К осени 2022 года мир российского автолюбителя наконец пришел в относительное равновесие. Отгремели новости об остановке производства Volkswagen, Mercedes-Benz, Nissan, продаже завода Renault, а также ожидаемом, но все никак не наступающем тотальном дефиците запчастей. Конечно, ситуация в современном российском автомобильном мире остается нестабильной, но все же есть и позитивные моменты. Часть запчастей оказалась вполне импортозаместимой, и среди неё оказались накладки на тормозные колодки. В чем же причина данного феномена и почему другие не последовали этим путем?
Дорогостоящий пиар
Можно сказать, что отечественные накладки на тормозные колодки существуют в «параллельной реальности» вот уже более 20 лет. Накладки на тормозные колодки – это именно та часть системы, которая непосредственно захватывает тормозной диск и останавливает его. Она подвержена высокому уровню трения и нагреву. Соответственно, накладки должны быть изготовлены из устойчивого к данным воздействиям материала. До 90-х годов крупнейшие автопроизводители активно использовали для этих целей асбест. Это волокнистый минерал, выдерживающий экстремальный нагрев, устойчивый к механическим повреждениям и нагрузкам. За счет своей структуры, напоминающей волокна шерсти (его еще называют «горный лён») он очень удобен в обработке, служит долго и, в целом, эффективно решает все возложенные на него задачи.
Впрочем, прошедшее время было использовано не зря. Начиная с 70-х годов в Европе началась массовая кампания против использования асбеста во всех сферах производства. Она основывалась на исследованиях, связывавших применение «горного льна» и онкологических заболеваний. Сегодня мы можем утверждать, что паника вокруг асбеста была оправдана лишь частично. В Европе активно использовали амфиболовый асбест, одну из разновидностей волокнистого минерала. Он представляет собой сложный гидросиликат, в составе которого присутствует железо. Волокна амфиболового асбеста при попадании в легкие человека остаются там на долгие годы, поскольку они устойчивы к кислоте. Клетки-«уборщики» легких, альвеолярные макрофаги, не могут их растворить, что приводит к прогрессирующим травмам легочной ткани. На территории СССР же добывали и применяли хризотиловый асбест, представляющий собой гидросиликат магния. Он не обладает устойчивостью к кислоте, так что альвеолярные макрофаги выводят его за короткий промежуток времени.
В статье «Токсикология асбестосодержащих тормозных накладок: роль в развитии мезотелиомы» профессор-токсиколог Дэннис Паустенбах отмечает, что рабочие, которые трудились в авторемонтных мастерских с асбестовыми тормозными колодками не испытывали каких-то особых проблем со здоровьем по сравнению со своими коллегами. Более того, под воздействием трения и высокой температуры хризотил в накладках на тормозные колодки превращается в форстерит. Этот минерал также не представляет угрозы как для здоровья человека, так и окружающей среды. Дополнительно это означает, что автовладелец де-факто не может столкнуться с любым асбестовым волокном в чистом виде – оно будет либо в составе накладок, т.е. находится в связанном состоянии, либо в виде форстерита.
В другом исследовании «Биоперсистенция волокон канадского хризотила» ученый прямо утверждает на основании солидного корпуса лабораторных исследований, что хризотиловое волокно выводится из организма человека за короткий промежуток времени и не наносит ему вреда. Наконец, большое исследование «Воздействие асбеста и искусственных волокон в производстве и риск рака легких: исследование методом случай-контроль в Европе» показало, что на территории стран бывшего Варшавского договора случаи заболеваний, которые можно связать с асбестом, стремятся к статистической погрешности, в то время как в Европе их количество весьма велико.
Тем не менее, активисты, ряд чиновников и многие СМИ назвали все виды асбеста «вредным», создав настоящую истерию вокруг минерала. Стремясь уйти от возможных репутационных потерь, крупнейшие производители автомобилей, до того широко использовавшие асбестовые накладки, поспешили отказаться от них. Для дорогих автомобилей начали использовать синтетические аналоги волокна, кевлар и карбон, а в массовом сегменте перешли к стальной стружке. Первые аналоги асбеста оказались очень дорогие в производстве. Стальная же стружка приводит к повышенному износу тормозного диска и более частому ремонту. Все это повышало стоимость автомобиля как при покупке, так и на дистанции. Впрочем, «зеленая повестка» всегда обходится потребителю дороже – и вопрос накладок на тормозные колодки не стал исключением. Таким образом, в Европе асбестовые накладки исчезли, а в России остались. Почему? Потому что наша страна не поверила в пиар-кампанию против минерала.
Рассудок против истерии
В то время как Европа рубила сплеча, Россия прислушалась к доводам ученых, в том числе международного класса. Параллельно с западными коллегами работали и российские ученые, проводя многочисленные исследования работников асбестовых фабрик, ГОКов и заводов. Их вывод отражает постановление Правительства Российской Федерации №869 от 1998 года, указывающее на отсутствие убедительных данных, доказывающих вред хризотилового асбеста для здоровья человека. В свою очередь это означало возникновение «параллельного мира» для автолюбителей. Производство хризотиловых накладок на тормозные колодки существовало еще с советских времен, и, раз запрета на минерал не появилось, продолжило свое существование уже в российском пространстве. Благодаря высоким эксплуатационным качествам и доступности на рынке, оно сохраняло свои конкурентные преимущества и выживало под давлением западных норм. Сейчас содержащие хризотил накладки на тормозные колодки используются в грузовом транспорте и ряде отечественных автомобилей. Как следствие, когда начало 2022 года перетряхнуло всю логистику и устройство отечественного автомобильного универсума, накладки на тормозные колодки из хризотилового волокна оказались как нельзя кстати. Собственное производство на территории своей страны, независимое от импорта показало себя с лучшей стороны.
Сегодня хризотиловые накладки на тормозные колодки продолжают производить в России, они пользуются спросом на рынке стран СНГ. При учете того, что российские легковые автомобили на сегодняшний день занимают все большую долю рынка (по данным Автостата, доля LADA на 5 сентября 2022 года составляет 36,9%), логично предположить, что предложение фрикционных изделий, совместимых с ними, также будет расти. С наличием хризотиловых накладок на тормозные колодки потребитель точно не будет испытывать проблем. Если добавить к доступности повышение качества торможения и снижение износа по сравнению со стальными аналогами, то получится парадоксальная ситуация, в которой кризис стал долгожданным импульсом к возвращению наиболее эффективного типа деталей.
Вы можете прокомментировать эту статью и оставить свое мнение на нашем канале в Дзен. Подписывайтесь и комментируйте