Подписывайтесь на «АН»:

Telegram

Дзен

Новости

Также мы в соцсетях:

ВКонтакте

Одноклассники

Twitter

Аргументы Недели → Общество 13+

«Ведьмак»: фантазии и реальность

, 21:10 , Журналист

«Ведьмак»: фантазии и реальность

Анджей Сапковский — польский писатель-фантаст и публицист, автор популярной фэнтези-саги «Ведьмак». Произведения Сапковского изданы на польском, чешском, русском, немецком, испанском, финском, литовском, французском, английском, португальском, болгарском, белорусском, итальянском, шведском, сербском, украинском и китайском языках. По заявлениям издателей, Сапковский входит в пятёрку самых издаваемых авторов Польши.

Охотник на монстров.

2019.

Миграция.

Дискриминация.

Аналогии с историей.

Сложности.

Политика.

Охотник на монстров.

Свой 1-й рассказ о «Ведьмаке» он опубликовал в 1986 году, за несколько лет до того, как коммунистическая партия в Польше потеряла власть. Романы Сапковского рассказывают об охотнике на монстров Геральте из Ривии, который ищет свою пропавшую приемную дочь Цири в стране, раздираемой войной. Они публиковались на протяжении 1990-х годов, но получили широкое признание только после того, как CD Projekt Investment (компания-разработчик компьютерных игр), основала в феврале 2002 года, в Польше, филиал - CD Projekt RED, для разработки игр по мотивам серии романов «Ведьмак» Анджея Сапковского. CD Projekt Red адаптировала их в видеоигры, начиная с конца 1990-х годов.

2019.

В 2019 году новая зрительская аудитория заинтересовалась выпуском «Ведьмака» от Netflix. Это американо-польский фэнтезийный телесериал, снятый по мотивам одноименной серии романов Анджея Сапковского. Премьера 1-ого сезона состоялась на стриминг-сервисе Netflix 20 декабря 2019 года, премьера 2-ого сезона — 17 декабря 2021 года. В сентябре 2021 года был анонсирован 3-ий сезон. В 2022 году на экраны выйдет приквел шоу — сериал «Ведьмак: Происхождение».

Но «Ведьмак» от Netflix, хотя и придерживается оригинала, не соответствует историческому контексту, из которого 30 лет назад возникли работы Анджея Сапковского.

Только Сапковский может точно сказать, что творилось у него в голове, когда он писал свои истории — королевства, персонажи и политические группы в историях о Ведьмаке не соотносятся в точности с какими-либо аналогами в реальном мире — но в фэнтезийных сказках есть параллели со сложными историями этнической розни и сопротивлением угнетению людей в Центральной и Восточной Европе.

Сражаться с монстрами страшно, но выживание Геральта в жестокий момент, который отражает реальный международный конфликт, говорит о реально правдивом источнике историй.

Миграция.

Фэнтезийный мир Ведьмака напоминает средневековую Центральную Европу. 1-ми разумными существами, населявшими Континент за тысячи лет до рождения Геральта из вымышленной Ривии (главного героя фэнтезийного литературного цикла «Ведьмак»), были гномы, а затем дварфы, согласно рассказу карлика Геральта - Ярпена Зигрина Цири в «Крови Эльфов», 1-м романе о Ведьмаке. Позже эльфы прибыли на Континент из иных мест и сражались с другими его нечеловеческими обитателями. Таинственное бедствие, называемое Соединением Сфер, в итоге, привело параллельные миры в соответствие с безымянным миром, на котором существует Континент. «Впоследствии люди перебрались на эту планету после разрушения их родного мира», - рассказывает один эльф Геральту в 4-й книге Сапковского о Ведьмаке - «Башня Ласточки».

Эти недавно прибывшие люди вели войну против эльфов и других нелюдей и, в конце концов, основали Северные королевства. Люди построили города на эльфийских руинах. На юге возвысилась Нильфгаардская империя. К тому времени, когда начинается история «Ведьмака», многие нелюди в Северных королевствах ассимилировались в человеческое общество, хотя они и жили в гетто, и с ними обращались как с низшим классом. Некоторые нелюди жили в дикой природе, чтобы избежать человеческого контроля. Эльфы, дварфы и халфлинги, восставшие против людей, формируют партизанские отряды скоя'таэлей, которые совершают насильственные террористические акты.

