В России валовой сбор зерновых культур может быть увеличен до 200 млн тонн в год
№ () от 30 сентября 2022 [«Аргументы Недели », Владимир Леонов ]
Специальная военная операция совсем не требует закрыть глаза на невоенные сферы экономики. Скорее наоборот, надо сделать страну более эффективной, модернизировать целые отрасли. И чем быстрее, тем лучше – наглость наших бывших «партнёров» объясняется их самодовольной уверенностью в финансово-экономическом превосходстве. Они считают, что так будет продолжаться вечно – роли государств расписаны и утверждены на века. Нам, как помните, отвели роль бензоколонки. Но забыли про главное преимущество России – способность рождать уникальные технологии и накормить в прямом смысле весь мир. И не дрянными, насквозь прохимиченными продуктами, а чистой от всякой гадости пищей. Гигантская территория позволяет, а талантливые люди знают, как это сделать. Учредительное собрание «Консорциума производителей органических удобрений», оно состоялось 28 сентября, давно назрело и, что удивительно, собрало академиков, специалистов, бизнесменов, конструкторов, производственников, способных на самом деле перевернуть мир. Но в лучшую сторону!
Дайте нам точку опоры, и мы… вернём землю!
Такой девиз у подготовленной организаторами презентации. Осталось определиться с точкой опоры. Но сначала – зачем стоит городить огород. Есть тысячи людей, учёных и рядовых агрономов, считающих что органическое земледелие, органическое растениеводство привнесено нам с Запада как модное течение, способное угробить наше сельскохозяйственное производство. То есть конкуренты нам гадят. Как нагадили в авиационной отрасли с введением ограничений по шумам и эмиссии для двигателей пассажирских самолётов – наши лайнеры советской постройки, такие как Ил-86 и Ту-154, оказались под запретом для полётов в небе Европы. А сейчас пытаются сделать наше зерно, подсолнечник и прочие высокодоходные экспортные пищевые продукты неконкурентоспособными на «цивилизованных» рынках. На самом деле западный мир сам вовсю использует минеральные удобрения, пестициды, инсектициды и все остальные достижения химической промышленности, включая ГМО. Продукция отдельных агропроизводителей, сертифицированная как органическая или экологически чистая, во многих странах дотируется государством и стоит в разы дороже на прилавках магазинов. А продукты для массового употребления получают интенсивным способом – минеральные удобрения, гербициды от сорняков, инсектициды от вредителей. Именно поэтому поднялся вселенский вой, когда санкционный молот добрался до российских и белорусских производителей минеральных удобрений, когда подрубили экспорт нашего газа в Европу, – ах, миру грозит недостаток продовольствия и голод! Ну-ну... Более того, за последние годы цены на минеральные удобрения и так выросли в разы и будут продолжать расти в основном ввиду высокой энергоёмкости производства и дефицита энергоресурсов. Более 20 крупных заводов в Европе по производству минеральных удобрений уже остановили свои производства, и данная тенденция, по прогнозам аналитиков, будет только усиливаться. Следовательно, за рубежом стремительно выросший спрос на органические удобрения и землепользование – вынужденная мера.
Органики у нас навалом...
Другое дело, что именно органическое земледелие и в самом деле способно землю-матушку сохранить и улучшить, получить отличные результаты при минимальных затратах. Но для этого что-то должно перевернуться в головах наших аграриев и крестьян. А главное – в головах большинства руководителей крупных агрохолдингов.
В каком состоянии земли сельскохозяйственного назначения в России, говорит статистика. Пусть рекордные урожаи последних лет утверждают, что всё идёт отлично, вроде бы верной дорогой идём, товарищи, но состояние почв далеко не радужное. Даже по официальным данным Минсельхоза в РФ, в 2019 г. не использовалось около 19 млн гектаров пашни, а по экспертным оценкам, куда больше – 55 млн га. Земельный клин Российской Федерации составляет около 120 млн га, из которых более 75–80 млн га срочно нуждаются в восстановлении плодородия почв. Проблемы деградации пахотных земель (истощение, снижение отдачи на внесённые минеральные комплексы, переуплотнение и т.д.) сводятся по своей сути к потере биологической активности почв, для восстановления которой наиболее эффективным средством является внесение на поля органических удобрений. Сюда можно смело включить борьбу с опустыниванием (Калмыкия – первая в Европе пустыня!), введение в оборот залежей и ремедиацию почв после ядохимикатов. Да и многие водоёмы тоже подубиты пестицидами, которые смывают дожди с полей. При решении этой задачи валовой сбор только зерновых культур может быть увеличен до 200 млн т в год.
Что у страны для этого есть? Всё, что необходимо! Запасы сырья для производства органических удобрений у нас – одни из крупнейших в мире. Огромные залежи навозов и помётов с ежегодным пополнением на 400 млн тонн. Для множества живущих по соседству с крупными животноводческими комплексами это постоянная головная боль и, мягко говоря, дискомфорт. А для животноводов и птицеводов – финансовые потери, за экологический ущерб приходится платить. Ещё у нас крупнейшие в мире запасы торфа (150 млрд тонн), с ежегодным приростом, сапропель (многовековые донные отложения пресноводных водоёмов, которые сформировались из отмершей водной растительности, остатков живых организмов, планктона), древесные отходы, отходы производства и оборота продуктов питания. То есть исходные материалы для органического земледелия присутствуют в избытке.
