Подписывайтесь на «АН»:

Telegram

Дзен

Новости

Также мы в соцсетях:

ВКонтакте

Одноклассники

Twitter

Аргументы Недели → Общество 13+

«От стартапа до главы отдела аналитики Tinkoff Путешествия: Ирина Пилявская о выборе карьеры и как добиться успеха в профессии»

, 17:03

«От стартапа до главы отдела аналитики Tinkoff Путешествия: Ирина Пилявская о выборе карьеры и как добиться успеха в профессии»

Сегодня Ирина Пилявская работает на позиции Head of Analytics в банке Tinkoff. До этого она шесть лет занималась аналитикой в проекте “Кошелёк”, где досконально изучила профессию и разработала инструменты для оптимизации процессов. Она рассказала о том, как училась продуктовой аналитике и какие у нее профессиональные достижения.

Начало пути

Ирина закончила бакалавриат и магистратуру университета ИТМО по специальности “Бизнес-аналитик” – профессии “продуктовый аналитик” тогда не существовало. Процесс поиска работы после выпуска был долгим, потому что хотелось заниматься разработкой проектов с нуля, а не внедрением уже существующих продуктов. Развитие в прогрессивной, западно-ориентированной IT-компании на тот момент было приоритетнее большой зарплаты, поэтому, когда перед Ириной встал выбор, она предпочла интересный оффер тому, где обещали лучший заработок. Так она начала свой путь на должности аналитика данных в капиталообразующем проекте I-FREE, а точнее, в одном из их стартапов – Синквэра. Там Ирина проработала год, занимаясь созданием рекомендательной системы в ритейле, в частности для "Улыбки Радуги". Для того чтобы оптимизировать алгоритмы работы с клиентами она анализировала, какие товары покупают родители своим детям. Ирина вспоминает, что могла часы проводить на материнских форумах, чтобы научиться по размеру детских колготок определять, сколько ребенку месяцев. Определение возрастной группы ребенка, для которого родители покупают товары, дало возможность предлагать клиентам купоны для покупки вещей “на вырост”.

Ирина признается, что тогда, в начале карьерного пути, плохо понимала значение своей работы и то, как используются полученные ей данные. Она по-настоящему углубилась в профессию, работая на проекте “Кошелёк”, в который перешла из Синквэра. Ирина попала в компанию на начальном этапе ее развития: “Кошелёк” только вышел на Google play, и можно было проанализировать реакцию аудитории на него. Именно в этом проекте Пилявская начала разбираться в маркетинговых метриках, инструментах аналитики пользовательского поведения. Первые четыре года она работала единственным аналитиком в компании, у нее не было ментора, и не существовало еще литературы для российской аудитории по продуктовой аналитике. Приходилось опираться на опыт таких же первопроходцев в этой сфере и использовать в качестве учебника доклады на конференциях, например, Go Analytics!

В “Кошельке” Ирина в одиночку с нуля выстраивала первое в компании DWH (хранилище данных), отчетность, дашборды, процессы анализа данных. Будучи единственным аналитиком, она постоянно общалась с менеджерами разных отделов, чтобы понять, как и зачем они используют данные, которые она предоставляет. Это помогло ей повысить собственную эффективность, а потом, собрав команду, Ирина на собственном опыте могла объяснить каждому сотруднику, как встроиться в процессы.


Достижения

За 6 лет работы в “Кошельке” Ирина внедрила несколько решений, существенно увеличив эффективность работы компании. Совместно с маркетологом разработала рекомендательную систему маркетплейса, которая улучшила выпуски скидочных карт на 20%. В основе проекта лежало разделение аудитории по сегментам (пол, возраст, семейное положение, гео и тд.), и сравнение разных групп с точки зрения их активности в приложении.

В 2016 году Пилявская выиграла в Хакатоне – внутреннем конкурсе “Кошелька”, в рамках которого сотрудникам предоставляется возможность в течение двух дней разработать и предложить идею нового продукта или фичи для улучшения пользовательского опыта, а также внутренних процессов. Ирина предложила идею пользовательского функционала – теперь при регистрации нового пользователя “Кошелёк” определяет, есть ли у клиента пластиковые карты лояльности партнеров через поиск в их CRM-системах, и подтягивает их виртуальный аналог на главную страницу приложения. Так, сразу после регистрации новый пользователь уже может применять карты, которые существуют у него в физическом формате. Проект, разработанный совместно с дизайнером и маркетологом, был признан лучшим, и в результате появился продуктовый функционал, который работает до сих пор.


Как выглядит “идеальный аналитик”

За годы работы у Ирины сформировалось четкое понимание того, как должен выглядеть хороший аналитик и какое огромное значение для его работы имеют soft skills. Набирая команду в свой отдел в “Кошельке”, она заметила, что многие сотрудники не умеют грамотно презентовать результаты своих исследований. Дело в том, что в университетах аналитиков учат высшей математике и не объясняют, что академическая работа и бизнес-отчет – разные вещи. Поэтому, приходя в профессию, аналитики не думают о том, кто будет читать их отчет и как будут использованы данные. Важно понимать, что данные, которые аналитик отдает другим специалистам, – это тоже продукт. Презентация должна быть выстроена грамотно и настолько понятно, как если бы вы объясняли свои подсчеты 9-летнему ребенку. Иначе работа пойдет в стол. Еще одно безусловно важное качество для специалиста – самостоятельность, то есть чем меньше тратит время менеджер на объяснение и контроль задач аналитика, тем более ценным сотрудником он является.

Работа в Tinkoff

В сентябре 2021 года Ирина перешла в Tinkoff Путешествия на позицию Analyst Team Lead: занималась менторством и следила за атмосферой в команде. Пилявская сразу увидела, какие боли есть у сотрудников и как можно перестроить рабочие процессы.  Довольно быстро ее повысили до Head of Analytics.

Ирина присоединилась к проекту в момент, когда встал вопрос о возможных улучшениях подразделения – идеальный момент для участия аналитика. Она разделила сотрудников по продуктам внутри Путешествий и оптимизировала процессы: помогла автоматизировать рутинные задачи, пересмотрела процессы планирования и работы.  Также был создан канал Analytics Asks с ответами на самые распространенные рабочие вопросы, что значительно упростило коммуникацию. Количество стресса сократилось, повысился уровень счастья и мотивации сотрудников.

В настоящее время

Недавно Ирина с командой из двух HR-специалистов и четырех аналитиков разработала “Матрицу компетенций” для сотрудников аналитических отделов всего банка Tinkoff. Это инструмент для оценки работы сотрудника по ряду навыков и присвоения ему грейда: Junior, Middle, Senior. Первую такую матрицу Ирина разработала еще в “Кошельке”, но тогда она делала это в одиночку. Эта система помогает сотрудникам понять свою роль в компании и требования к нему, он может отслеживать свой прогресс и объективно себя оценивать. Матрица динамична, и любые новые запросы руководителя четко отражаются в ней.

Планы на будущее

Сейчас Ирина активно занимается развитием своей команды: учит выстраивать продуктовое мышление, выходить за рамки одного продукта и коммуницировать с кросс-командами, а также глубже погружаться в бизнес показатели. В будущем Пилявская хочет увеличить команду в два раза и выстроить иерархии метрик по продуктам.

Подписывайтесь на Аргументы недели: Новости | Дзен | Telegram