Сеттинг «Ведьмака» (и сложный конфликт, раздирающий его на части) напоминает фундаментальную историю Центральной и Восточной Европы. Часть Европы, простирающаяся от восточной границы Германии до внутренней России, подвергалась миграции и вторжению с Запада, Ближнего Востока и Азии, хотя история этого района неполна и неясна. К концу 10 века на территории проживали славяне, гунны, тюркоязычный (но также многонациональный и многоконфессиональный) хазарский каганат, германские франки, мадьяры, Киевская Русь и другие.

Сапковский вырос в стране, знающей свою историю, и, в свою очередь, история Ведьмака имеет глубокую связь с прошлым. Споры между нелюдьми и людьми перекликаются с реальными спорами о территории и гражданстве, которые проводят разделительные линии в зависимости от расы, национальности или этнической принадлежности. В Польше такое часто случалось. Но факт в том, что Польша имеет разнообразную историю, берущую корни, как минимум, в Средневековье.

Королевство Польское было основано в 1025 году, но некоторые историки считают, что его происхождение, как государства, восходит к христианизации Польши и крещению первого исторически достоверного польского князя Мешко I в 966 году. Монголы из Средней Азии пересекли русские степи, разграбили Киев, а затем в середине 13 века совершил набег на Польшу.

В 1264 году князь Болеслав Благочестивый, на тот момент герцог всей Великой Польши и Познани, издал Статут Калиша, гарантирующий евреям безопасность и личные свободы в районе Великой Польши, поскольку западные христианские государства преследовали их. Его преемники ратифицировали и расширили Статут таким образом, чтобы он распространялся на всю Польшу. Татары-мусульмане поселились в союзном Великом княжестве Литовском в 14 веке и веками жили на польских землях. Цыгане (иногда называемые европейцами «цыганами», хотя многие теперь считают этот термин оскорбительным) были зарегистрированы в Польше в 15 веке.

Дискриминация.

Несмотря на древнюю историю Польши, решение привлечь людей неевропиоидной расы к съемкам в сериале «Ведьмак» от Netflix вызвало негативную реакцию в сети, особенно после того, как многие выступили против идеи, что приемную дочь Геральта, Цири, может сыграть кто-то не белый. (Постановка остановилась на британской актрисе Фрейе Аллан, которая является белой). Однако общий состав, играющий людей и нелюдей, разнообразен. Шоураннер Лорен С. Хиссрич, американский сценарист и телепродюсер, которая также является исполнительным продюсером телесериала «Ведьмак». Так прокомментировала свой выбор актеров: «Книги польские и наполнены славянским духом. Было важно сохранить тот же тон в нашем шоу. «Ведьмак» ДЕЙСТВИТЕЛЬНО интересен, когда дело доходит до изображения расизма, потому что речь идет о видах, а не о цвете кожи. Что делает персонажей «другими», так это форма их ушей, рост и т. д. В книгах никто не обращает внимания на цвет кожи. В сериале... тоже никто.»

Северные королевства континента Ведьмака представляют собой сложные общества, в которых дискриминация сочетается с неохотным сосуществованием и случайным сотрудничеством. Эльфийские мудрецы сначала помогали людям научиться контролировать магию, прежде чем их отношения испортились и переросли в насилие. Сапковский представляет и эльфов, презирающих людей, и эльфов, которые ассимилируется с ними. Некоторые дварфы служат банкирами у людей или агентами у человеческих королей, но подвергаются риску из-за того, что не присоединяются к нечеловеческому восстанию.

Нелюди стереотипны и являются объектом пропаганды. Нападения на нелюдей происходят часто и называются погромами. Это русское слово используется для описания насилия со стороны толпы, направленного против евреев и других этнических групп в Центральной и Восточной Европе. Ведьмаки, мутанты, созданные магическим и химическим путем, были убиты во время погрома перед началом сериала.

