> Фильм Джорджа Миллера «Три тысячи лет желаний»: сказка о магии и мрачной динамике силы​ - Аргументы Недели

//Общество 13+

Фильм Джорджа Миллера «Три тысячи лет желаний»: сказка о магии и мрачной динамике силы​

21 сентября 2022, 22:16 [«Аргументы Недели», Антон Дубровский ]

Кадр из фильма

Metro Goldwyn Mayer Pictures Inc. представляет фильм «Три тысячи лет желаний», который демонстрируется в наших кинотеатрах. Это сказка о магии, романтике и мрачной динамике силы австралийского кинорежиссера Джорджа Миллера. В свое время режиссер поразил публику серией постапокалиптических боевиков «Безумный Макс», детскими фильмами «Бэйб: Четвероногий малыш» и «Делай ноги» (за которые он получил «Оскар»), и романтическими «Иствикскими ведьмами» и «Три тысячи лет желаний». 

Актеры

Фильм «Три тысячи лет желаний» с британским актёром кино и телевидения, наиболее известным по фильмам «28 недель спустя» (2007), «Рок-н-рольщик» (2008), «Мальчики-налётчики» (2010) Идрисом Эльбой и также британской актрисой, призёром 2-х крупнейших кинофестивалей мира — Берлинского (1988, 2008) и Венецианского (1991) Тильдой Суинтон в главных ролях задуман как восторженный роман, перевязанный сочной лентой фантазии и магии.

Сюжет

В фильме «Три тысячи лет желаний» рассказывается об англичанке по имени Алитея Бинни (Суинтон). С короткой рыжей стрижкой, смелыми круглыми очками и яркой верхней одеждой, она, кажется, выскочила из миров Уэса Андерсона (сфера, с которой знакома Суинтон). В своем бодром повествовании она приглашает зрителей в свою историю, словно рассказывает детскую сказку.

Алитея Бинни (Тильда Суинтон) находит бутылку с Джинном. Она считает себя одиноким, но счастливым нарратологом, академиком, чья жизнь сосредоточена вокруг историй (и историй о историях), и она наслаждается поездками по работе в «чужие страны», такие как «Китай, Южные моря и так далее». Как собирательница историй, она утверждает, что ищет в них универсальные истины.

Алифея бродит по чужим землям, особенно ее интересуют древние истории и поиск сокровищ. Она обладает превосходной способностью распознавать необычное и на Гранд-базаре находит обожженную стеклянную лампу, затерявшуюся в груде безделушек. И хотя ее турецкий друг и владелец магазина пытаются подтолкнуть ее к покупке более красивой вещи, она твердо заявляет: «Мне это нравится. Что бы это ни было, я уверена, что у него интересная история». В итоге именно ей — туристке — суждено было найти эту лампу. И далее – привычный сюжет: когда она чистит лампу электрической зубной щеткой, могучий и огромный джинн (Эльба) вырывается из лампы, заполняя ее гостиничный номер своими широкими черными плечами и пальцами ног с золотыми кончиками.

Желания

И опять обычный сюжет: Джинн, имя которого никогда не называют, объясняет, что он связан проклятием с бутылкой, пока не исполнит 3 желания ее владельца. Зная множество историй о мошенничествах Джиннов, нарратолог просит его рассказать историю своей жизни. Джинн не особо хочет делиться этими историями, но, возможно, он чувствует себя обязанным из-за того, что она хозяйка лампы. Потому что, если она не захочет ничего желать, то он окажется в мрачной неопределенности ожидания, которое для джина равносильно смерти.

В фильме «Три тысячи лет желаний» нет никаких указаний на то, что джинн может отказаться от исполнения желания. И, даже если бы он технически мог, в состоянии ли он это сделать, если отказ от этого отправил бы его в вечное чистилище? «Если ты не загадываешь никаких желаний, — предупредил он Алифею, — я окажусь между мирами невидимым и одиноким на все времена». Поэтому он решает умилостивить своего последнего хозяина, рассказав свою историю. Услышав рассказ Джинна о разочарованиях и любви, у героини возникает только одно желание. «Мне нужно любить тебя, —  говорит она Джинну. — Я хочу, чтобы ты любил меня в ответ».

Оба персонажа фильма считают себя заключенными. Он заключен в тюрьму бутылкой, вынужден проводить вечность на дне моря или в заточении в далеких расщелинах замка. Она называет свой первый брак тюрьмой, упиваясь тем, какой свободной она себя чувствовала после развода. Тем не менее, Алифея почти не колеблется в том, чтобы вновь заключить Джинна в ловушку в такой же позолоченной клетке, тем более что та, в которую она его помещает, возможно, хуже, поскольку электромагнитные волны современных технологий могут разорвать Джинна на огненные куски.

