и отмена рейса.

Почему же они происходят? Причин много - плохие метеорологические условия, технические проблемы, проблемы с багажом, часто пассажиры «пребывают» в кафе и следствие – «пропустили» посадку. Вы, наверняка, часто слышали объявления по громкой связи как конкретного пассажира просят, затем требуют пройти срочно на посадку? А это связано с тем, если пассажир «не найдется», то в целях безопасности полета, придётся снять с самолета весь багаж и найти багаж «потеряшки». Бывает, как в монологе Карцева – «лето, жара, самолет с пассажирами стоит час, другой, бортпроводница говорит – «потеряли багаж – ищем», через какое-то время объявляет – «мы не можем лететь, потеряли багаж, кто-то везет лыжи. Мы одну нашли, а второй нигде нет». Один пассажир говорит: «Ой, давайте уж полетели, это мои лыжи, я везу одну». Много случаев задержек бывает комичных, и у меня таких много было.

А бывает, что не на чем лететь... Не стоит удивляться, уважаемые читатели, и такое бывает.

Так что же делать пассажиру, если он получил такой «подарок»?

Есть внутренние авиаперевозки и международные, и законы на них распространяются разные.

Рассмотрим «варианты»...

3 абзац 1 Регламента ЕС 261.2004 утверждает следующее:

«Нормы Регламента выступают едиными правовыми стандартами для Европейского сообщества и Европейского Союза в целом, распространяют действие на совокупную территорию всех двадцати семи его государств-членов. При определенных условиях (см. пункт «b» параграфа 3 статьи 1) установленные Регламентом гарантии могут быть распространены и на пассажиров, вылетающих авиакомпаниями ЕС из-за пределов Европейского Союза, в том числе из России».

Тут стоит учитывать следующее:

В 2017 году РФ присоединилась к «Конвенции для унификации правил международных воздушных перевозок». Согласно данной Конвенции права российских пассажиров теперь аналогичны международным нормам (также, как и права иностранных пассажиров, вылетающих из городов РФ в ЕС). В данной Конвенции четко прописаны вопросы компенсации в случаях задержки, отмены рейсов, потери багажа, травмы пассажиров и т.д.

17 февраля 2005. в Европейском Союзе (EU) вступил в силу указ (EC)261/2004, которым регулируются права пассажиров в случае лишения посадки, отмены рейса или задержки в авиаперевозке. Полное наименование EU распоряжения (EC)261/2004 гласит: “REGULATION (EC) No 261/2004 OF THE EUROPEAN PARLIAMENT AND OF COUNCIL of 11 February 2004 on establishing common rules on compensation and assistance to passengers in the event of denied boarding and of cancellation or long delay of flights” EU распоряжение объявлено на английском языке в служебном листе EU (Official Journal of the European Union) от 17.2.2004,

А теперь рассмотрим конкретно задержку авиарейса.

В соответствии с Распоряжением Европейского союза задержка вылета после запланированного времени по расписанию рейсов:

• 4 часа на рейсы продолжительностью большей от 3500 км;

• 3 часа на рейсы расстояния между 1500 и 3500 км и рейсы внутри Европейского союза больше 1500 км;

• 2 часа на рейсы до 1500 км. Если ожидается более долгая задержка рейса, пассажиры имеют право на обеспечение в течении ожидания. Это включает:

• Еду и питьё в рациональных количествах с временем ожидания;

• размещение в гостинице если нужно;

• два короткого телефонного звонка, телефакс или высылка сообщения путём электронной почты;

• в случае задержки, от 5 часов - пассажиры имеют право на возвращение денег за неиспользованные части билета.

А теперь рассмотрим отмену рейса.

Если вас лишили посадки на рейс, на который имеете бронь, например, из-за многочисленного количества пассажиров, то путешествующие:

• имеют право на обеспечение и возвращение денег;

• если вас лишили посадки, например, против вашей воли, также осуществляете право на компенсацию. Компенсация выплачивается по решению авиакомпании, возможно, электронным путём, чеками или ваучерами, если пассажир, конечно, согласен. Сумма компенсации зависит о продолжительности полёта или альтернативного рейса, который вам предложен.

Компенсация составляет:

a) 250 евро на рейсы до 1500 км;

б) 400 евро на рейсы от 1500 до 3500 и;

в) 600 евро на рейсы кроме тех под a) i б).

Если вам предложен альтернативный рейс, а время приземления «нового» рейса не переходит, то вступают иные правила:

a) два часа на рейсы до 1500 км;

б) 3 часа на рейсы между 1500 и 3500 км и больше от 1500 км на рейсы внутри Европейского союза;

в) 4 часа в отношении на все другие рейсы, приведённые вверху, суммы компенсаций могут уменьшиться на 50 процентов (50 %), то есть 125 евро, 200 евро и 300 евро.

Еще один важный нюанс при отмене рейса!

Если ваш рейс отменён, на который имеете действительную бронь, также имеете право на перенаправление, обеспечение, возвращение денег и компенсацию! Имеете полное право! Но!!! Если рейс отменён из-за непредвиденных обстоятельств, то пассажир не имеет право на возмещение. Не имеет! То же самое, если пассажиру сообщили об отмене рейса.

Тут иные законы:

• Если за 14 дней до вылета пассажиру сказали, что рейс отменен, то компенсации не будет!

Теперь рассмотрим, какие правила действуют за задержку, отмену или замену рейса в РФ.

Компенсации за задержку, отмену или замену рейса в России -

25 % МРОТ (25 рублей) за каждый час просрочки доставки пассажира в пункт прибытия, но не более половины стоимости билета. Согласно статье 120 Воздушного кодекса РФ.

Более того, вам еще положено 3 % от стоимости авиабилета за каждый час задержки вылета. Это неустойка за опоздание по пункту 5 статьи 28 Закона РФ «О защите прав потребителя». Но, если вдруг дело дошло до суда, то суды обычно отказывают во взыскании неустойки одновременно со штрафом, предусмотренным Воздушным кодексом.

Сумму в возмещение убытков по пункту 2 статьи 13 Закона РФ «О защите прав потребителей». К примеру, если у вас пропал заранее оплаченный тур или билеты на концерт, если перевозчик поменял аэропорт прилета и вам пришлось добираться до места на такси, то обязательно не забудьте сохранить подтверждающие документы. Обязательно!

В некоторых случаях возвращают деньги за сгоревший стыковочный билет и покупку нового.

Сумму в возмещение морального ущерба, если он есть, по статье 15 Закона РФ «О защите прав потребителей». Я бы сказал, что редко можно получить компенсацию по досудебной претензии... Но почему бы не попробовать? Хороших полетов».

Подписывайтесь на Аргументы недели: Новости | Дзен | Telegram