Этническая напряженность, которой отмечена повседневная жизнь в Северных королевствах, похоже, в значительной степени, вдохновлена историей этнических отношений в Польше, которая была изменчивой и сложной. В средневековой Польше христианский антисемитизм приводил к вспышкам насилия против евреев. Евреи пользовались значительной религиозной свободой, проживая в Речи Посполитой, оформленной в 1569 году, но развитие еврейских общин в Польше привело к некоторому отчуждению их от христиан. Когда Содружество пришло в упадок, антисемитизм усилился. Цыганский народ также подвергался дискриминации, остракизму и преследованиям по всей Европе в средние века и позже. Польша приняла антицыганское законодательство в 16 веке, но есть свидетельства того, что некоторые люди игнорировали это. Хотя некоторые цыгане поселились в Содружестве и нашли себе работу от фермеров до ремесленников и торговцев лошадьми.

Аналогии с историей.

На Континенте часто вспыхивают войны. Завоевание Нильфгаарда, изображенное в сериале Netflix, — это лишь один из конфликтов, которые люди Северных королевств переживают на протяжении всей саги (и на протяжении всей задокументированной истории Сапковского). Отдельные королевства часто воюют между собой. Северные правители и те, кто стремится их узурпировать, иногда ищут политических союзов с Геральтом из-за его навыков бойца и охотника на монстров. Но Геральт знает о политической коррупции, угнетении и дискриминации, свирепствующих в Северных королевствах и не собирается участвовать в союзах.

Польше также не чужды война и угнетение. Начиная с 1772 года и до конца 18 века Россия, Пруссия и Австрия вторглись в Речь Посполитую и поглотили ее, поделив на 3 части. Они лишили Польшу независимости на 123 года. Польша восстановила свою государственность только в 1918 году, но ее суверенитет продлился недолго: нацистская Германия вторглась в Польшу в сентябре 1939 года и оккупировала западную половину страны, изгнав польское правительство. В конце того же месяца Советская Армия перешла в Восточную Польшу. Разделение Польши многими считается результатом секретного пункта Пакта о ненападении между Советским Союзом и Германией. Нацисты создали гетто, в которых содержались евреи, и организовали концентрационные лагеря и лагеря смерти, включая Освенцим.

Нелюди Ведьмака часто бывают активными и реактивными жертвами. Эльфийские и дварфские скоя'таэли противостоят человеческому правлению с помощью вооруженных конфликтов и уловок. Некоторые эльфы придумывают политические схемы, чтобы обеспечить эльфийские права или защитить свое наследие. Геральту предлагают помочь повстанцам, но он отказывается – не хочет быть использованным в политических целях, которые могут закончиться насилием.

Отчаянные усилия нелюдей в «Ведьмаке», направленные на борьбу с угнетением, напоминают решительные меры, которые иногда принимали угнетенные люди в реальном мире, чтобы защитить себя. Нацисты использовали тысячелетнюю этническую и религиозную напряженность, чтобы оправдать порабощение и массовые убийства евреев, цыган и всех, им неугодных. Но целевые этнические группы также сопротивлялись, как могли, несмотря на возможность серьезных последствий. Евреи, в составе партизанских отрядов в Польше и Восточной Европе, вели партизанские бои против нацистов. Заключенные евреи боролись против депортации в нацистском лагере смерти Треблинка во время восстания в Варшавском гетто в 1943 году. Когда в мае 1944 года охранники СС, вооруженные автоматами, пришли перевезти жителей «цыганского лагеря» в Освенциме в газовые камеры, заключенные-цыгане вооружились всем, что могли найти, чтобы защитить себя. Их сопротивление вынудило нацистов отложить ликвидацию лагеря до августа. Поляки, которых нацисты считали низшей расой, восстали против нацистов во время Варшавского восстания 1944 года.

Сложности.

Книги о Ведьмаке изображают восстание скоя'таэлей и сопротивление Северных королевств Нильфгаарду в оттенках серого. Движения сопротивления и защиты позволяют угнетенным людям защищать свои права и независимость. Но иногда эти движения искажены и использованы в других целях.

Во 2-й войне Нильфгаардская империя тайно поддерживает восстание скоя'таэлей и использует его, чтобы дестабилизировать Северные королевства и проложить путь для вторжения Нильфгаарда. Нильфгаард обещает вернуть эльфам древнюю эльфийскую территорию Дол Блатанна в Северных королевствах в качестве платы за сотрудничество. Правители Северных королевств используют страх перед нечеловеческим восстанием для поддержки национализма в своих владениях. В «Крови Эльфов» один король даже использует невольных союзников, не являющихся людьми, чтобы заманить скоя'таэлей в ловушку. Люди опасаются, что Дол Блатанна, управляемая не людьми, может стать марионеточным государством Нильфгаарда.

