В России увеличилось потребление алкоголя
№ () от 18 октября 2022 [«Аргументы Недели », Юрий АНТОНОВ ]
Россияне пьют алкоголь всё больше и больше на фоне обещаний чиновников снизить его потребление в ближайшие годы. Стрессы этого года, может, и сыграли свою роль, но потребление водки заметно выросло и по итогам 2021 года. Возможно, всё дело в том, что в последние годы на фоне лозунгов антиалкогольной кампании на рынке спиртного происходили весьма противоречивые процессы.
Национальный привкус
В 2021 г. в России насчитывалось почти 1, 2 млн человек с алкогольной зависимостью, сообщил заместитель министра здравоохранения РФ Олег Салагай. Как считали, совершенно непонятно, потому что буквально у каждого россиянина есть проблемные знакомые, которые не состоят на каком-либо учёте как алкоголики. Аналогично в Минздраве считают, что порядка 70% смертей от цирроза печени, 60% – от кардиомиопатии, почти половина смертей от панкреатита связаны с потреблением алкоголя. Опять-таки непонятно, что значит «связана». Если человек умер, например, от инфаркта, это означает, что оторвавшийся тромб закупорил важный сосуд. Кто разберётся, от водки ли у него вырос уровень холестерина, чтобы со временем превратиться в тромб? От пьянства ли у покойного стало прыгать давление?
Наш Минздрав очень любит с авторитетным видом приводить непроверяемую статистику. А если речь идёт о чём-то более конкретном, то берут удобные временные промежутки. Например, тот же замминистра Салагай говорит, что за период реализации активной антиалкогольной политики в РФ – с 2008 по 2021 г. – у нас на 43% сократилось потребление алкоголя. Когда она началась, потребление на душу населения в России якобы составляло 18 литров чистого спирта. Но всё тот же вопрос: как считали? Ведь в середине 2000-х глубинка выпивала огромное количество денатуратов, даже в крупных городах постоянно находились крупные партии «левого» алкоголя, а в милиции говорили, что его в розничных сетях может быть до 50%. Например, в 2016 г. из-за случайных отравлений алкоголем в России скончались 6902 человека.
Создаётся впечатление, что министерская статистика в России живёт своей жизнью и формируется под конкретные задачи. И не только в сфере здравоохранения. Официально в 2021 г. потребление алкоголя снизилось до девяти литров на душу населения, а Минздрав РФ уже разработал концепцию на период до 2030 г., в рамках которой планируется снизить до 7, 7 литра в год. Разумеется, и число смертей, обусловленных алкоголем, упадёт почти на треть – до 23, 3 человека на 100 тыс. населения с 32, 5 на 100 тыс. населения в 2021 году.
Нет сомнений, что в своё время в отчётах будет нужная цифирь. Хотя, даже по официальным данным, потребление алкоголя в России в последние годы не падает, а растёт. По данным Росстата, с 2019 по 2020 г. розничные продажи алкоголя на человека выросли с 6, 03 до 6, 18 литра этанола (2, 4%). По данным МВД России, в 2021 г. более четверти (28, 1%) расследованных преступлений совершено лицами в состоянии алкогольного опьянения, сказано в документе.
Потребление водки по итогам 2021 г. в сравнении с 2020-м выросло на 2% – до 5 литров на человека в год. А в 2022-м пошёл настоящий всплеск. Один крупный производитель горькой признавал, что его продажи в первом квартале скакнули аж на 25%. Причём растут продажи дешёвой продукции: народ запивает стресс. Согласно данным аналитической компании NielsenIQ, перераспределение спроса в пользу более дешёвых напитков происходит в пиве, джине и виски. Например, доля дешёвого вискаря (до 700 рублей за пол-литра) увеличилась с 43 до 60%.
Вряд ли эти тенденции удивили ответственных чиновников. Ведь речи речами, а по факту антиалкогольная кампания остановилась несколько лет назад, поскольку власти немного испугались протрезвевшего россиянина.
Назад в СССР
Ещё недавно в погоне за паблисити те же депутаты предлагали запретить продажи алкоголя крепостью более 16, 5% лицам моложе 21 года. Если бы выгорело, то умирать за родину мы были бы обязаны с 18 лет, а выпить водки над могилой погибшего товарища – только 3 года спустя. Показательно, что и просвещённый Минздрав стоял за эту инициативу – чтобы усидеть в своих креслах, тогдашней команде Вероники Скворцовой нужно было кровь из носу повышать продолжительность жизни. Или хотя бы изображать видимость усилий.
