Государственные программы, национальные проекты открывают перед территориями большие возможности для развития социальной сферы, строительства современной инфраструктуры, модернизации существующих объектов образования, здравоохранения, культуры и спорта. С привлечением федеральных средств преображаются и благоустраиваются как большие города, так и отдаленные села. Однако исключительно за счет «денег из центра» всех задач не решить. Важна активная позиция и продуманная бюджетная политика на уровне региона и муниципалитетов. Вопросы координации действий обсудили на выездном заседании Совета Законодательного Собрания Иркутской области по взаимодействию с представительными органами муниципальных образований Иркутской области. Заседание провели в Баяндаевском районе 11 октября.
Финансирование госпрограмм в региональном бюджете следующего года должно быть сохранено. На этом было сфокусировано внимание депутатов Законодательного Собрания Иркутской области. Под руководством председателя регионального ЗС Александра Ведерникова, при участии областного правительства, парламентская делегация обсудила с представителями территорий вопросы исполнения бюджетов территорий в текущем году и формирование бюджета Иркутской области на 2023 год и плановый период 2024 и 2025 годов. В выездном заседании участвовали председатели постоянных комитетов и комиссий ЗакСобрания, руководители фракций, областные министры, руководители муниципальных администраций, депутаты местных дум, специалисты контрольно-счетной палаты региона и члены Ассоциации муниципальных образований.
Спикер Законодательного Собрания Иркутской области на старте дискуссии напомнил, что в федеральном бюджете на следующий год и перспективный период предусмотрено увеличение расходов на реализацию национальных проектов и государственных программ. Александр Ведерников подчеркнул, что эта тенденция должна найти отражение и в региональном бюджете.
Также в главном финансовом документе области необходимо учесть сбалансированность местных бюджетов, убежден спикер ЗакСобрания: «Несмотря на все трудности, которые мы сейчас испытываем, должна быть проведена большая работа по сбалансированности местных бюджетов с учетом предложений муниципальных образований. Важно, чтобы жители территорий могли получать качественные муниципальные услуги, чтобы города и районы продолжали ремонт и строительство социальных объектов, в том числе за счет участия в государственных программах».
Вице-спикер областного парламента Кузьма Алдаров подтвердил, что нужды и интересы муниципалитетов — главный ориентир для депутатов ЗакСобрания в работе над бюджетом региона и его актуальными периодическими корректировками. Оценивая ситуацию конкретно в Баяндаевском районе, с которой зампред ЗС хорошо знаком как депутат от территории, Кузьма Алдаров заметил, что район активно участвует в реализации государственных программ.
В свою очередь мэр Баяндаевского района Анатолий Табинаев обратился к парламентариям с просьбой и дальше не упускать из виду потребности района, держать важнейшие стройки на контроле.
«Когда в деревне начинается строительство школы или детского сада, всё вокруг оживает, — рассказал Анатолий Табинаев. — Молодежь остается, работает, новые люди, ценные специалисты приезжают и обосновываются. Появляется уверенность, что село не исчезнет».
Мэр упомянул, что сегодня Баяндаевский район для Иркутской области — кормилец. Здесь внушительное поголовье крупного рогатого скота, объемы выращивания сельскохозяйственных культур. Есть перспективы для развития, но людям важно создать комфортные условия для жизни.
«Безусловно, много уже делается — считает глава района. — Вопросы с детскими садами и школами постепенно решаются. Ребятишки, учителя, родители радуются. Продумано всё для учебы, занятий спортом, искусством. Актовый зал на 400 посадочных мест, два спортзала — в такой школе хочется учиться!»
Однако Анатолий Табинаев убежден, что территории необходимо наращивать темпы строительства и капитального ремонта социальных учреждений, так как Баяндаевский район отстает по уровню обеспеченности социальной инфраструктуры от других сельских территорий области.
В целом ситуацию по территориям области обрисовали участвовавшие в заседании заместитель министра финансов Иркутской области Ольга Дуда и исполнительный директор Ассоциации муниципальных образований Иркутской области Зоя Масловская.
Замминистра сообщила, что за 9 месяцев 2022 года собственные доходы муниципалитетов региона выросли на 3,9 миллиарда рублей по сравнению с прошлым годом. Это связано, в том числе, с ростом поступлений по налогу на доходы физических лиц. При этом расходы тоже увеличиваются. И в рамках июньской корректировки бюджета области на текущий год территориям было направлено дополнительно 2,9 миллиарда рублей, напомнил минфин.
Однако, по оценкам Ассоциации муниципальных образований Иркутской области, такая поддержка явно недостаточна. Аргументы? Во-первых, законодательно был увеличен МРОТ, что повлияло на рост зарплат. «Также положение по сбалансированности местных бюджетов осложнилось тем, что летом был принят ряд серьезных решений по повышению зарплат работников бюджетной сферы, — сообщила Зоя Масловская. — В связи с этим Ассоциация проанализировала ситуацию. Дополнительные расходы местных бюджетов, связанные с выплатами зарплат, составляют более 2 млрд руб.». Кроме того, по данным Ассоциации муниципальных образований, выросли расходы на софинансирование реализации госпрограмм, на эти цели до конца текущего года муниципалитетам необходимо дополнительно более 330 миллионов рублей. Отмечается также увеличение потребности в субвенциях на образование.