Гном, друг Цири, Ярпен Зигрин, верный северному королю, ставит под сомнение мотивы и тактику скоя'таэлей в «Крови Эльфов». Он считает, что они заблуждаются и убежден, что их поддерживает Нильфгаард, еще раньше, чем это подтвердилось как факт.

 Многие люди в Центральной и Восточной Европе поддержали коммунистические партии, когда они пришли там к власти. Победа союзников над нацистами освободила угнетенных людей от режима геноцида. Во время борьбы с нацистами Советский Союз освобождал евреев из Освенцима и Терезиенштадта.

Социалистические и коммунистические партии, рекламирующие правительства, которые будут относиться ко всем одинаково, стали доминировать в Польше и Чехословакии. Югославия сформировала свою собственную социалистическую систему, прежде чем окончательно распалась на отдельные государства в начале 1990-х.

В «Крови Эльфов» Ярпен Зигрин говорит Цири, что большинство нелюдей не поддерживают скоя'таэлей и терпят сосуществование с ними. По мере развития сюжета некоторые скоя'таэли ставят под сомнение их союз с Нильфгаардом.

Использование Нильфгаардом скоя'таэлей для ведения войны отражает то, как повстанцы кооптировались в реальном мире для ведения опосредованных сражений.

В то время как вымысел снова отражает реальность, война между Нильфгаардом и Северными королевствами меняет политический ландшафт Континента, создает новые политические разногласия и усугубляет этнические разногласия.

Политика.

После распада Советского Союза демократические правительства пришли к власти в Польше, Чехии и Словакии, а также по всей Центральной и Восточной Европе. Но этническая напряженность прошлого остается, так же как погромы и дискриминация нелюдей представляют собой постоянную угрозу на протяжении всей временной шкалы Ведьмака.

Сапковский предполагает, что эти проблемы переживут конфликты, которые их породили. По-видимому, так обстоит дело в Восточной Европе. Всплеск национализма привел к иммиграционным репрессиям со стороны консервативных правительств, наряду с ксенофобией, поддерживаемой историческими страхами перед вторжением и неконтролируемым ландшафтом социальных сетей, который можно использовать для маскировки враждебных политических программ, таких как пропаганда, используемая в «Ведьмаке». Польское правительство также обвиняют в попытке повлиять на память людей о Холокосте в Польше. Проблемы такого типа характерны не только для этого региона. Они подняли головы по всему миру, в том числе и в США. Страх и ненависть к инаковости — постоянные проблемы, разрывающие мир Ведьмака на части точно так же, как они угрожают нашему миру.

Адаптация книжной серии, которую многие фанаты считают классическим образцом польской литературы, в телесериал для всего мира — это вызов, который может заставить задуматься даже Геральта.

Хиссрих сказала: «Среди трагедии, среди самого худшего, что произошло в мире, персонажи нашего шоу продолжают идти вперед через все эти сложности».

Так называемый кодекс ведьмаков, которого придерживается Геральт, дает ему возможность избегать участия в политике. Он отказывается официально вступать в союз с какой-либо политической фракцией или королевством; Ведьмак охотится на монстров только за золото. Он сочувствует потерям, понесенным нелюдьми от рук людей, но не присоединится к восстанию скоя'таэлей. Он возьмет на себя работу по охране правителей, но не пойдет в армию и не пойдет на политическое убийство. Ведьмака часто критикуют за это, а его аполитичный выбор имеет вполне реальные последствия.

 В то же время он подвергнет себя риску, защищая нечеловеческих друзей от погрома.  В «Ведьмаке» используется история для создания остросюжетной драмы, повествующей о войне и ее издержках. Свобода слова — мощное оружие. Может быть эта аналогия с действительностью, которая просматривается в сериале, поможет предотвратить геноцид в будущем.

*В публикации частично использованы материалы издания Polygon.

Подписывайтесь на Аргументы недели: Новости | Дзен | Telegram