Раб бутылки

Конечно, джинн весьма привлекателен и обладает могущественной магией, которая может исполнить самые смелые желания. Но привязанность к бутылке желаниями своего хозяина означает, что он не может принимать собственные решения. При всей своей чопорности здесь хозяйничает Алифея. Этот черный мужчина буквально пленник прихотей этой белой женщины. На протяжении всего фильма он старается угодить ей едой, интересами, историями и, когда она того желает, сексом. Но его желания не имеют никакого значения. Когда Алифея просит его поехать с ней в Лондон, его ответ не озвучен. Вместо этого в фильме показано, как она провозит контрабандой его бутылку для полета в Англию. Согласие джинна не имеет значения.

Алифея — образованная белая женщина из Великобритании, у которой есть богатство, положение и возможность путешествовать, как ей нравится. Тем не менее, она относится к джинну, как к собственности. Когда она приводит его домой в свою квартиру, то не ставит бутылку на свою кровать, где он может спать, или в комнату, где он может растянуться до своих естественных огромных размеров. Она ставит его блестящую тюрьму на полку рядом со стеклянными безделушками, словно он новое блестящее дополнение к ее декору.

«Любовь — это дар самого себя, отданный свободно, это не то, о чем можно просить. Я обманула нас обоих. В тот момент, когда я произнесла это желание, я забрала твою силу, чтобы исполнить его. Я, как никто другой, должна была это знать», — говорит она джинну.

Помимо своего интеллектуального высокомерия, Алифея признает, что ее желание лишило джинна возможности выбрать самому их роман. Столкнувшись с его буквальной дезинтеграцией, она загадывает свое 3-е желание - отправить его туда, где ему и место.

Эпилог

3 года спустя: Алифея счастлива, записывает свою историю в книгу и ждет, когда джинн вернется к ней. И он это делает в солнечный день в общественном парке. Сначала можно подумать, что это плод ее воображения. Но явь побеждает, когда джинн, весело общаясь, играет с другими посетителями парка в футбол. Без сомнения, он здесь, и он настоящий. И он действительно продолжает роман с Алифеей.

«Он приходил к ней время от времени, и они ловили каждое мгновение», — это последняя фраза Алифеи за кадром. «Он обещал вернуться при ее жизни, и для нее этого было более чем достаточно».

Источники

Миллер и его соавтор и дочь Августа Гор адаптировали для сценария «Три тысячи лет желаний» рассказ британской писательницы Антонии Сьюзен Байатт «Джинн в бутылке из стекла «соловьиный глаз», который был опубликован в одноименном сборнике и издан в 1994 году. На сам рассказ «Джинн в соловьином глазу» и сценарий большое влияние оказали «Тысяча и одна ночь».

В смешанной мозаике из фольклора, костюмов, существ, племенных масок и танцев Миллер пытается сгладить разнообразие восточных культур, явно пытаясь привлечь западную аудиторию.

Музыку к фильму написал нидерландский музыкант и композитор Анатолий «Том» Холкенборг (творческий псевдоним Junkie XL). Он и раньше сотрудничал с Миллером во время работы над боевиком «Безумный макс: Дорога ярости». Композитор также написал музыку к кинолентам «Армия мертвецов», «Лига справедливости Зака Снайдера», «Темная башня», «Алита: Боевой ангел», «Новый Человек-паук: Высокое напряжение» и др.

Съемки фильма проходили в Сиднее (штат Новый Южный Уэльс, Австралия), Стамбуле (Турция) и Лондоне (Англия, Великобритания). Вначале съемки должны были начаться в марте 2020 года, но из-за пандемии были перенесены на ноябрь 2020 года.

Мировая премьера состоялась 20 мая 2022 года на Международном Каннском кинофестивале, где картина получила положительные отзывы критиков и 6-минутные овации. Картина также была представлена на Иерусалимском кинофестивале и на Кинофестивале в Таоюане.



Обсудить наши публикации можно на страничках «АН» в Facebook и ВКонтакте

//Политика

Сенатор Косачев: решение по Украине примут не в Киеве, а в высоких овальных кабинетах

Заместитель председателя Совета Федерации Константин Косачев заявил, что принимать решение по урегулированию украинского конфликта, вероятно, будут не в Киеве, а в "более высоких овальных кабинетах". Политик сделал такое заявление, пояснив, что Украина зависима от западных спонсоров, - передает РИА Новости. По словам Косачева, также возможно, что принимать окончательные решения будут не нынешние украинские лидеры. "Весь пафос лозунгов "ни слова об Украине без Украины" может свестись к тому, что Киев просто уведомят о принятых в более высоких овальных кабинетах решениях", - выразил мнение политик. Будущий спецпосланник США по Украине Кит Келлог ранее заявил, что Дональд Трамп хочет устойчивой договоренности между Москвой и Киевом и сможет добиться ее "в относительно короткий срок". Как отметил Косачев, в какой-то степени это было бы выходом для киевского режима, который может сослаться на то, что ему не оставили выбора.