Аргументы Недели Иркутск → Общество № 38(833) 28 сентября - 4 октября 2022 13+

В Иркутской области состоялась первая отправка мобилизованных в военные части

, 08:54

27 сентября в Иркутской области состоялась первая отправка в военные части граждан, призванных в рамках частичной мобилизации. В тревожный новостной шлейф, сопровождающий набор резервистов по всей стране, Приангарье, увы, внесло свой штрих. 26 сентября в городе Усть-Илимск местный житель напал с обрезом на военкома, выступавшего перед призывниками. К счастью, пострадавший выжил. Это единственный громкий негатив, так или иначе связанный с мобилизацией в регионе. В остальном Приангарье на фоне других территорий выглядит спокойно. Не поступает сообщений о призыве многодетных отцов, инвалидов, не служивших ранее мужчин и других категорий граждан, не подпадающих под указ президента. Тем не менее, актуальные вопросы у уже призванных остаются.

После того, как 21 сентября вышел указ президента РФ о частичной мобилизации, из ряда регионов начали поступать сообщения в духе «призывают не тех». В частности, повестки получили ранее не служившие граждане, не подходящие по возрасту, здоровью или семейному положению. В соседней Бурятии, к примеру, возвращать пришлось аж 70 многодетных отцов (имеющих четырех и более детей). Ярче других подобные перекосы прокомментировал депутат Госдумы РФ от Забайкальского края Андрей Гурулев. «Сегодня я понимаю все возмущение о действиях некоторых наших военкомов. Те, которые процесс провалили, оскандалились на ровном месте, должны где-то с кайлом в районе Магадана работать», — резанул депутат в своем личном телеграм-канале.

Иркутскую область подобные скандалы, казалось, обходили стороной. До 26 сентября, когда в Усть-Илимске местный житель прямо в городском военкомате устроил стрельбу во время выступления военкома Александра Елисеева. Стрелка оперативно задержали, возбудили уголовное дело, а тяжело пострадавший военком был прооперирован и отправлен в Иркутск. Официально мотивы нападавшего не озвучиваются, однако ряд СМИ, со ссылкой на родственников молодого человека, отмечают, что он, якобы, был расстроен несправедливым решением о призыве лучшего друга.

Не случайно многие главы регионов, к слову, главные ответственные за качество мобилизации, в экстренном порядке начали уделять пристальное внимание этому процессу. В частности, глава Приангарья Игорь Кобзев, распорядился направить в крупные военкоматы представителей правительства области, а во все без исключения — сотрудников уполномоченных по правам человека, по правам ребенка, общественной палаты региона «для формирования повестки по принятию компромиссных решений в отношении призывников».

Стоит отметить, что во всех регионах граждан призывают пользоваться горячей линией «122» для получения ответов на вопросы, связанных с мобилизацией. Правда, как это было в свое время с горячими линиями по ковиду, дозвониться туда весьма проблематично — получается не у всех и не с первого раза, не говоря о том, чтобы получить развернутый ответ. Власти на местах в оперативном порядке пытаются решить ситуацию. К примеру, в той же Иркутской области, где ежедневно на линию «122» поступает 2,5 тыс. звонков, по решению Игоря Кобзева число операторов было увеличено с 30 до 50. Почему эту логичную меру нельзя было принять до запуска линии, остается неизвестным.

Окутан туманом тайны и вопрос, связанный с обмундированием мобилизованных. Предполагается, что они должны быть обеспечены всем «от и до», однако в регионах активно распространяются методички с подробными списками снаряжения, которое рекомендуется приобрести за свои деньги. Официальных объяснений такому противоречию не приводится, но даже близкие к власти люди воспринимают это как факт.

Слово депутату Андрею Гурулеву: «Сегодня я полностью разделяю возмущение по ржавым автоматам, по отсутствию вещевых мешков, так не должно быть. Раньше у нас были громадные пункты приема личного состава, где было на 100% все, когда человек зашел туда, а через 15 минут вышел полностью снаряженный с мешком своих гражданских шмоток, который опечатывался и по почте ехал домой. Все было, отработанно все», — напоминает он.

Пока же губернаторы вынуждены вручную «нагибать» коммерсантов, решивших нажиться на возросшем спросе. Так, к примеру, в Бурятии глава региона Алексей Цыденов после общения с мобилизованными, выступил с обращением к предпринимателям. «Ребята рассказали, что резко выросли в цене спецодежда и снаряжение. Обращаюсь к продавцам, если кто-то решился нажиться в это время, заработать сверхприбыли, лучше верните цены назад, а то вам придется самим готовиться к мобилизации, дойдем до каждого», — резко высказался он.

В соседнем Забайкальском крае местный минэконом также начал мониторинг ценовой ситуации на потребительском рынке региона в сегменте спецодежды «для предотвращения возможных спекуляций».

Кроме вышеперечисленных вопросов, в надводной части информационного «айсберга», сопровождающего мобилизацию, не хватает ясности и недвусмысленности по темам, связанным с выплатами и довольствием, сохранением рабочих мест, реструктуризацией кредитов. Сведения об этом приходится искать во множестве источников, которые порой противоречат друг другу. Хочется надеяться, что ситуация по этим важным для каждого мобилизованного вопросам, будет максимально прояснена в самое ближайшее время. Как и на то, что возникающие впредь острые темы будут разрешаться профессионально и оперативно.

Фото представлены пресс-службами Правительства Иркутской области и администрации города Иркутска.

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram