Японские каникулы Виктора Цоя
14 сентября 2022, 20:23 [«Аргументы Недели», Антон Дубровский ]
Имя Виктора Робертовича Цоя (21 июня 1962, Ленинград, СССР — 15 августа 1990 года) — советского рок-музыканта, автора песен, поэта, художника и актёра, основателя и лидера рок-группы «Кино», входившей в «Ленинградский рок-клуб» и изначально имевшей название «Гарин и Гиперболоиды», одного из самых популярных советских рок-музыкантов известно практически каждому в нашей стране. Но все ли знают, что его песни были интересны не только поклонникам нашей страны? В Интернете можно найти рецензии слушателей разных стран на любую музыку, в том числе и на русский рок. Что думают о Цое европейцы, американцы и жители других стран, знают ли они его творчество?
Альбом «Группа крови», 1988.
Америка.
Китай.
Норвегия.
Альбом «Кино» («Черный альбом»), 1990
Италия.
Альбом «Последний герой», 1991.
Швеция.
Гастроли.
Япония.
Америка.
Отзыв американского слушателя: «Поздний советский рок-н-ролл. У вокалиста (Виктор Цой) необычный голос, который я могу сравнить только с голосом группы The Doors. Тема песен, в основном, антивоенная. Русский друг сравнивает Виктора Цоя с Джоном Ленноном».
И еще: «Не проходите мимо «Кино»! Мой родной язык английский, но я услышал эту группу, когда изучал русский. И очень этому рад! Поэзия красивая и трогательная, и песни со временем нравятся все сильнее. Они зачастую меланхоличные, но энергетика группы не даст вам сникнуть. Рад, что и другие англоязычные слушатели слушают этих парней. Они настоящие гиганты альтернативного рока, жаль, что их нет с нами».
Китай.
Меломан Китая: «Думаю, наиболее интересная характеристика у этого альбома — противоречие между угрюмым, тоскующим вокалистом и куда более бодрой ритм-секцией. Такой контраст срабатывает не всегда, но когда срабатывает (а это в большинстве случаев именно так), то получаете очень красиво».
Норвегия.
Восхищенный поклонник: «Супер фантастически хорошая пластинка, но, возможно, мне еще надо послушать ее подольше. Добротный русский продукт в стиле постпанк/новая волна. Надо будет завести моим друзьям в ближайшие дни. Интересно, кто-нибудь откажется от крутой русской музыки?»
Альбом «Кино» («Черный альбом»), 1990
Италия.
Отзыв: «Последний альбом группы, которая изменила Россию. Опубликован после гибели Цоя в автомобильной аварии. Среди прочего утверждается, что когда он ехал в машине, то как раз слушал песни, которые собирался скоро выпустить. Мне очень жаль».
Швеция.
Альбом «Последний герой», 1991.
Слушатель из Швеции: «Эта пластинка выпущена русской рок-группой «Кино» во Франции в 1989 или 1990 году — мне попадались обе даты. На моем экземпляре стоит число 1991, и я думаю, что это русский вариант все той же пластинки. Рок на русском языке часто звучит однообразно, но, в данном случае, я хочу сказать, что перед нами добротный альбом с несколькими реально хорошими рок-песнями. Я купил эту пластинку у самой группы, когда, будучи туристом, оказался в маленьком городе возле Риги, в Латвии. На улице трое парней пели песни на русском под акустическую гитару, и песня мне сильно напомнила «Space Oddity» Дэвида Боуи. Мне стало интересно, и я купил одну пластинку за смешные деньги — по цене чашечки кофе в Швеции. Несколько лет спустя я раздобыл немного информации об этой группе из музыкальной статьи на шведском. Команда «Кино» была самой популярной рок-группой России, но трагически лишилась своего лидера и певца Виктора Цоя после автокатастрофы в 1990 году. Это случилось за год до того, как я встретил оставшихся трех членов группы на улице и купил у них пластинку. В статье говорилось, что у группы были острые политические тексты и что Виктор после смерти стал в России легендой уровня Джима Моррисона».
Гастроли.
Виктор Цой гастролировал по многим городам Советского Союза, но к гастролям относился очень осторожно. Учитывая всесоюзную известность музыки группы, количество его зарубежных концертов было невелико. Существовало много причин, по которым Цой отказывался выступать за границей. Он считал, что в концертах там нет смысла, потому что иностранцам вряд ли будут интересны рокеры из Советского Союза, которые поют на незнакомом для них языке. Цой озвучивал это в своих интервью неоднократно.
Тем не менее, еще до турне по Америке группы «Парк Горького», состоялись его концерты в США, Франции, Дании, Италии. Группа «Кино» выступила на национальном американском кинофестивале независимого кино, проходившем в Парк-Сити, штат Юта, США, в конце января каждого года. Группа выступила не в полном составе. После показа фильма «Игла» на сцене выступали только Виктор Цой и Юрий Каспарян. Американская публика тепло приняла знаменитостей из Советского Союза.
Япония.
Отдельная история произошла с его путешествием в Японию. В начале 1990 года в этой стране был выпущен компакт-диск с записью альбома «Группа Крови». Впечатлившись диском, японская компания «Amuse Corporation» решила пригласить Виктора Цоя в Токио.
Представители кампании захотели познакомиться со всеми музыкантами «КИНО». Организаторы музыкального бизнеса Японии приехали в Ленинград и привезли группе в подарок, по подсказке режиссера кинофильма «Игла» Рашида Нугманова, комплект звукозаписывающей аппаратуры.
По словам журналистки, кинокритика и переводчицы Наталии Разлоговой, с которой Виктор Цой познакомился на съемках фильма «Асса» в конце декабря 1986 года и из-за которой к лету 1987 года фактически разорвал отношения со своей женой Марьяной, участники группы «Кино» встречались с приехавшими японцами на какой-то нейтральной территории, и между ними сложились теплые и дружелюбные отношения.
Компания «Amuse Corporation» хотела предложить Виктору Цою международные гастроли группы «КИНО», включая Корею. Рашид Нугманов в тот период был в Сиэтле, где занимался с американо-канадским писателем-фантастом Уильямом Гибсоном (считается гуру направления киберпанк) проектом фильма «Цитадель Смерти», в котором главную роль должен был играть Виктор Цой. Цой так и не снялся в фильме из-за своей гибели. Саундтрек в фильме должен был быть в исполнении групп «The Who» и «Кино». Поэтому вместе с Виктором в Японию поехала Джоанна Стингрей, американская певица, актриса, музыкальный продюсер и общественный деятель, популяризировавшая советскую и постсоветскую рок-культуры. Она привозила в 1980-х советским музыкантам инструменты и аппаратуру, запечатлевала на фото и видео каждый шаг Цоя, Гребенщикова и Курехина. Благодаря ей уже в 1986-м в Америке вышел альбом «Red Wave» c песнями «Аквариума», «Алисы», «Кино» и «Странных Игр».
Они были очень дружны с Цоем. Сегодня Джоанна пишет о том времени книги и даже приезжала не так давно в Москву на открытие выставки «Виктор Цой. Путь Героя», где стала сокуратором одного из залов.
В аэропорту Токио Цоя и Джоанну встретил известный японский музыкальный импресарио Йокичи Осато (Кайчо). Он занялся устройством их быта в Японии и организацией программы.
Виктору Цою импонировали вежливость японцев, их такт и мягкость, национальная черта сдержанности и природная застенчивость. Джоанна Стингрей отмечала, что Виктор, видимо, ощущал какую-то внутреннюю связь с японцами и чувствовал себя комфортно и спокойно среди них.
Во время встреч с музыкальными продюсерами и разных экскурсий хозяева терпеливо и как бы, между прочим, вели переговоры о возможности продолжения сотрудничества.
Японцы, искренне радовались Виктору Цою и показывали свое уважение и доброе отношение к нему. Они очень хотели получить «Кино» на гастроли в Японию и организовать вместе с японскими рок-музыкантами мировое турне группы. Виктор не спешил с ответом.
Все участники переговоров понимали, что в профессиональном шоу-бизнесе свои правила, которые нельзя нарушать. Примером того, чем это грозит, служили провальные концерты Гребенщикова, который поддался уговорам продюсеров и после этого потерял многих поклонников. И Виктор понимал, чем может обернуться ошибка. Цоя нельзя было привлечь ничем. И японцы это понимали и очень осторожно шли к своей цели, продумывая каждое действие.
Близкие Виктора вспоминали, что Цой не признавал компромиссов и никакие перспективы не могли его заставить отступить от того, что он считал правильным. И если устанавливались профессиональные контакты, то только на его условиях и никак по-другому.
Цой вспоминал: «Все 3 дня в Японии были посвящены всевозможным развлечениям и посещениям модных и культурных мест». Джоанна Стингрей рассказывала, что «они веселились как дети и в полном смысле этого слова наслаждались жизнью. Виктор всем очень нравился, особенно девушкам, потому что он выглядел по-восточному, но был выше всех, что их и покорило. Японские девушки, как известно, весьма застенчивые, поэтому они только украдкой смотрели на него и хихикали. Японские девушки влюбились в Виктора. Каждый раз при его виде они смущались, хохотали и убегали от него, считая Виктора очень красивым, очень высоким и очень величественным».
Йокичи Осато, Цой и Джоанна были гостями на концерте группы «Southern All Stars», популярной в Японии. Концерт всем очень понравился. Их сценическое шоу было похоже на постановки «Pink Floyd».
Цою очень импонировала мелодичность японских песен. Он назвал музыку группы «Southern All Stars» «современным вариантом Фрэнка Синатры в японской интерпретации». Но рок–музыка японцев не вызвала у него положительных эмоций. Он заметил: «Когда японцы пытаются играть какие-то роки — это, конечно, смешно».
Виктор и фронтмен группы «Southern АН Stars» Кейсуке Кувате стали друзьями. Кейсуке Кувате подарил ему запись одного из своих альбомов и великолепную черную гитару «Yamaha». Джоанна вспоминала, что Цою было приятно получить такой подарок и гитара ему очень понравилась.
Перед возвращением Виктора Цоя домой, вечером, перед отъездом, в одном из баров, японцы устроили в честь него вечеринку и на ней трогательно назвали его «братом».
В публикации частично использованы материалы журнала «Maxim».