Спецмеры для бизнеса
12 октября 2022, 20:04 [«Аргументы Недели», Глеб Покатович, первый вице-президент ЦСР ]
С началом частичной мобилизации в России стало ясно, что в действующей нормативно-правовой базе есть пробелы, которые не позволяют сформировать баланс между геополитическими и социально-экономическими интересами государства. Задачи стабилизации экономической динамики и ее восстановления в дальнейшем требуют максимально возможного сохранения экономического потенциала, особенно в секторе малого и среднего предпринимательства (МСП), на развитие которого государством было затрачено много времени, ресурсов и усилий.
Столкнувшись с новым вызовом, правительство в очередной раз доказало свою способность действовать быстро и по делу – способность, которая со всей очевидностью проявилась в условиях ковидного кризиса и введенных санкций.
Старая модель управления, которую немало и заслуженно критиковали в прошлом, сегодня уступает место механизму, основанному на разработке скоординированных планов действий – с жесткими сроками, ответственностью и способностью всех задействованных участников добиться результата.
Новый план, утвержденный премьером, дает ответы по крайней мере на часть вопросов и проблем, возникших у предпринимателей и их сотрудников. Эти проблемы можно разделить на четыре основных блока. Прежде всего, это отношение статуса военнослужащего и статуса предпринимателя, занятость, кредитные и налоговые обязательства, а также госконтракты и, наконец, обязательства в рамках государственной поддержки.
В первом пакете срочных предложений необходимо было предусмотреть саму возможность сохранить бизнес, а при необходимости – передать дела доверенным лицам и в ускоренном порядке оформлять требуемые для этого доверенности.
Второй аспект – в случае фактического прекращения деятельности работодателя в связи с призывом по мобилизации сотрудники должны иметь возможность трудоустроиться, если формально уволиться у них нет возможности.
Третий – это набор обязательств, который есть у каждого активного предпринимателя, начиная от кредитов и налогов и заканчивая государственными закупками. Ведь поставить бизнес «на паузу» и потом продолжить с того же места совсем непросто, особенно для микропредприятий и ИП. Даже при том, что кредитные и налоговые «каникулы», отсрочки по аренде, возможность изменения условий госконтрактов по 44-ФЗ, отсрочка разрешительных и аттестационных процедур дают такую возможность.
Наконец, государство должно быть готово скорректировать параметры предоставления грантов предприятиям, в которых учредители, руководители или сотрудники попали под частичную мобилизацию. Именно политика государства может стать образцом действий для остальных экономических агентов, задействованных в реализации текущих мер государственной поддержки.
При этом весьма важно, чтобы региональные власти и федеральные органы на местах не просто соблюдали букву нормативно-правовых актов, спускаемых из федерального центра, но и были готовы действовать проактивно и инициировать необходимые изменения, если этого будет требовать конкретная ситуация.