Осталось всё это только поднять. В России есть кому это сделать – за последние десятилетия у нас в стране созданы инновационные технологии переработки органики и создания эффективных препаратов для земледелия, не имеющие аналогов в мире. На сегодняшний момент в России работает более 200 разных производителей органических, органоминеральных и органогуминовых удобрений. Старый друг редакции «АН» и создатель «Биоклада» Николай Рябчевский вместе с партнёром-математиком, у которого сейчас собственная звероферма, Олегом Коваленко собрали подвижников органической идеи, более 40 человек, и взялись за дело. Консорциум создаётся для того, чтобы собрать их в единую команду, в кулак, а не тыкаться растопыренной пятернёй в глухую стену непонимания.
Кораблями возить будем
Для организации подобной работы необходимо построить по одному заводу на каждый вид сырья, а именно – по помёту, по торфу, по сапропелю, по глаукониту и по бурому углю. Произвести международную сертификацию данных производств, ввести выпускаемую на них продукцию в список разрешённых Министерством сельского хозяйства препаратов. И браться за дело – возрождение почв, внедрение органических удобрений в практику фермеров и агрохолдингов. Кораблями за рубеж продавать можно – возьмут! Стоимость подобного вида удобрений на мировых торговых биржах находится в пределах 1200–1500 долларов за тонну гранулированного птичьего помёта, а стоимость рассыпного биогумуса и вермикомпоста – 500–800 долларов за тонну. Стоимость жидких и пастообразных концентратов находится в пределах 3000–5000 долларов за тонну.
Следует признать, «Консорциум производителей органических удобрений» сумел собрать, казалось бы, разных по интересам людей нашей страны и ближнего зарубежья. Игорь Сенин только вернулся из поездки в Судан, где с руководством страны и вождями племён вёл переговоры по возможности работы в этой африканской стране, где на каждого жителя приходится несколько голов скота. Доктор наук и организатор новой системы финансирования и фондирования регионов Валентин Назаров предложил оптимальный метод продвижения органических удобрений – это вынесение на региональные парламенты законов об обеспечении населения этих регионов здоровыми продуктами в некотором проценте от общей продуктовой корзины, пусть даже они будут дороже. Эти региональные законы автоматически станут законами РФ, а все аграрии вынуждены будут им следовать. Селекционер Виктор Старцев заявил, что переходный период для органоминеральных удобрений необходим: «Также нужны семена для органического земледелия, поскольку все сегодняшние семена заточены на минералку». Говорилось о необходимости разработки наборов типовых решений для повышения плодородия (биологической ценности) в основных почвенно-климатических зонах России. А в перспективе для глобального рынка, с учётом климатической специфики.
В действительности создаваемый консорциум задуман только одним, хотя и важным элементом для построения национальной сетевой системы аграрных кластеров, каждый из которых будет состоять из завода органических удобрений, машинно-тракторной станции (МТС), логистического комплекса, кормоцеха, заготконторы, племенного хозяйства, опытного поля. Все эти элементы должны создать комфортную инфраструктуру для развития личных, фермерских и кооперативных хозяйств, вовлечения местных трудовых ресурсов, роста рынка труда и повышения благосостояния села. В этой системе заводы удобрений и МТС будут формировать биологическую ценность региональных земель. А дальше земли перейдут в целевое использование малому и среднему бизнесу для выращивания «чистых» продуктов с обязательством выкупа готовой продукции агрокластером – при поставках удобрений и прочих расходных материалов, предоставлении услуг МТС, агрономическом сопровождении. Не забыто и животноводство. Развитие собственного племенного животноводства предназначено для обеспечения малого и среднего бизнеса высокопродуктивными породами для откорма, доращивания на условиях выкупа продукции живым весом. При этом планируются отказ от антибиотиков и гормонов роста, замена их высокоэффективными кормовыми добавками – иммуномодуляторами, производимыми в агрокластере (суспензия и метаболиты Chlorella, функциональные насекомые Hermetia Illucent, продукты углублённой переработки молочной сыворотки, суспензия Bacillus Subtilis, питьевые гуматы, агрофульваты и др.).
Сложность перечисленных задач, явно не вписывающихся в доминирующий с 1930-х годов аграрный уклад, потребует поддержки в органах законодательной и исполнительной власти, в связи с чем предложено сформировать Совет попечителей, состоящий из влиятельных политиков, академической науки, экологии, образования, профильных министерств и ведомств. Инициаторы проекта считают кандидатуру сенатора Савченко Евгения Степановича, совершившего настоящий прорыв в сельском хозяйстве Белгородской области, наиболее достойной фигурой для того, чтобы возглавить Совет попечителей. «Аргументы недели» обязательно будут следить за продвижением отличной идеи в жизнь.
И здоровье тоже...
На сегодняшний момент вся сельскохозяйственная отрасль построена на принципах масштабного внесения минеральных удобрений и химических средств защиты растений, что повлекло за собой огромную потерю плодородия земель сельхозназначения. В рамках этих технологий образовалось до 35 млн гектаров деградировавших «кислых» почв, что существенным образом сказывается на вопросах продовольственной безопасности, экологии и общенационального здоровья. А в целом на планете 25 млн квадратных километров «кислых» почв, которые выдают в атмосферу парниковых газов больше, чем вся промышленность мира вкупе с автотранспортом и тепловыми электростанциями. Отсюда – дети-аллергики, непонятно откуда возникший вал онкологических заболеваний и другие беды.