В Госдуме предложили создать должность военного омбудсмена. Предложение обусловлено участившимися случаями неправомерного призыва на службу в рамках частичной мобилизации. Существующего института гражданских омбудсменов явно недостаточно. Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации Татьяна МОСКАЛЬКОВА высказала своё мнение по этому вопросу.
«Безусловно, с учётом сегодняшней особой ситуации, связанной со специальной военной операцией и частичной мобилизацией, вопросы повышения гарантий прав военнослужащих и введения дополнительных инструментов защиты их прав, прав призывников и членов их семей, являются для меня одними из приоритетных, – сказала Татьяна Москалькова. – Именно поэтому у нас в рабочем аппарате сформированы и эффективно работают две специальные группы, рассматривающие в экстренном порядке обращения по данной тематике. Работает горячая линия. Установлено тесное взаимодействие с Министерством обороны, Главной военной прокуратурой, прокуратурами и военкомами субъектов Российской Федерации, с общественными организациями. Входим в состав Всероссийского штаба Минобороны».
«Ни одно обращение граждан: и военнослужащих, и призванных в рамках мобилизации, и членов их семей – не остаётся без ответа, – заверила уполномоченный по правам человека. – Совместными усилиями сотням граждан уже удалось помочь в решении сложных вопросов. Буду и дальше наращивать усилия в этом направлении.
Татьяна Москалькова также отметила, что практически все уполномоченные по правам человека в субъектах Федерации являются членами мобилизационных штабов. Они постоянно ведут личный приём, работают в режиме видео-конференц-связи.
«Как уполномоченный по правам человека, я вижу, что органы военного управления и прокуратуры ведут последовательную работу по укреплению законности, дисциплины и правопорядка в Вооружённых силах РФ. В этой работе институт уполномоченных по правам человека является тем средством, которое дополняет существующие механизмы защиты прав и свобод граждан, – добавила Татьяна Москалькова. – Уверена в том, что сейчас необходимо объединить усилия всех, кто защищает права «человека с ружьём», его родных и близких. Оттачивать и совершенствовать уже наработанный российскими омбудсменами опыт, а не начинать заново создавать с нуля новые структуры. Институт уполномоченных по правам человека, обладая предусмотренными специальными федеральными законами компетенциями и опытом, готов внести в это свой вклад».
Член СПЧ и председатель Национального антикоррупционного комитета Кирилл Кабанов согласен с этим мнением: «Создание нового государственного института военного омбудсмена – бестолковое, конъюнктурное и вредное предложение, ведущее к излишней бюрократизации».