В начале осени на бюджетной секции Ассоциации муниципалитеты уже обозначали эти проблемы, озвучили свои предложения и видение приоритетов. Самый волнующий вопрос теперь: когда будет выделена дополнительная финансовая помощь местным бюджетам?
Прояснила ситуацию председатель комитета по бюджету, ценообразованию, финансово-экономическому и налоговому законодательству Законодательного Собрания Иркутской области Наталья Дикусарова: депутаты областного парламента совместно с правительством работают над корректировкой бюджета текущего года, и дополнительные средства по ряду направлений могут быть выделены муниципалитетам уже в октябре.
Руководитель бюджетного комитета заверила: приоритетными моментами в работе над финансовым документом были и остаются оплата труда педагогических работников за декабрь в декабре, завершение строительства и капитального ремонта социальных объектов с учетом удорожания работ, выравнивание местных бюджетов.
Также Наталья Дикусарова обратила внимание на то, что в бюджете на 2023 год и плановый период 2024 и 2025 годов должно быть учтено финансирование проектов инициативного бюджетирования. Продолжение получит программа «Народные инициативы».
«Выезжая на территории, мы сегодня видим как строятся и ремонтируются объекты, на которые мы, действуя сообща, в свое время заложили финансирование — отметила Наталья Дикусарова положительные результаты работы властей на всех уровнях. — Капитально ремонтируются школы и детсады, открываются новые клубы. Многие учреждения социальной сферы модернизируются. Прокладываются дороги. Есть планы по развитию сферы среднего профессионального образования, ремонту и строительству общежитий. В прошлом году профинансировали все 164 объекта сельского благоустройства по заявкам муниципалитетов. Так поддержанные парламентом инициативы с мест и депутатские инициативы воплощаются в реальные преобразования».
Предложений по дальнейшей работе прозвучало на заседании немало. Участники совета также указали на необходимость корректировки правил реструктуризации коммерческих кредитов муниципалитетов, увеличения финансирования программы антитеррористической защищенности социальных объектов, обновление парка дорожной техники и автопарка для муниципальных перевозок. Предложения вошли в рекомендации совета правительству Иркутской области.
Позднее, уже в Иркутске, в преддверии сессии ЗС, состоялась встреча депутатов с главой региона. С Игорем Кобзевым пообщались спикер Законодательного Собрания Иркутской области Александр Ведерников и представители политических фракций Кузьма Алдаров («Единая Россия»), Андрей Андреев (КПРФ), Георгий Любенков (ЛДПР), Лариса Егорова («Справедливая Россия — За правду»). Вопрос об изменениях в закон Иркутской области «О межбюджетных трансфертах и нормативах отчислений доходов в местные бюджеты» включён в повестку сессии. Она проходит сегодня, 19 октября. Парламент региона также в первом чтении рассмотрит изменения в закон «О государственной социальной помощи отдельным категориям граждан в Иркутской области», которые позволят сократить срок обращения граждан для повторного заключения социального контракта с 5 до 3 лет. Помимо этого, на сессии обсудят законопроекты о поддержке детей-сирот и семей участников СВО.
Депутатский контроль и содействие.
Текущую ситуацию на приоритетных объектах района, где уже идут или запланированы ремонтные и строительные работы, парламентарии проинспектировали лично — пообщались с подрядчиками, посмотрели по каким моментам требуется содействие.
Так, в настоящий момент выполняется капремонт в Ользоновском детском саду и Покровской средней школе. По плану оба объекта должны быть сданы в эксплуатацию в 2023 году.
В дошкольном учреждении, возведенном в 1963 году, капремонт финансируется за счёт средств программы «Развитие образования Иркутской области». Главы муниципалитетов просят сократить сроки работ и перераспределить финансирование на 2022 год. Депутаты эту логику поддерживают. Чем раньше малыши смогут посещать отремонтированный детский сад — тем лучше.
А работы по обновлению школы 1995 года постройки начались весной 2022 года по программе «Модернизация школьных систем образования Иркутской области. На сегодня в здании заменен фундамент, балки перекрытия. Сейчас подрядчики занимаются ремонтом стропильной системы и заменой кровельного покрытия. Вот только проектом не предусмотрено благоустройство пришкольного участка.
Председатель ЗакСобрания Александр Ведерников заявил, что такой подход нужно менять: работы по ремонту соцобъектов и благоустройству прилегающих территорий должны быть синхронизированы, федеральные и региональные программы необходимо задействовать одновременно. Этому вопросу обязательно будет уделено повышенное внимание депутатов.
«Капитальный ремонт должен подразумевать работы не только внутри здания, но и на прилегающей территории, — прокомментировал спикер. — Очень странно, если дети, их родители и педагоги на торжественном открытии обновлённых школ и детсадов будут ходить по необустроенному двору. Чтобы исключить подобные моменты, необходима разработка единой методологии. Нести ответственность за качество подготовки проектов и проведения работ должен один заказчик, а не разрозненные структуры».
Также в Баяндаевском районе парламентарии обсудили перспективы строительства Гаханской СОШ. По словам мэра Анатолия Табинаева, проектно-сметная документация по объекту готова. Побывали депутаты и на участке автодороги «Нагалык-Баяндай», где проведут капремонт по нацпроекту «Безопасные качественные дороги».