Тем не менее Минэкономики не поддержало законопроект Минздрава – не нашло «научных обоснований» для установки порога на таком уровне. В Минэкономики не забыли упомянуть и про усложнение работы ретейлеров, поскольку кассирам придётся тратить время на определение крепости продаваемого алкоголя. В Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ) опасаются штрафов, если кассир некорректно определит возраст покупателя или крепость приобретаемого напитка. Потребуются расходы на новое оборудование и дообучение персонала.
Как уже рассказывали «АН», вектор антиалкогольной кампании в России переломился, кажется, в 2014 году. Как и в случае с табаком, с 2007-го до этого момента закручивание гаек шло по нарастающей: рекламу водки и пива изгнали с ТВ, а акцизы росли на 100 рублей за литр каждый год. Запрет на продажу спиртного с 22 часов до утра введён по всей стране и поначалу скорее соблюдался, чем нет. Постепенно народ подстроился: алкоголь стало возможным заказать на дом – это оформлялось как аренда бутылки под залог с возможностью потом вернуть деньги. А полиция перестала замечать ночную торговлю спиртным у себя под носом. Эксперты предупреждали, что так и будет: от радости позвенеть рюмками мало кто откажется, только деньги потекут мимо государственного кармана. А снижение легального сегмента рынка компенсирует самогон.
И хотя риторика властей касательно алкоголя после 2014 г. не изменилась, пошли совсем другие решения. За 4 года акциз на алкогольную продукцию с объёмной долей этилового спирта свыше 9% вырос лишь однажды и очень незначительно: с 500 до 523 рублей за литр. Следующее повышение вышло только в 2020 г. – также весьма скромное, до 544 рублей. При этом мы видим, что с акцизами на бензин власти не церемонятся – они прибавляют к цене по 15–30% каждый год.
Водка стала чуть ли не единственным продуктом, который кое-где подешевел в рознице. И всё потому, что в 2015 г. Росалкогольрегулирование (РАР) согласилось понизить минимальную розничную цену на водку с 225 до 185 рублей за пол-литра. С тех пор она так и не достигла «докрымских» значений: с января 2019 г. скромная прибавочка составила 10 рублей – до 215 целковых. На телеэкраны вернулась реклама вина и пива, а в регионах стали отменять местные ограничения: например, Самарская губернская дума отменила запрет на продажу слабоалкогольных напитков по воскресным дням с 17 до 22 часов.
Результаты не замедлили сказаться: с апреля 2017 г. по апрель 2018 г. спрос на крепкий алкоголь в России увеличился на 16%. А в 2019-м и эти рекорды перекрыли на полтора миллиона декалитров крепкого алкоголя. Опережающими темпами растёт даже алкогольный импорт: как по вину, так и по виски с текилой. Хотя, по всем прикидкам, рынок должен просесть. Как отмечает глава Центра федерального и регионального рынков алкоголя Вадим Дробиз, современный молодой человек переходит на потребление крепкого алкоголя в 27–28 лет. Сегодня в этот возраст вступает малочисленное поколение 1990-х годов. И лет десять кризиса рынку обеспечено. Зато продажи лихо пойдут вверх, когда начнёт по-взрослому бухать поколение «беби-бума» начала XXI века. А если максимально удешевить продукт, оно продует стаканы уже сегодня.
Парадокс в том, что миллениалы (граждане 1982–2000 годов рождения) стали самым трезвым поколением в российской истории. Социолог Вадим Радаев отмечал, что это свойство молодёжи 2010-х стало для него маркером, некой принципиально чертой. Поколение самого Радаева в молодости пило всё, что горит, хотя выбор напитков был скуден. А тут люди в 25–30 лет имеют доступ к сказочному многообразию – и толком не пользуются этой привилегией.
Время Брежнева нередко называют «благоговейным застоем»: ни бунтов, ни революций, ни оппозиции. А чему удивляться: основная масса зарплат колебалась в пределах 130–250 рублей, своё дело не открыть, в Таиланд в отпуск не слетать. Зато каждый советский мужчина, включая юношей, стариков и малопьющих мусульман, выпивал около 100 бутылок водки в год. К началу 18-летнего правления Брежнева пили 4, 6 литра спирта на душу, к концу – 10, 6 литра – разница почти в 2, 5 раза.